Вы здесь: Главная > Без рубрики > Проект с детьми подготовительной к школе группы на тему «Моя семья – моё богатство»

Проект с детьми подготовительной к школе группы на тему «Моя семья – моё богатство»

                                            Валиуллина Алсу Хамитовна

воспитатель I квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 87»

г.Нижнекамск

 

«Семья – это та самая среда,

в которой человек учится, и сам творит добро».

В. А. Сухомлинский

 

  1. Паспорт проекта

 

Название проекта  «Моя семья – моё богатство»
Автор проекта Валиуллина Алсу Хамитовна
Место реализации проекта МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №87»,  г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Состав и возраст проектной группы Воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Срок реализации Долгосрочный (октябрь 2019г. – май 2020г.)
Тип проекта Познавательный, творческий
Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

 

  1. Актуальность проекта

     С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья для малыша — это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

  1. Проблема проекта

     У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

  1. Цель, задачи, предполагаемый результат проекта

    Цель: формирование понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей

в становлении личности ребенка.

   Задачи:

—  расширять   представления   детей  о своей  семье,   родословной,   семейных традициях;
—  воспитывать  уважительное  отношение  и  любовь  к  родным  и  близким.
—  воспитывать  интерес  к  своей  родословной.
—  познакомить  детей  с  понятием  «генеалогическое  древо  семьи».
—  обогащать  детско-родительские  отношения  опытом  совместной творческой деятельности.

    Предполагаемый результат проекта:

—  повысить уровень знаний детей о семье;

—  дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции,

—  будут иметь представление о родословной как истории семьи.

  1. Этапы работы над проектом

—  подготовительный – октябрь 2019г.

—  практический – ноябрь 2019г.- апрель 2020г.

—  заключительный – май 2020г.

  1. Характеристика деятельности участников
Воспитатели Планируют, создают условия, организовывают и проводят разные формы работы с детьми и родителями.
Родители Подбирают материал совместно с детьми для альбома, создают герб и генеалогическое древо семьи.
Дети Выполняют творческие работы по проекту.

 

  1. Формы работы с детьми и родителями
  2. Работа с детьми:

Беседы на темы  «Моя дружная семья»; «Как я помогаю маме»;  «В гостях у бабушки и дедушки»; «Традиции нашей семьи»; «Я горжусь своим прадедом»; «Как мы отдыхаем с семьей»; «Родословная моей семьи».

Рассматривание иллюстраций и сюжетных картин  «Моя семья», «У мамы день рождения», «Поездка на дачу».

Чтение: Л. Гераскина «Мама»; Р. Гамзатов «Про дедушку»; О. Высоцкая «Моя семья»; Н. Майданик «Вместе с бабушкой»; Л. Толстой «Бабушка и внучка»; М. Матвеева «У бабушки дрожат руки»; В. Сухомлинский «Синяя чашка»; В. Осеева «Сыновья»; русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Красная Шапочка»; нанайская сказка «Айога»; татарская народная сказка «Три дочери».

Заучивание стихотворений: Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благинина «Вот так мама», Я. Аким «Моя родня»; М. Тахистов «Семья»; Г. Дядин «Большая семья».

Викторина «В каких сказках встречаются семьи?»

Конкурс чтецов на тему «Моя семья».  

Пословицы и поговорки о семье.

Загадки про членов семьи.

Обсуждение  эпитетов  про семью.

Обсуждение качеств счастливой семьи.

Итоговое занятие по развитию речи «Составление рассказа по картине «Моя семья».

Дидактические игры: «Сколько нас?»; «Кто моложе или старше?»; «Домашний труд»; «Чем можно порадовать маму»; «Кто что делает?»; «Кому что нужно для работы?»; «Скажи ласково»; «Для чего эта посуда?»

Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери»; «Семья»; «Дом»; «У нас дома появился младенец»; «Семейные хлопоты»; «Поможем папе строить дом»; «Большая стирка»; «День рождения»; «Гости»; «Семья на даче».

Игры-драматизации: «Репка»; «Красная Шапочка»; «Гуси-лебеди».

Слушание музыки: «Песня о маме», муз. А. Филиппенко; «Родительский дом», муз. В. Шаинского; «Лучше друга не найти», муз. Е. Асеевой; «Для любимой бабушки», муз. Т. Бокач.

Лепка: «Мебель для моей семьи»; «Испечём торт для братика»; «Красивое блюдце для сестрёнки»; «Угощение для семьи».

Рисование: «С кем я живу»;  «Мой автопортрет»; «Портрет моей мамы»; «Мой папа»; «Герб нашей семьи»; коллективное рисование «Весь мир я маме подарю».

Аппликация: «Цветы для мамы»; «Украсим фартук для бабушки»;  «Подарок папе»; «Ромашки ко Дню семьи»; «Моя родословная. Генеалогическое древо».

Оформление книжки-малышки «Я и моя семья».

Конструирование: «Дом для бабушки и дедушки»; «Дачный домик»; «Дом моей мечты».

Экскурсия  в телерадиокомпанию НТР к месту работы родительницы.

Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Мама варит кашу».

Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье»; «Блинчики».

Физкультминутка «Семейная зарядка».

Подвижные игры: «Курица и цыплята»; «Собираем добрые слова» (с мячом).

 

Работа с родителями: 

Консультации: «Сказка, рассказанная на ночь»; «Авторитет родителей»; «Путешествие в прошлое моей семьи»;  «Как создать родословную семьи».

Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?»; «Семейные традиции».

    Тест «Какие вы родители

Мастер-класс «Птица семейного счастья».

Аукцион секретов воспитания (из семейного опыта работы).

Памятки для родителей: «Законы семьи»;  «Посеять в детских душах доброту».

Папка-передвижка «Наказывая, подумай: зачем?»

Буклет «Простые правила общения с ребенком».

Выставка книг по теме «Моя семья».

Выставки творческих работ: «Моя дружная семья»; «Бабушкино рукоделие».

Выставка работ детей «Генеалогическое древо моей семьи».

Фотовыставки: «Семейные увлечения»; «Выходные с семьей».

    День открытых дверей «Наша жизнь день за днём».

Физкультурные развлечения: «Папа, мама и я – спортивная семья»; «Семейные старты».

Просмотр мультфильмов в кругу семьи: «Умка»; «Мама для мамонтёнка»; «Маша больше не лентяйка»; «Непослушный медвежонок» и др.

  1. Результаты проекта
  2. Расширился объем знаний детей о членах своих семей.
  3. Сформированы духовно-нравственные отношения между членами семей и чувство сопричастности к своим семьям, к родному дому.
  4. Дети научились проявлять внимание и уважение к родным и близким людям.

 

  1. Литература

1 Н. Е. Вераксы М. А. Васильевой. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» – М. :Мозаика-Синтез, 2010г.

  1. А. Я. Ветохина «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов – СПб. : «ООО М. : «Детство-пресс», 2010г.
  2. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
  3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М. : Т. У. Сфера, 2004.
  4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М. : Просвещение, 2001.
  5. В. С. Мартышин «Твоя родословная» Учебное пособие. М. : Школьная пресса. 2000г.
  6. Т. Д. Пашкевич «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т. Д. П – Волгоград: Учитель, 2012.
  7. Л. Н. Попова. Детско – родительский клуб «Веселая семейка» Л. Н. Попова, М. Н. Гонторевская. Практические материалы- М. :»ТЦ Сфера» 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
  8. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Пособие для педагогов и родителей. М. : Мозаика – синтез, 2008г.
  9. Моя родословная. Генеалогическое древо — Maam.ru

www.maam.ru/./integrirovanoe-zanjatie-moja-rodoslovnaja- genealogicheskoe-drevo.html‎

  1. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М. : Линка- Пресс, 2007.
  2. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» – 2005г., №3 «Родовое дерево».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приложение

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной

к школе группе на тему «Составление рассказа по картине «Моя семья»

 

Тема: Составление рассказа по картине «Семья».
Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид: Интегрированная организованная совместная образовательная деятельность.
Специфические виды детской деятельности,

в которую вовлечены воспитанники:

Коммуникативный, познавательный, речевой, художественно-эстетический. Физический.
Цель: Развитие речи детей.
Задачи:

 

Образовательные:

— учить детей осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя;

—  учить составлять сюжетный рассказ, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета, самостоятельно придумывать события,

предшествовавшие и последующие изображенным;

— следить за правильным использованием лексико-грамматических категорий.

Развивающие:

— обогащать, уточнять и активизировать словарь детей;

— совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины с последовательно развивающимся действием;

— развивать познавательный интерес, мышление,  творческие способности, умение наблюдать, анализи­ровать.

Воспитательные:

— воспитывать любовь к своим близким, желание заботиться о них.

Словарная работа: Доить, парное молоко, чинить, хозяйственная семья, родословная семьи.
Методические приемы:

и формы организации

деятельности:

— привлечение внимания детей, мотивация их интереса, желания участвовать в совместной деятельности;

— подготовка к восприятию картины;

— художественное слово (загадки, пословицы и поговорки о семье);

—  вопросы по картине;

—  дидактические игры «Кто кем был?», «Кто кому кем приходится».

Оборудование и

материалы:

 

— аудиозапись песни «Родительский дом», музыка Владимира Шаинского на слова Михаила Рябинина;

—  ромашка с загадками;

— сюжетная картина «Семья»; 

—  картинки с изображением членов семьи;

—  мяч;

— картинки «История моей семьи»  по количеству детей.

Предварительная работа: — рассматривание картин и иллюстраций про семью;

— рассматривание семейных фотографий;

— рассказы детей о членах своей семьи;
— чтение рассказов В. Сухомлинского «Самые ласковые руки», «Бабушка отдыхает»; татарской народной сказки «Три дочери»;

— беседы с детьми о труде людей в деревне;

— разучивание стихов М. Тахистова «Семья»; Г. Дядина «Большая семья»;

— заучивание загадок, пословиц и поговорок о семье;

— сюжетно-ролевые игры «Семья», «У нас дома появился младенец», «Семейные хлопоты»;

— спортивные соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья»; «Семейные старты».

Последующая работа: —  рисование на темы «Мой семейный герб» и «Мое генеалогическое древо»;

— совместная работа с родителями по составлению семейного герба и семейного древа;

— сюжетно-ролевая игра «Выступление по телевидению про мою семью»;

—  составление проекта по теме «Моя семья – моё богатство».

 

 

 

 

 

 

 

Ход образовательной деятельности

I часть:

Организационный момент: Звучит песня » Родительский дом», муз. Владимира  Шаинского,  сл. Михаила Рябинина.  Под музыку дети заходят в группу.

Воспитатель: Начинаем наше занятие. У меня есть ромашка, на каждом лепестке которой для вас загадка:

I лепесток:

«Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая…»

Ответы детей: Мама!

II лепесток:

«Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый…»

Ответы детей: Папа!

III лепесток:

«Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная…»

Ответы детей: Бабушка!

IV лепесток:

«Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый…»

Ответы детей: Дед!

V лепесток:

«Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой…»

Ответы детей: Братишка!

VI лепесток:

«Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая…»

Ответы детей: Сестрёнка!

VII лепесток:

«Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная…»

Ответы детей: Семья!

Воспитатель: Умницы! Отгадали все загадки! Сегодня мы поговорим о семье. У каждого человека есть семья. Семья – это родители и дети, они любят друг друга, старшие заботятся о младших, а младшие стараются им помочь. Кто знает пословицы и поговорки о семье?

Ответы детей: «Не нужен и клад, когда в семье лад»; «Вся семья вместе и душа на месте»; «Семья в куче – не страшна и туча»; «Родители трудолюбивы – и дети не ленивы» и т.д. (Дети объясняют смысл пословиц и поговорок.)

Воспитатель:  Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам  рассмотреть картину.

 

(Воспитатель вешает на доску сюжетную картину «Семья»,

дает детям возможность некоторое время её рассмотреть.)

Воспитатель:  Как вы думаете, какое название можно дать картине?

Ответы детей: «Семья», «Наша семья», «Во дворе»,  «Наш двор», «В деревне» и т.д.

Воспитатель:  Давайте остановимся на том названии, которое точно передает содержание картины. Назовём её «Семья». 

Воспитатель:  Что вы видите на картине?

Ответы детей: Это двор.

Воспитатель:  Кого вы видите во дворе?

Ответы детей: Во дворе мы видим папу, маму, бабушку, дедушку, девочку и мальчика.

Воспитатель:  Назовите их по-татарски.

Ответы детей: Эти, эни, эби, бабай, малай, кыз.

Воспитатель:  Правильно! Как можно их назвать одним словом?   

Ответы детей: Это семья.

Воспитатель:  Правильно, это семья.  Ребята, а кого еще видите во дворе?

Ответы детей: Мы видим во дворе корову, кошку, кур и цыплят. 

Воспитатель:  Назовите их по-татарски.

Ответы детей: Сыер, песи, тавык, чеби.    

Воспитатель:  Правильно! Да, как их можно назвать одним словом?

Ответы детей: Корова и кошка – домашние животные; куры и цыплята – домашние птицы.      

Воспитатель:  Правильно!

Воспитатель:  Сейчас поговорим о том, кто чем занимается. Что делают папа и дедушка?

Ответы детей: Папа и дедушка делают новый забор.

Воспитатель:  Что в руках у дедушки?

Ответы детей: У дедушки в руках топор.

Воспитатель:  Что стоит рядом с папой?

Ответы детей: Рядом с папой стоит ящик с инструментами.

Воспитатель:  Почему папа с дедушкой делают новый забор?

Ответы детей: Прежний забор был старый.

Воспитатель:  Что делает бабушка?

Ответы детей: Бабушка дает курицам и цыплятам корм.

Воспитатель:  Что делает мальчик?

Ответы детей: Мальчик помогает бабушке кормить кур и цыплят.

Воспитатель:  Что делает мама?

Ответы детей: Мама доит корову.

Воспитатель:  Что делает девочка?

Ответы детей: Девочка помогает маме.

Воспитатель:  С чем стоит девочка?

Ответы детей: Девочка стоит с кружкой, у неё на плече полотенце.

Воспитатель:  Для чего ей кружка и полотенце?

Ответы детей: Чтобы пить парное молоко. А полотенце нужно для мамы вытирать руки.

Воспитатель:  Что делает кошка?

Ответы детей: Кошка сидит рядом с коровой.

Воспитатель:  Почему кошка сидит рядом с коровой?

Ответы детей: Кошка хочет пить парное молоко.

Воспитатель:  Ребята, что можно сказать про эту семью?

Ответы детей: Эта семья большая.

Воспитатель:  Как еще можно сказать про эту семью?

Ответы детей: Эта семья трудолюбивая, хозяйственная, счастливая, крепкая, здоровая, жизнерадостная, замечательная.

Воспитатель:  Да, это очень дружная семья.

Воспитатель: Как вы думаете, что было до этого, что будет потом?

Ответы детей: Папа, мама, брат и сестра на выходные  приехали в деревню к бабушке и дедушке. Они помогут по хозяйству и обратно поедут в город.  Вернутся в следующие выходные собирать урожай в огороде.

Воспитатель: Ребята, кто из вас ездил в деревню? Кто у вас живет в деревне? Как вы помогаете им в доме и во дворе? (Дети делятся впечатлениями.)

 

Физкультминутка «Семейная зарядка»

 

«Осенью, весной, летом и зимой                (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй.    (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.                              (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает,                                (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает,                                (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.                             (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой                                   (бег на месте)
И качаю головой.                                         (наклоны головы вправо-влево)

 

Воспитатель: Молодцы! Все сели удобно. А сейчас мы с вами составим рассказ по этой картине. Сначала расскажем о том, что происходило до того, как семья собралась в деревню;  потом — чем она занята сейчас; затем – что будет дальше  и хорошо ли жить в такой семье.

 

(Дети рассматривают картину повторно.  3 ребенка составляют рассказ

 по частям, а в конце воспитатель предлагает четвертому ребенку

 составить полный рассказ).

II часть:

Воспитатель:  Сейчас поиграем  в  игру с  мячом  «Кто кем был?».  Все встаем в круг.

Бросая мяч вам, я называю предмет или животное, а вы, возвращая мне мяч, отвечаете на вопрос, кем (чем) был он раньше. Кем  был раньше цыпленок?  (дети – «яйцом»).

Лошадь – жеребенком;

корова – теленком;

дуб – желудем;

рыба — икринкой;

 яблоня – семечком;

лягушка — головастиком;

бабочка — гусеницей;

хлеб — мукой;

шкаф – доской;

рубашка – тканью;

ботинки – кожей:

дом — кирпичом;

сильный — слабым.

Воспитатель:  С заданием справились!

 

III часть:

Воспитатель: Сейчас игра — «Кто кому кем приходится».

(Воспитатель вешает на доске картины с изображением членов семьи).

Воспитатель:  Мальчик для папы и мамы кто?

Ответы детей: Мальчик для папы и мамы сын.

Воспитатель:  Мальчик для дедушки и бабушки кто?

Ответы детей: Мальчик для дедушки и бабушки внук.

Воспитатель: Девочка для папы и мамы кто?

Ответы детей: Девочка для папы и мамы дочь.  

Воспитатель: Девочка для дедушки и бабушки кто?

Ответы детей: Девочка для дедушки и бабушки внучка.  

Воспитатель:  Папа для дедушки и бабушки кто?

Ответы детей: Папа для дедушки и бабушки  сын.

Воспитатель:  Мама для дедушки и бабушки кто?

Ответы детей: Мама для дедушки и бабушки дочь.

Воспитатель:  Мальчик для девочки в семье кто?

Ответы детей: Мальчик для девочки в семье брат.

Воспитатель:  Девочка для мальчика в семье кто?

Ответы детей: Девочка для мальчика в семье сестра.

Воспитатель:  Молодцы!

 

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Чьи ответы вам больше всего понравились? (Дети дают оценку ответам других). Я очень рада, что вы все на занятии были внимательными и активными.

      А сейчас я хочу подарить вам на память картинки с изображением волшебного дерева, которая называется «История моей семьи». С помощью этого дерева вы сможете составить родословную вашей семьи. Со своими родителями впишите имена всех ваших родственников.

      У каждого из вас  есть родной дом,  где вас любят,  ждут,  заботятся, приходят  на помощь.  Вы, ребята, должны тоже ценить  близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им. Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв