Вы здесь: Главная > Без рубрики > ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Тарышкина Раушания Наилевна

 воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6 «Незабудка»

г. Набережные Челны

 

Человек, умело и эффективно владеющий

 технологиями и информацией, имеет другой,

 новый стиль мышления, принципиально

 иначе подходит к оценке возникающих проблем,

организации своей деятельности.

                  Ю.М. Горвиц

Детский сад – часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать у него основы информационной культуры.

Профессионализм педагога можно рассматривать как синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.

3 слайд

ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации.

Подразумевается использование:

– информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимации, изображение.

– информационных носителей: DVD, CD, флеш-памяти.

– мультимедиа: презентации, игровые компьютерные программы и др.

– Аудиовизуального оборудования: компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски и прочее.

Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. информационная культура является частью общепедагогической культуры. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации   воспитательно-образовательного процесса – овладение педагогами новыми для них формами работы. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы с детьми.

Использование информационно–коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

4 слайд

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере».

ИКТ-компетентность бывает:

— Общепользовательская

— Общепедагогическая

— Предметно-педагогическая компетентность

Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя владение основами пользования средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечение расходуемых материалов, клавиатурного ввода, соблюдение техники безопасности, владение приемами фото-, видео- и аудио- фиксации, навыками поиска информации в сети Интернет, пользования электронной почтой и электронными носителями, соблюдение этических и правовых норм использования средств ИКТ.

Общепедагогическая ИКТ-компетентность подразумевает владение основами работы с текстовым редактором Microsoft Word, программой Microsoft Power Point для создания мультимедийных презентаций, подготовка и проведение выступлений с использованием средств ИКТ.

Предметно-педагогическая компетентность включает создание электронных дидактических материалов, интерактивных пособий с использованием программ Microsoft Power Point и др., и систематическое их использование в образовательном процессе.

5 слайд

Критерии развития ИКТ – компетентности педагогов: Педагог ДОУ должен:

  • уметь создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);
  • уметь применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
  • владеть навыками поиска информации в Интернете;
  • уметь пользоваться программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
  • уметь разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
  • владеть способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

6 слайд

Области применения ИКТ педагогами ДОУ:

  1. Ведение документации.
  2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
  3. Воспитательно-образовательный процесс.
  4. Работа с родителями.

7 слайд

Ведение документации включает в себя:

  • Календарные, перспективные планы
  • Оформление родительского уголка
  • Создание различных картотек
  • Создание электронного портфолио при аттестации.

Методическая работа, повышение квалификации педагога подразумевает

  • Использование электронных ресурсов
  • Сетевые сообщества («Социальная сеть работников образования»и др.)
  • Дистанционные курсы
  • Участие в дистанционных конкурсах, проектах и пр.

8 слайд

Воспитательно-образовательный процесс включает

  • Организацию организованной образовательной деятельности.
  • Организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей.
  • Создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями:

  • Оказание консультативной помощи в вопросах воспитания и развития детей.
  • Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы.
  • Использование ИКТ при проведении родительских собраний, праздников.
  • Использование развивающих компьютерных программ для обучения детей дома.

9 слайд

Выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ:

— Занятие с мультимедийной поддержкой

— Занятие с компьютерной поддержкой

— Диагностическое занятие.

Занятие с мультимедийной поддержкой:

Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.

На занятии с компьютерной поддержкой используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.

Для проведения диагностических занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики.

10 слайд

По требованиям СанПин занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет — 15 минут. Но если  использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз. Обязательно проветривание помещения до и после занятия.

Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. СанПин нам определяет размер экрана 28 дюймов или от 69 см. Высота их установки должна составлять 1 — 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 — 3 м и не дальше 5 — 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 — 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно  быть 0,5-0,6м.  Детей рассаживают с учетом их роста.   

11 слайд

Преимущества использования ИКТ перед традиционными средствами обучения

  • ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
  • Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
  • Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца и др. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

12 слайд

  • Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
  • ИКТ — это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими  ограниченные возможности.
  • Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

13  слайд

Использование ИКТ ни в коем случае не заменяет работы самого педагога, а всего лишь помогает ему, работает на него, чтобы педагог смог добиться наилучших результатов в своей деятельности.

Реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу педагогов в ДОУ, а самое главное – сделать ее наиболее эффективной.

Выступление по ИКТ для респ.конкурса

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв