Вы здесь: Главная > Без рубрики > Оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детского сада общеразвивающего вида

Оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детского сада общеразвивающего вида

Графская Анна Александровна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» ЗМР РТ

Авторская программа кружковой работы «Оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детского сада общеразвивающего   вида» (далее – Программа) составлена с использованием оздоровительных технологий А.Уманской и К.Динейки, Г.Лавреновой, А.Стрельниковой и не противоречит принципам общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (2010 год), по которой работает дошкольное учреждение. Программа является частью общеобразовательной программы дошкольного учреждения, формируемой участниками образовательных отношений (п.2.12. ФГОС ДО) и дополняет образовательную область «Физическое развитие».  

В Программу включена работа с родителями.  Мониторинг положительного влияния занятий по Программе на здоровье воспитанников осуществляется совместно со старшей медицинской сестрой ДОУ в рамках периодического медицинского осмотра.

Актуальность создания программы определяется основными принципами, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а именно:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Данная Программа является адаптированной авторской и реализуется в режимные моменты в формате кружковых занятий.

 Программа направлена на формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни; повышение уровня физической подготовленности детей; укрепление костно-мышечной и дыхательной системы; повышение мотивации родителей к формированию у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Программа рассчитана на 1 год – 18  академических часов, по 2 занятия в месяц.

Время проведения – НОД и режимные моменты в течение дня.

Длительность занятий соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13: для детей 5-6 лет – 25 минут.

По данным российской статистики 60% детей в возрасте от 3-7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Дошкольное детство —  самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Программа составлена с учётом интеграции таких образовательных областей, как:

  • художественно- эстетичекое развитие;
  • познавательное развитие;
  • социально- коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие,

что соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.

 

Структура занятий

  1. Вводная часть: организационный момент.
  2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.
  3. Заключительная часть: подведение итогов – похвала детей за успехи детей.

 

Цели и задачи программы

Цель:

Формирование основ культуры здоровья.

Задачи:

  • адаптация детей с различными заболеваниями и отклонениями в развитии: косоглазие, задержка речевого развития, врожденный порок сердца, атопический дерматит, плоскостопие, гипермитрапия, ППЦНС и др.;
  • повышение у детей интереса к физической культуре;
  • формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни;
  • повышение уровня физической подготовленности детей;
  • укрепление костно-мышечной и дыхательной системы;
  • повышение мотивации родителей к формированию у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.

 

Оборудование и материалы:

  • подборка музыкальных треков по тематике занятий;
  • подборка песен, потешек, стихов, рассказов по тематике занятий;
  • аромалапмы, ароматические масла, фиточаи;
  • Дорожки здоровья, дополнительный спортивный инвентарь.

 

Способы поддержки детской инициативы

Организация выставок, создание и демонстрация слайд- шоу  самых успешных моментов занятий с детьми  в конце учебного года.

Особенность Программы

Особенность программы заключается в формировании у детей устойчивой привычки постоянно заботиться о своем здоровье, навыков организации режима повседневной физической активности.

 Этапы освоения Программы и планируемые результаты

Задачи I этапа (подготовительного):

  • Дать детям представление о здоровье и здоровом образе жизни.

Задачи II этапа (основного):

  • Способствовать формированию привычки здорового образа жизни и применения здоровьесберегающих технологий.

Задачи III этапа (итогового):

  • Сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Тема занятия Цели
СЕНТЯБРЬ
1 Плановый медицинский осмотр Определение уровня состояния здоровья воспитанников на начало уч.года
2 «Я — человек»

 

Формировать представление детей о частях лица и тела человека. Воспитывать доброе отношение к кукле,культурно-гигиенические навыки
ОКТЯБРЬ
3 «Все люди разные»

 

Формировать представление детей о том,что люди отличаются особенностями внешности,  манерой ходить,говорить.Воспитывать доброе отношение к окружающим.
4 «Моя семья» Формировать представление о «семье»
НОЯБРЬ
5 «Главные помощники»

 

Формировать представление детей о руках человека, о значении рук в нашей жизни; развивать умение соотносить свои движения со словами зарядки; развивать мелкую моторику.
6 «Десять братцев»

 

Закрепить название пальцев,развивать мелкую моторику и тактильно-мнемическую чувствительность.
ДЕКАБРЬ
7 «Что умеют наши ножки»

 

Формировать представление детей о   значении ног в нашей жизни;активизировать слова,обозначающие действия:шагаем,прыгаем,приседаем и др.;развивать координацию движений.
8 «Тренируем,укрепляем,бережем и закаляем»

 

Формировать представление о том,как беречь ноги,о правилах гигиены ног;развивать и укреплять мышцы стоп.
ЯНВАРЬ
9 «Это знать полезно,чтоб не было болезней» Формировать представление детей о носе человека,о его функциях и значении в нашей жизни,как беречь нос и правильно за ним ухаживать;воспитывать культурно-гигиенические навыки
10 «Зарядка для носиков» Учить упражнениям,улучшающим кровообращение в верхних отделах дыхательных путей,повышающим устойчивость
организма к холоду,инфекциям;тренировать навыки правильного носового дыхания.
ФЕВРАЛЬ
11 «Что нам надо кушать?» Формировать представление детей о необходимых телу человека веществах и витаминах;воспитывать правила культурного поведения за столом
12 «Что такое витамины?» Формировать представление детей о витаминах;закреплять названия овощей,фруктов и знания детей о пользе молока
МАРТ
13 «Зачем я должен спать?» Формировать представление детей о том,что такое сон и зачем надо спать;учить образному мышлению,упражнениям на релаксацию.
14 «Мои зубки»

 

Формировать представление детей о том,для чего человеку зубы и как их беречь;учить правильному звукопроизношению;воспитывать культурно-гигиенические навыки
АПРЕЛЬ
15 «Мой рот и язычок» Формировать представление детей о том,что у каждого человека есть рот,для чего он нужен и как его беречь;воспитывать культурно-гигиенические навыки
16 «Зарядка для язычка» Формировать представление детей о языке человека,его функциях и значениях;учить правильному звукопроизношению,миогим-настике;учить различать вкус продуктов

 

МАЙ
17 «Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья» Формировать представление детей о здоровом образе жизни,закреплять понимание ценности своего здоровья.
18 Плановый медицинский осмотр Определение уровня состояния здоровья воспитанников на конец учебного года.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Название занятия Задачи занятия
СЕНТЯБРЬ
1 Плановый медицинский осмотр Определение уровня состояния здоровья воспитанников на начало уч.года
2 «Я и мое тело» — ч.1 Расширять представление о здоровом образе жизни, закреплять понимание ценности своего здоровья
ОКТЯБРЬ
3 «Я и мое тело» -ч. 2 Расширять представление о здоровом образе жизни, закреплять понимание ценности своего здоровья
4 «Даёт силы нам всегда витаминная еда» Формировать представления  детей о рациональном питании.
НОЯБРЬ
5 «Здоровый образ жизни» Формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, познакомить с понятием здорового образа жизни.
6 «Для чего нам нужен режим дня» Рассказать детям, почему так важно соблюдать режим дня.
ДЕКАБРЬ
7 «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни
8 «Всем полезны витамины» Познакомить детей с понятием «витамины», их обозначением и пользе для организма человека
ЯНВАРЬ
9 «Куталка и Здоровячок» закреплять знания о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения, о гигиенических нормах и правилах;
10 «Скелет — главная опора моего тела» Формировать элементарные знания об опорно — двигательном аппарате человека (скелете, мышцах)
ФЕВРАЛЬ
11 «Бережем свое здоровье» Расширять представление о здоровом образе жизни, закреплять понимание ценности своего здоровья
12 «Как беречь нос?» Закреплять знания детей о том, как беречь свой нос и правильно за ним ухаживать (продукты, побеждающие насморк)
МАРТ
13 «Как беречь глаза?» Учить детей бережному отношению к своим глазам, рассказать о том, как за ними ухаживать.
14 «Как беречь уши?» Формировать представление детей о том, как беречь и ухаживать за своими ушами.
АПРЕЛЬ
15 «Как беречь ноги?» Формировать представление о том, как беречь свои ноги, о правилах гигиены ног и о том, какую обувь надо носить.
16 «Как ухаживать за руками?» Формировать представление о том, как беречь свои руки, о правилах гигиены рук.
МАЙ
17 «Не боюсь я докторов, потому что я – здоров!» Обобщить знания дошкольников о здоровом образе жизни.
18 Плановый медицинский осмотр Определение уровня состояния здоровья воспитанников на конец уч.года

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СТАРШАЯ ГРУППА

Тема занятия Цели
СЕНТЯБРЬ
1 Плановый медицинский осмотр Определение уровня состояния здоровья воспитанников на начало уч.года
2 «Как устроен мой организм?» Дать детям элементарные сведения об организме человека,работе органов дыхания,пищеварения и др.
ОКТЯБРЬ
3 «Если ты заболел» Объяснить детям,как важно следить за состоянием здоровья;добиваться,что бы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью
4 «Врачи — наши помощники» Расширять представления детей о профессии врача,учить осознанно принимать врачебные предписания и строго их выполнять
НОЯБРЬ
5 «Правила первой помощи» Знакомить детей с элементарными способами помощи,рассказывать,что можно и нужно делать в каких-то случаях,а что — нельзя
6 «О роли лекарств и витаминов» Закреплять у детей представление об основных принципах правильного питания,объяснить значение лекарственых средств;дать сведения о нетрадиционных методах лечения
ДЕКАБРЬ
7 «Знакомимся с видами спорта» Знакомить детей с различными видами спорта;формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни
8 Спортивные соревнования «Мы ловкие,сильные,смелые» Активизировать двигательную активность детей;совершенствовать навыки различных физических упражнений

ЯНВАРЬ
9 «Правила доктора Неболейко» Рассказывать детям о профилактике заболеваний,сообщать элементарные сведения о лекарствах и болезнях,о причинах ,которые приводят к болезням
10 «О правильном питании» Рассказывать детям о пользе различных продуктов;объяснить разницу между «вкусным» и «полезном»;формировать культуру приема пищи.
ФЕВРАЛЬ
11 «Чистота-залог здоровья» Закреплять основные правила гигиены
12 «Что такое воздух?» Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека;познакомить с некоторыми свойствами воздуха
МАРТ
13 «О пользе и вреде воды» Рассказать детям о значении воды в жизни человека;познакомить со свойствами воды,с опасностью загрязненной воды
14 «Помощь при укусах» Знакомить детей с мерами по предотвращению нежелательных последствий от укусов насекомых и животных
АПРЕЛЬ
15 «Ядовитые растения» Знакомить детей с ядовитыми растениями,которыми можно обжечься или отравиться
16 «Лекарственные растения» Знакомить детей с лекарственными растениями,воспитывать бережное отношение к природе
МАЙ
17 «Путешествие в лес» Знакомить детей с правилами поведения на природе,способствовать их осознанию
18 Плановый медицинский осмотр Определение уровня состояния здоровья воспитанников на конец учебного года.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА

Тема занятия Цели
СЕНТЯБРЬ
1 Плановый медицинский осмотр Определение уровня состояния здоровья воспитанников на начало уч.года
2 «Изучаем свой организм» Закрепить представление об организме человека,напомнить правила ухода за различными органами(глаза,уши,рот, руки,ноги)
ОКТЯБРЬ
3 «Прислушиваемся к своему организму» Учить детей внимательно относиться к своему организму,прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболеваний
4 «Когда съедобное ядовито» Обратить внимание детей на отравления,их причины и последствия.Дать сведения о случаях непригодности пищевых продуктов к употреблению.Рассказать об оказании первой помощи
НОЯБРЬ
5 «Поговорим о болезнях» Расширить и углубить знания детей о болезнях (инфекционных и простудных заболеваниях),их вреде.Убедить в необходимости профилактики заболеваний
6 «Уход за больными» Дать детям сведения о службе «Скорой помощи».Познакомить их с правилами первой помощив некоторых случаях.Научить детей первоначальным навыкам ухода за больным
ДЕКАБРЬ
7 «Помоги себе сам» Рассказать детям,как настроение отражается на состоянии здоровья
8 «Помоги себе сам» Познакомить детей с приемами аутотренинга

 

ЯНВАРЬ
9 «Правильная осанка» Формировать элементарные знания об опорно-двигательном аппарате человека
10 «О,спорт — ты жизнь!» Закреплять знания детей о различных видах спорта.Рассказать о пользе спорта в  жизни человека
ФЕВРАЛЬ
11 «Как сохранить и укрепить свое здоровье» Закреплять у детей представления о ценности здорового образа жизни
12 «Виды закаливания» Знакомить детей с различными видами и способами закаливания.Формировать осознанное желание укреплять здоровье
МАРТ
13 «Гимнастика для глаз и пальцев рук» Разучить с детьми комплекс упражнений для глаз (разработан проф.Э.С.Аветисовым)и упражнения пальчиковой гимнастики
14 «Лекарственные растения» Закрепить знания детей о лекарственных растениях
АПРЕЛЬ
15 «Сигналы опасности природы» Приучать детей к осторожному обращению  с объектами природы.Познакомить их с сигналами опасности у животных,растений(шипы,колючки,рога и др.
16 «Правила поведения на воде» Познакомить детей с опасными ситуаци-ями,возникающими около воды и на ней.Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде
МАЙ
17 «Мы — будущие первоклассники» Обобщить знания детей о здоровом образе жизни,способах сохранения и укрепления здоровья
18 Плановый медицинский осмотр Определение уровня состояния здоровья воспитанников на конец учебного года.

 

 

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

         В.А.Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому задачи воспитателя могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества». Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо понятна не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Формы взаимодействия с семьёй:

  • индивидуальные и групповые консультации (анкетирование, «обратная связь», консультации, беседы, домашние задания, «Почта доверия» — анонимные обращения и пожелания педагогов и родителей);
  • оформление информационных стендов;
  • привлечение родителей к созданию предметно- пространственной здоровьесберегающей среды.
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв