Вы здесь: Главная > Без рубрики > Авторская программа: «Мои друзья- дорожные знаки»

Авторская программа: «Мои друзья- дорожные знаки»

Махиянова Венера Расимовна воспитатель

МБДОУ № 11 «Йолдыз», РТ  г. Набережные Челны

С каждым годом увеличивается интенсивность движения транспорта, постоянно растет автопарк, то в связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности на дорогах. Так, как дети – это самая незащищенная категория участников дорожного движения, мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма были и остаются предметом особого внимания.

   Порой предоставленные самим себе, дети, особенно малыши, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают свои возможности, считают себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или здесь же затеять игру.

Так  можно ли предвидеть и предотвратить беду с малышом? Своевременно привить ему навыки грамотного, безопасного поведения на дороге? Конечно же, можно!

 Очень важно, чтобы из сегодняшних ребят выросли грамотные и дисциплинированные участники дорожного движения. А научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности – одна из важнейших задач, причем задач «дальнего прицела». Ведь с бережного отношения к своей жизни начинается отношение к любой другой жизни как к безусловной ценности.

Эта задача стоит перед родителями и нами, воспитателями дошкольных учреждений. Прививать детям навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению нужно учить! Следовательно, в союзе с родителями, с психологом, нам необходимо научить детей дорожной грамоте, культуре поведения на улице и общественном транспорте. Эта работа должна пронизывать все виды деятельности и стороны жизни ребенка: игру, занятия, прогулку, дорогу домой и в детский сад, домашние ситуации т. п. и так, чтобы ребенку было понятно и интересно.

  Понимая актуальность данной проблемы, я поставила перед собой цель: апробирование действенности методической системы по воспитанию грамотного, культурного участника дорожного движения.

Задачи:

—  изучить научно-методическую литературу по ПДД; повысить компетентность в данном направлении;

—  воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения;

— создать условия для реализации методической системы по правилам поведения на дороге;

— подготовить и систематизировать наглядный и практический материал, используемый в работе с детьми;

— разработать диагностики, отслеживающие эффективность работы;

— привлечь к сотрудничеству, специалистов, родителей воспитанников дошкольного учреждения, инспектора ГИБДД.

Организацию работы с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения было начато с оснащения предметно развивающей среды:

 — изготовление макетов для сюжетно-ролевых игр,  дорожных знаков;

— оформление уголков дорожного движения, дидактического материал

по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

— оформление альбомов со стихами и загадками о ПДД, дидактических  настольно-печатных  игр, атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Водители», «Автобус», «ГАИ и дорога» и др.

Использовался комплект наглядных пособий по ОБЖ  (автор Стеркина Р.), плакаты «Изучаем правила дорожного движения», видеофильм «Безопасность пешеходов», библиотечка художественной детской литературы по обучению детей правилам дорожного движения, иллюстрации, методическая литература, разработаны конспекты занятий, бесед, прогулок, игр, сценарии досугов и вечеров, развлечений, анкеты для родителей по выявлению уровня знаний правил дорожного движения

 На основании проделанной работы  разработана программа   дополнительного образования «Мои друзья – дорожные знаки»,  рецензия  начальника центра психологической и профориентационной работы, старшего  преподавателя кафедры Педагогики и Психологии им. З.Т.Шарафутдинова ФГБОУ ВПО НИСПТР Л.Р. Адиловой и начальника отделения по пропаганде    безопасности дорожного движения отдела ГИБДД управления МВД России по г. Набережные Челны Л.А Пожарской.    

Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни  начала  с педагогов нашего детского сада. Моя цель – это  объединение усилий педагогов в обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах  и профилактики ДТП с участием детей.

Для педагогов нашего коллектива, ежемесячно использую в своих выступлениях на педсовете разнообразные формы и методы:

— круглые столы по разделам «Улица», «Дорога в детский сад», «Засветись!», «Безопасность  детей – наш выбор!» и т.д.;

— деловые игры;

— просмотр видеороликов;

— практические занятия;

— памятки, буклеты;

— выставки подделок среди воспитателей и их групп;

 — стенгазеты и фото-конкурсы;

Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, используется площадка БДД с дорожной разметкой, организуются тематические прогулки по тротуару для наблюдения за транспортом, действиями пешеходов и водителей, за посадкой и высадкой пассажиров из автобуса, за сигналами светофора. Попутно дети знакомятся со знаками и указателями и запоминают их. Знания,  приобретенные  детьми закрепляются при проведении различных видов деятельности в ДОУ и школах, в которые уходят наши выпускники. Со своими воспитанниками показываем инсценировки, проводим акции и развлечения со школьниками младших классов.

 В результате проведения диагностики  было выявлено повышение уровня знаний воспитанников по отдельным разделам программы.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Работе с родителями я уделяю огромное внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге. Активизирую работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы:

— анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход», «Знаете ли Вы правила дорожного движения?», 

— памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

 — папки-передвижки, информационные стенды, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

 — консультационный материал «Дошкольник и дорога»;

— встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД, на которых он консультирует родителей по интересующим их вопросам, помогает решить проблемные дорожные ситуации: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»;

 — конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей ;

— конкурс семейных газет «Дорожная азбука — детям»;

— «Семейный мастер — класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению детей с основами безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной проблеме.

 Выявляю развитие у воспитанников способностей к творческой и интеллектуальной деятельности через участие во всероссийских и региональных конкурсах,  во Всероссийской викторине по правилам дорожного движения «Юный пешеход», «Шкатулка талантов», «Юные изобретатели».

Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания по данному направлению. Активно участвую в работе методического объединения образовательного учреждения, творческих групп педагогов детского сада по разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса «Безопасность жизни детей».   Транслирую     опыт  практических результатов своей профессиональной деятельности в рамках курсов повышения квалификации  для воспитателей « Современные образовательные технологии образования детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах», регионального семинара  по проектной деятельности «Имин йөрик  юлларда», имею  публикации на сайтах  ns-portal, maam.ru ; в материалах майских совещаний для педагогов дошкольных образовательных учреждений , МБУ ИМЦ г. Набережные Челны. Являюсь победителем  Всероссийских  конкурсов педагогического мастерства «Лучшее воспитательное мероприятие», «Педагогическое мастерство», «Шкатулка талантов»

 Направление работы вызывает большой интерес и отклик у родителей и у самих детей. Все это позволяет мне комплексно решать задачи обучения моих воспитанников безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности и уровень психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

 

 

 

 

«Мои друзья – дорожные знаки»

Авторская программа по обучению дошкольников  безопасному поведению на дорогах

Пояснительная записка

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.

Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет мою работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожного-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Предложенная программа « Мои друзья – дорожные знаки» – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Основные направления работы по программе:

Профилактическое:

— Обеспечение знаний о транспортной среде города;

— Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;

— Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий

Организационное:

— Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (по ПДД);

— Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;

— Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;

— Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.

Актуальность.

Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому необходим поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.

Педагогическая целесообразность.

Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность ( развитие «чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

Цель программы.

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, мероприятий.

2.Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме.

  1. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
  2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

5.Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

  1. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Принципы организации образовательного процесса:

Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

Наглядности — дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Деятельности — включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Интеграции — интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

Дифференцированного подхода — решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Возрастной адресности — одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи — ничто не убеждает лучше примера родителей.

Срок реализации программы: 3 года.

Формы и режим занятий:

Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД,  в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.

Используемые в ходе работыситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволяют

* ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;

  • привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
  • Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Формы  работы с детьми:

1) Продуктивные виды деятельности:

— рисование

— аппликация

— лепка

— конструирование.

2) Развлечения. Досуги.

3) Занятия.

4) Экскурсии. Наблюдения. Прогулки.

5) Знакомство с художественной литературой.

6) Проектная деятельность взрослых и детей.

7) Игры:

— настольно-печатные;

— сюжетно-ролевые;

— дидактические;

— строительные;

— театрализованные;

— подвижные

8) Диагностика

Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

— Интерактивный метод обучения.

— Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

— Личностно-ориентированная технология.

— Технология игрового обучения.

— Метод наблюдения и беседы.

Методы активизации родителей и педагогов:

— Обсуждение разных точек зрения.

— Решение проблемных задач семейного воспитания.

— Ролевое проигрывание ситуаций.

— Тренинговые игровые упражнения и задания.

— Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.

— Обращение к опыту родителей.

Предполагаемые результаты:сформировать предпосылкивыполнять основные правила дорожного движения; умение регулировать свое поведение в соответствии с познанными нормами и требованиями, предъявляемыми обществоми государством к участникам дорожного движения; научить пользоваться сигналами светофора и регулировщика , правильно пользоваться пассажирским транспортом общего пользования, правильно читать основные дорожные знаки.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв