РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
Бабушкина Светлана Михайловна
Гусева Ольга Валентиновна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ № 27 «Росинка» г. Набережные Челны
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.
В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников.
Чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Интерактивные игры дают более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности.
Одну из таких авторских игр, входящую в состав «Цикла интерактивных игр по ознакомлению с миром профессий», мы бы и хотели представить Вашему вниманию.
Игра называется «Мы ребята — поварята».
Задачи:
— расширять знания и представления о профессии повара, специфике его работы;
— знакомить с кухонным оборудованием, техникой, ее размещением;
— знакомить с полезными для здоровья продуктами;
— учить называть блюда, рассказывать об их составляющих, простых способах приготовления;
— формировать реалистичное представление о труде людей;
— формировать интерес к работе повара, уважение к результатам его труда;
— воспитывать интерес к окружающему миру.
В начале игры детям предлагается открыть свое кафе. Для организации работы кафе необходимо определенное оборудование. Детям предлагается выбрать нужные вещи для кафе, а ненужные сдать обратно в магазин, либо предложить другим заведениям (например, парикмахерским, фотосалону и т.д.).
При нажатии на предметы, нужные предметы остаются в кафе, не нужные исчезают за слайд.
После открытия кафе, ведущий игры в роли директора кафе дает задание приготовить по три блюда из предложенных продуктов питания. Ребенок в роли повара должен подобрать к рисунку с изображениями продукта картинки, изображающие разные блюда приготовленные из него, и рассказать о том, из чего состоит блюдо, какое на вкус и как готовится. Дополнительные баллы получают дети, рассказавшие о большем количестве блюд.
На третьем этапе педагог говорит детям, что она попала на кухню, в которой совершенно нельзя найти посуду. Повар не знает, что делать. Домовенок Кузя расшалился, разбросал всю посуду, а повару нужно срочно готовить завтрак. Предлагает помочь повару и быстро разобрать ее по местам. Дети должны разложить посуду в нижние и верхние шкафы, на плиту, в буфет, столовые приборы по ячейкам.
Объяснить, почему кастрюли и сковороды неудобно хранить в верхних шкафах, почему столовые приборы не хранят все вместе; почему у повара много разных ножей и они хранятся в специальной подставке; почему у повара много разных ножей и они хранятся в специальной подставке; почему для больших половников, сотейников и прочей кухонной утвари с загнутой ручкой сделаны специальные крючки.
И заканчивается игра малоподвижной игрой «Хлопай — топай». Педагог предлагает детям проверить, насколько они внимательные повара и хорошо знают продукты питания. Дает установку: «Если на экране появится продукт, который не надо готовить, вы поднимите руки вверх и хлопните в ладоши, а если появится продукт, который нуждается в приготовлении, вы присядете Будьте внимательны! Тот, кто ошибется, заплатит фант, который потом будет отыгрывать». Педагог использует пробный ход, закрепляя правила. Затем начинают игру по правилам.
Список литературы
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
- Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
- Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.
- Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/19/besedy-o-professiyakh
- Фрагмент игры Поварята