Дидактическое пособие «Игры на липучках»
Галиева Рамиля Илфатовна учитель – дефектолог
Сафина Эльвира Радифовна воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81 «Гульчачак» г. Набережные Челны
Сегодня кажется очевидным, что ребенку нужны игрушки и необходимо играть. В помощь как родителям, так и специалистам продается множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.
Даже учить самых маленьких рекомендуется именно в игровой форме. Именно игра помогает дошкольнику «входить» в разные сферы деятельности и познавать их, расширяя границы своих представлений и возможностей. Существуют разнообразные игры как свободные, творческие, так и подвижные, коммуникативные и, конечно дидактические.
Развивающие игры на липучках – это плоские картинки, которые крепятся к карточкам. Детали, скрепленные липучкой, не разъезжаются, и остаются на месте так, как ребенок захотел расположить их.
А как весело трещит липучка, когда ее отрываешь!
Первое и самое главное – детям это нравится. Они могут часами сидеть с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки.
Процесс приклеивания завораживает, а интерес — в разы повышает результативность. Наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
Наши развивающие игры для детей предназначены для проведения занятий с детьми ОВЗ (4-7 лет), дома или группах детского сада.
Игры на липучках развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь.
Незаметно для ребенка происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры.
Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.
Задачи:
- Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.
- Развивать сенсорные способы познания математических свойств и отношений.
- Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связной речи.
- Развивать зрительное, слуховое, тактильно – двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление.
- Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.
- Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта.
- Создавать целостную, различную по степени сложности, многофункциональную развивающую среду.
Дидактическое пособие представляет собой серию игр «Форма, цвет и счет», «Одежда», «Части тела» «Времена года», «Зима»
Дидактическая игра: серия «Зима»
«Найди тень»
Цель. Учить детей находить заданные силуэты. Развивать приемы зрительного наложения, познавательную деятельность.
Ход игры. На столе разложить карточки с цветными картинками. Пусть ребенок их хорошенько рассмотрит, можно проговорить с ним каждое название изображения. Ребенку необходимо найти соответствующую тень и наложить карточку.
«Укрась елочку»
Цель: Продолжать различать и называть четыре основных цвета ( красный, желтый, зеленый, синий ) Закрепить знание о геометрической фигуре – круг.
Закреплять умение группировать по цвету. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. Игра может быть использована при реализации образовательных областей «Социализация» и «Познание». Данная игра рассчитана на индивидуальную и подгрупповую
( 2 человека )
I вариант Украсить елочку шарами одного цвета – желтыми (красными, синими, зелеными)
Дидактическая задача: выбрать только желтые (красные, синие, зеленые) шары.
Ход игры: Воспитатель дает ребенку лист с изображением елочки и читает четверостишье:
«Праздник приближается,
Елка наряжается.
Бусами, шарами-
Полюбуйтесь сами» Давайте мы с вами украсить елочку желтыми шарами.
Дети выбирают из четырех основных цветов желтые шары и располагают их в хаотичном порядке на елочке. Какими шариками мы украшали нашу елочку? (желтыми) Правильно, молодцы!
II вариант Украсить елочку разноцветными шариками.
Дидактическая задача: Учить правильно называть цвет шарика.
Ход игры: Воспитатель предлагает украсить елочку как нравится, разноцветными шарами. Дети накладывают изображения елочных шаров (можно по примеру). По окончанию работы называют цвет каждого шара.
Дидактическая игра серия «Цвет форма и счет»
«Разложи по банкам»
Цель. Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при составлении; закрепить названия цветов; продолжать различать цвета («такой», «не такой»). Расширять и обогащать представления об окружающем мире С помощью игры можно усвоить понятия один и много, научиться считать. Действия развивают мелкую моторику рук.
Ход игры:
I вариант. Педагог просит разложить по цвету продукты, при этом ребенок называет цвет продукта и цвет банки.
Какого цвета банка? (зеленая)
Какого цвета капуста? (зеленого)
Сколько лимонов? (Много, мало, один и т.д)
II вариант. Воспитатель выбирает цифру от 1 до 10. Например: приклеивает цифру 5. И просит положить столько же апельсинов.
И наоборот: просит сосчитать сколько апельсинов. И выбрать нужную цифру.
«Где, чей домик?»
Цель. Закреплять название геометрических фигур, соотносить цвета. Развивать мелкую моторику.
Ход игры: Педагог предлагает назвать цвета, и разложить геометрические фигуры по нужным домикам.
«Учимся считать»
Цель: Учить соотносить количество точек с цифрой. Развитие речи, внимания, памяти, расширение математических представлений.
Ход игры: Педагог раскладывает карточки на столе перед ребенком, и просит соотнести. Например: покажи цифру 1 на рисунке, а затем покажи, сколько это будет на пальчиках, так же посчитай кружочки. А теперь положи соответствующую карточку.
Дидактическая игра серия «Одежда»
«Одежда и классификация»
Цель: классификация одежды, Закрепить понятие одежда. Познакомить детей с видами одежды, обуви и головных уборов, провести связь одежды с временами года. Развивать активную речь детей, обогащать словарь.
Ход игры: Педагог просит назвать одежду, распределить одежду по сезону.
Какую одежду мы носим летом? (летнюю) сарафан, платье, сандалии
Какую одежду мы носим зимой? (зимнюю, теплую) кофта, куртка, шапка и т.д.
«Одень Мишу и Машу»
Цель: Находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки. Подобрать соответствующую одежду. Продолжать знакомить детей со значением слов «костюм» , «платье». Развивать эстетический вкус. Воспитывать уважение к труду людей, которые создают и шьют одежду.
Ход игры: Педагог предлагает одень куклу Машу и Мишу. Ребенок выбирает соответствующую одежду мальчику или девочке.
Дидактическая игра «Времена года»
Имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Ее можно использовать практически в любых видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно — исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой, и фронтальной работы с дошкольниками.
Цель: формирование у детей представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени. Активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций; Воспитание осознанного и правильного отношения к природе.
Ход игры: Педагог показывает картину с изображением времени года (например: осень) Ребенок находит соответствующие элементы и выкладывает. Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки.
Я белым одеялом Рыхлый снег
Всю землю укрываю, На солнце тает,
В лед реки убираю, Ветерок в ветвях играет,
Белю поля, дома, Звонче птичьи голоса
Зовут меня. (Зима) Значит,
К нам пришла…(Весна)