Вы здесь: Главная > Без рубрики > ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Козлова Альбина Ринатовна

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с УИОП» г. Бугульма

Одной из базовых компетенций, которая создаёт основу для самообучения и самообразования является сформированная читательская компетентность.

А что может способствовать формированию читательской компетенции? Каким инструментом должен овладеть учитель для решения этой задачи?  В поиске ответа на этот вопрос я открыла для себя технологию развития критического мышления.

Идея моего опыта: использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения как средство формирования читательской грамотности.

Цель: формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма у младших школьников средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Основой технологии является коммуникативно — деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Данная технология была разработана в конце XX века американскими учёными, в российской педагогической практике применяется с 1997 года.

Как выглядит данная технология на практике? Прежде всего, ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями, читают, пишут, обсуждают прочитанное, работают в группе. Роль учителя – в основном координирующая.

Заложенная в технологии базовая модель (Вызов – Осмысление – Рефлексия) содержит большие возможности для повышения эффективности навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма. Первый этап (стадия «Вызова») призван включить механизмы мотивации. Еще до знакомства с текстом ученик начинает активно размышлять по поводу изучаемого материала. Непосредственно чтение осуществляется на стадии «Осмысления». Методические приёмы на этом этапе позволяют реализовать идею вдумчивого чтения, научить школьника активно воспринимать информацию.  Работа на стадии рефлексии способствует присвоению новой информации. Именно на этой стадии возрастает роль письма, которая способствует  организации процесса размышления.

Приёмов технологии РКМ существует множество, среди них есть как универсальные, так и позволяющие организовать эффективную учебную деятельность на каждой стадии урока. Предлагаю рассмотреть некоторые из приёмов на уроке литературного чтения  по теме «Урок доброты, верности, преданности» по произведению Л.Н. Толстого «Лев и собачка» 3 класс, УМК «Школа России».  

         Образовательная цель урока: исследование идейно-художественного смысла произведения через содержание текста.

Это второй урок по данному произведению. На первом уроке дети познакомились с биографией писателя, прочитали произведение,  а также была проведена лексическая работа. 

На этапе «вызова» я актуализировала имеющиеся у обучающихся знания, постаралась пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, а также их речевую активность. С этой целью я использовала приёмы «Корзина понятий», «Уголки», «Чтение с пометами».  Также  данные приёмы позволяет  развивать навык аргументированного рассуждения.

Работа с классом Работа со слушателями
-Кто этот человек? Что вы о нём знаете? Дети называют слова, словосочетания. /Работа в группе.

 

Л.Н.Толстой         разные жанры

писатель              о детях, о животных

Ясная Поляна

граф

— Используя данные слова, составьте рассказ о человеке, который изображен на слайде. /Работа в паре.

 

-На доске рисунок корзины. В неё будем условно собирать всё, что знаем по теме. Данный приём называется «Корзина понятий». Это приём организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики  по обсуждаемой  теме урока.

 

 

На  этапе  «осмысления» с целью определения темы урока и постановки учебных задач был использован приём «Синквейн.

Работа с классом Работа со слушателями
Детям необходимо определить тему синквейна.

—  /Проблемный вопрос/Как слово «дружба» связано с произведением «Лев и собачка»? У кого есть предположения? /О дружбе льва и собачки

-Это и есть тема произведения (о чём быль?). /На доске – тема произведения

         -Какова идея были? Для этого подумайте, чему хочет вас научить автор, какую главную мысль донести? (Дети высказывают свои мнения.)/На доске записываются гипотезы.

1. Люди не должны быть жестокими.

2. Животные заботятся друг о друге.

3. Люди должны брать пример с поведения льва.

 

Приём «Синквейн» является универсальным средством с целью пробуждения интереса к возникшей трудности на стадии «осмысления». На данном уроке определение темы синвейна позволило учащимся определить тему произведения и выдвинуть гипотезы/

 

Для анализа произведения мною был использован приём «Ромашка Блума» (или «Ромашка вопросов»). Детям предлагалось ответить на простые, объясняющие, уточняющие, оценочные, творческие вопросы. Для составления и сравнения характеристики героев я использовала приём «Кластер», который позволил мне охватить большее количество информации, чем обучающиеся получают при обычной письменной работе.                        

На этапе рефлексии я использовала приём «Отсроченная догадка».

Работа с классом Работа со слушателями
Проанализировав это произведение, поняв чувства каждого из героев, охарактеризовав их, как мы теперь можем ответить на вопрос: какова главная идея были Л.Н.Толстого «Лев и собачка». Давайте вернёмся, к нашим предположениям. / Поведение льва – пример людям.

 

Ученики должны дать ответ на него. Ребята обобщают материал и подводят итог.

 

Таким образом, умение конструировать урок с использованием   технологии КМЧП, является универсальным учительским действием, обеспечивающим достижение результатов, предусмотренных ФГОС. Применение методических приёмов технологии критического мышления позволяет организовать активную познавательную деятельность обучающихся в соответствии с требованиями системно-деятельностного метода, создаёт условия для формирования универсальных учебных действий, а также способствует повышению  мотивации к изучению предмета, что является одним из важнейших показателей результативности урока.

Подтверждением эффективности данной технологии являются слова великого философа   Жан Жака Руссо: «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».

 

Литература

  1. Генике, Е.А., Трифонова, Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
  2. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. – 224 с.
  3. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / Под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.

Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2002. – 88 с.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв