Вы здесь: Главная > Без рубрики > Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ

Каримова Лиана Агдасовна

Воспитатель без квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 «Рябинка» города Азнакаево

   Здоровье — одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.

   На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методов совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьёй и воспитателем, в чем школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

   Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ — в широком смысле слова — это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

    В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медикопрофилактические; физкультурно — оздоровительные; технологии обеспечения социально — психологического благополучия ребёнка; здоровьесбережение и здоровьеобогощение педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ.

    Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте применяется следующие группы средств:

Средства двигательной направленности:

-физические упражнения;

-физкультминутки и паузы;

-эмоциональные разрядки;

-гимнастика (оздоровительная после сна);

-пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

-лечебная физкультура;

-подвижные и спортивные игры;

— массаж;

-самомассаж;

-психогимнастика;

-сухой бассейн

    Для укрепления зрения используются: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. Коррекционные физминутки — для укрепления зрения — проводятся на занятиях, т.к.необходима полная раскованность детей в движениях ,что достигается развитием воображения, фантазии.(«Жук»,«Прогулка в зимнем лесу», «Самолёт», «Ладошки», «Цветы»).

    Массаж глаз — проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

    Зрительная гимнастика — даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой так же можно пользоваться на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.

   Тренировочные упражнения для глаз проводится несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.

   Зрительные ориентиры — снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня; наряду с традиционными формами работы существует самомассаж от простуды. Все знают, что у человека не теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом; большое значение имеет закаливание: закалённый человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

   Музыкотерапия — один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.

   Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

-регулярные прогулки на свежем воздухе;

-экскурсии;

-походы;

-солнечные и воздушные ванны;

-водные процедуры;

-фитотерапия;

-аромотерапия;

-витаминотерапия;

-закаливание;

-бассейн.

  Оздоровительный эффект имеет « Аромотерапия» — процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны — очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы — улучшает работу сердечно — сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя — очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы.

   Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:

-личная гигиена;

-проветривание;

-влажная уборка;

-режим питания;

-сон;

-обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;

-обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах.

    Все эти приёмы позволят постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

    С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно — оздоровитеьная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

    Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого — педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному,  физическому развитию детей.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв