Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
Каримова Лиана Агдасовна
Воспитатель без квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 «Рябинка» города Азнакаево
Здоровье — одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методов совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьёй и воспитателем, в чем школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ — в широком смысле слова — это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медикопрофилактические; физкультурно — оздоровительные; технологии обеспечения социально — психологического благополучия ребёнка; здоровьесбережение и здоровьеобогощение педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте применяется следующие группы средств:
Средства двигательной направленности:
-физические упражнения;
-физкультминутки и паузы;
-эмоциональные разрядки;
-гимнастика (оздоровительная после сна);
-пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
-лечебная физкультура;
-подвижные и спортивные игры;
— массаж;
-самомассаж;
-психогимнастика;
-сухой бассейн
Для укрепления зрения используются: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. Коррекционные физминутки — для укрепления зрения — проводятся на занятиях, т.к.необходима полная раскованность детей в движениях ,что достигается развитием воображения, фантазии.(«Жук»,«Прогулка в зимнем лесу», «Самолёт», «Ладошки», «Цветы»).
Массаж глаз — проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.
Зрительная гимнастика — даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой так же можно пользоваться на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.
Тренировочные упражнения для глаз проводится несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.
Зрительные ориентиры — снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня; наряду с традиционными формами работы существует самомассаж от простуды. Все знают, что у человека не теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом; большое значение имеет закаливание: закалённый человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Музыкотерапия — один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:
-регулярные прогулки на свежем воздухе;
-экскурсии;
-походы;
-солнечные и воздушные ванны;
-водные процедуры;
-фитотерапия;
-аромотерапия;
-витаминотерапия;
-закаливание;
-бассейн.
Оздоровительный эффект имеет « Аромотерапия» — процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны — очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы — улучшает работу сердечно — сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя — очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы.
Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:
-личная гигиена;
-проветривание;
-влажная уборка;
-режим питания;
-сон;
-обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
-обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах.
Все эти приёмы позволят постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно — оздоровитеьная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого — педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному, физическому развитию детей.