КАК СПРАВИТЬСЯ С РЕБЕНКОМ — АУТИСТОМ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА?
Ихсанова Гульназ Рависовна воспитатель первой квалификационной
категории МБДОУ №27 «Росинка» г. Набережные Челны
Аутизм – это психическое расстройство, которое возникает из-за нарушений развития головного мозга и характеризуется наличием выраженного дефицита общения и нарушением социального взаимодействия, повторяющимися действиями, и малым количеством интересов.
Признаки аутизма возникают рано, с трех лет жизни ребенка. Часто аутизм могут путать со сходными состояниями, в данном случае следует знать все особенности проявления аутизма и других заболеваний.
У детей аутизм имеет определенные проявления. Ребенок не моет соединить воедино набор деталей, то есть создать полный образ. Даже человека ребенок воспринимает отдельными фрагментами, часто не отличает неодушевленные предметы от одушевленных.
В своей жизни ребенок испытывает дискомфорт от любых внешних влияний – света, звука, прикосновений. Исходя из этого, он старается уйти от внешнего мира, его воздействий, чтобы не испытывать тревогу, неудобство.
Стоит отметить, что ранний детский аутизм проявляется в 1-2 года жизни ребенка. Для того, чтобы это заметить, следует знать определенные признаки проявления аутизма.
Во-первых, это нарушение социального взаимодействия. Во-вторых, это нарушение коммуникации и стереотипное поведение.
Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала ДОУ. Такой ребенок требует дополнительного внимания, которое может проявляться, в частности, в следующем:
— необходимо помогать ребенку понять основу происходящего в группе. Прежде чем начинать выполнять какие-то действия следует комментировать их для ребенка. Например: «Сейчас все дети пойдут на музыкальное занятие, ты тоже пойдешь слушать музыку. После этого будешь собираться на прогулку».
— следует помогать аутичном ребенку налаживать контакт с другими детьми. Делать это следует ненавязчиво, используя то, что интересует такого ребенка.
— следует знакомить аутичного ребенка с правилами группы постепенно, переходя от простого к сложному, при этом, следует постоянно давать ему подсказки. При разговоре с таким ребенком не стоит использовать длинные предложения, лучше говорить коротко и просто.
— комплексный подход – основа социализации. Такой подход лежит в основе социального обучения ребенка в нашем садике. Это значит, что по каждому конкретному малышу вырабатывается серия шагов и манипуляций, которые повторяются везде и всегда, во время любого занятия.
Следует отметить, что аутичный ребенок всегда замкнут, предпочитает побыть наедине, при этом с ним сложно наладить контакт как педагогам, так и детям.
Для эффективной педагогической и коррекционной работы педагогу следует узнать интересы ребенка. Если воспитатель сможет заинтересовать такого дошкольника, то работа будет успешной. Например, если аутичному ребенку нравится музыка, животные, игры с водой, то следует использовать это в моменты организации детей. Приглашать ребенка на прогулку, используя игрушку, которая нравится ему. В моменты агрессии можно предлагать ребенку поиграть со струей воды, для того чтобы он успокоился и пришел в себя.
Так же следует использовать частую смену деятельности и использование однотипных игрушек, схожих по цвету, форме и т.д.
И самое важное это повторяющиеся действия изо дня в день. Нарушение такого выстроенного порядка вызывает протест и агрессию. Ну и, конечно же, применять в работе видео и музыкальные переменки и уделять время физической нагрузке.
Не следует забывать и об организации игровой деятельности. Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, первые изменения будут заметны, улучшится состояние ребенка и его настроение.
Виды развивающих игр, которые следует использовать в своей работе:
— Предметная;
— Сюжетно-ролевая;
— Стереотипная;
— Сенсорная.
Рассмотрим несколько сенсорных игр, которые являются полезными и интересными для ребенка-аутиста 3-4 лет.
«Спрячь ручки». Педагог насыпает любую крупу в небольшую емкость, опускает в нее руки, шевелить пальцами, перебирая крупу. При этом следует выражать удовольствие от игры. Через некоторое время педагог предлагает ребенку тоже попробовать поиграть: «Где мои ручки? Спрятались от нас. А давай твои ручки тоже спрячем? Подвигай пальчиками, это так приятно! А теперь потрогай крупу пальчиками и т.д.»
После того, как ребенок привыкнет к ощущениям, можно прятать в крупе различные любимые игрушки, а затем искать их.
«Озеро». Педагог наполняет большой таз водой и говорит ребенку, что это озеро, в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро — много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки – маленькие утята. «Кря-кря-кря! — говорит утка. — Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке» и т.д. Затем предлагает ребенку проделать подобные действия.
Таким образом, использование в педагогической работе воспитателя различных методов, приемов и интересных для ребенка-аутиста игр будет способствовать эффективной коррекции имеющихся нарушений.