Влияние двигательной активности на здоровье ребёнка
Сагдатуллина Гульшат Рушановна учитель начальной школы
Хусаинова Халида Кутдусовна учитель начальной школы первой квалификационной категории
Хусаинов Ильшат Асхатович учитель физической культуры высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №171» г. Казань.
«Здоровье до того превышает все остальные блага,
что здоровый нищий счастливее богатого короля»
(А. Шопенгауэр).
Здоровье – бесценный дар природы. Оно обеспечивает нам возможность вести полноценную жизнь во всех её проявлениях. Разрушить своё здоровье легко, купить невозможно ни за какие деньги. «Здоровье погубишь – новое не купишь», — гласит народная мудрость. И это на самом деле так. Чтобы этого не случилось, человеку необходимо как можно раньше начать заботиться о своем здоровье.
Двигательная активность приносит человеку огромную пользу. Недостаток движения опасен для нашего организма также, как и недостаток кислорода. Человеку изначально от природы заложено находиться в постоянном движении. В нашем теле 600 мышц, 400 суставов. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься спортом.
Многие пословицы говорят об этом:
- Здоровье дороже денег!
- Здоров будешь, всего добудешь!
- Болен – лечись, а здоров – берегись.
- Береги платье снову, а здоровье смолоду.
- Здоровье не купишь, его разум дарит.
- Здоровье дороже богатства.
Современная жизнь школьника-уроки в школе, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте, все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях. Около 18 часов в сутки, включая и сон, ребенок находится в полной или относительной неподвижности. В год это-972 часа. Лишь 6 часов остаются у него на подвижные игры, прогулки, спорт. Недостаток движений сказывается на общем состоянии организма: часто меняется давление (становится то высоким, то низким), кости становятся хрупкими, человек быстро утомляется, настроение резко падает.
Учёба в школе, выполнение домашних заданий — серьёзный труд. Бывает, что ученик начальной школы занят не меньше взрослого. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом. У современного школьника обычно много возможностей для отдыха и развлечений, среди них телевизор, видео, компьютерные игры. Но обязательны в распорядке дня прогулки, игры на свежем воздухе и занятия спортом. Спорт- это движение, а движение- это жизнь.
Дневная норма движения
-2 часа — физическая нагрузка;
-1 час — организованная;
— в перерасчете на шаги — 23-30 тысяч шагов;
— пульс должен подниматься до 140 ударов в минуту;
-2-2,5 часа — на свежем воздухе.
Работоспособность человека в течение суток
Время суток | Работоспособность | Физическая активность |
7.00-9.00 | низкая | Утренняя гимнастика |
9.00-12.00 | высокая | Упражнения, игры, соревнования |
12.00-16.00 | низкая | Глазная и дыхательная гимнастика |
16.00-19.00 | высокая | Упражнения, игры, соревнования |
19.00-21.00 | низкая | Глазная и дыхательная гимнастика |
Как говорят медики, наше здоровье зависит на 10% от наследственности, на 5% — от работы медиков, а все остальное, 85%, находится в руках самого человека. Именно наши усилия по его укреплению могут сделать нас крепкими и здоровыми.
В школьном возрасте человек должен заниматься активными физическими упражнениями не менее 1,5 часа в день. Если человек с детства приучен к физкультуре, он оградит себя от переутомлений и болезней.
На уроке ученик часто находится в состоянии умственного и физического напряжения. Поэтому возникает необходимость на каждом уроке в начальных классах проводить минутки здоровья. Задача минуток здоровья — снятие усталости, обретение спокойствия, профилактика близорукости, формирование красивой осанки, повышение умственной работоспособности.
Минутку здоровья можно организовать по-разному. Но это должен быть комплекс, включающий 3-4 простых упражнения. Виды минуток здоровья:
- Оздоровительно- гигиенические
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».
На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.
- Танцевальные
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
3.Физкультурно-спортивные
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
4.Подражательные
Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
5.Двигательно-речевые
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.
Подражательная минутка здоровья:
-Изображаем жирафа. (Поднимаем голову вверх, опускаем вниз, выполняем круговые движения головой вправо, влево).
-Изображаем осьминога. (Выполняем круговые движения плечами назад, затем вперёд. Вытягиваем поочерёдно руки вперёд, в стороны).
-Изображаем птицу. (Руки поднять, опустить, имитируя движения крыльев. Выполнить круговые движения руками).
-Изображаем обезьяну. (Наклон вперёд, назад, вправо, влево. Выполняем круговые движения правой ногой, затем левой ногой).
-Изображаем кошку. (Потягивание всем телом, встать на цыпочки, вытянув сначала правую, затем левую руку).
В каждом маленьком ребенке,
И в мальчишке, и в девчонке
Есть по 200 грамм взрывчатки
Или даже полкило,
Должен он скакать и прыгать,
Все хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвется
Неизвестно отчего.
Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям. Все родители и педагоги должны понимать, что малышам нелегко находиться в абсолютном покое. Дефициты движения пагубно отражаются на организм человека. Одна из главных причин такого роста нарушений — в недостаточной тренированности, что ведет к быстрой утомляемости.
Здоровье – бесценный дар природы. Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Мы желаем всем здоровья и предлагаем разгадать кроссворд:
Кроссворд «Здоровье»:
- Утром раньше поднимайся,
Прыгай, бегай, отжимайся.
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна … (зарядка)
- Дождик тёплый и густой,
Это дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ)
- Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет… (спорт).
- Он с тобою и со мною
Шёл лесными стёжками.
Друг походный за спиною
На ремнях с застёжками. (Рюкзак).
- Превратятся скоро в когти
Неподстриженные… (ногти).
- Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ –
Это мой… (велосипед).
- Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих –
Что за кони у меня? (Коньки).
- Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
И, конечно… (тренировка).
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 |
Физическая культура дает человеку огромное удовольствие от ощущения силы и здоровья своего тела. А здоровый я — значит, и здоровая страна. Здоровая страна — это дальнейший прогресс и успех!