«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
Шакирова Фарида Аслаховна Воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Ляйсан» Бугульминского муниципального района РТ»
Мир, окружающий нас, велик и многообразен. Задача педагога помочь ребенку разобраться в нем, сформировать доступное его возрасту представление.
Детям нравится процесс игры, они учатся в игре, увлеченные ее замыслом. В технологии Воскобовича лежат важнейшие принципы дошкольного обучения — интерес, познание, творчество.
Вячеслав Воскобович – придумал более 50 игровых пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка.
Целями и задачами его методики является:
- способствовать развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового;
- развивать умение наблюдать, исследовать окружающий мир;
- развивать воображение, креативное мышление (способность посмотреть на знакомый объект совершенно другим взглядом, мыслить гибко и оригинально);
- гармоничный подход к развитию у детей эмоциональности, образного мышления и логики;
- оказать помощь в развитии математических и речевых умений;
- формировать начальные представления об окружающей действительности;
- содействовать психическому развитию;
- развивать мелкую моторику.
Его игры — эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие, мышление…
Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
По словам В.В.Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность». Которая включает в себя: сенсорное развитие – восприятие (цвет, форма, размер); интеллектуальное развитие – мышление, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование; математическое развитие – форма, размер, количество, пространственные отношение; творческое развитие – воображение; обучение чтению; а также психические процессы.
Принцип по которому работает Вячеслав Воскобович — «интеллект – познание – творчество».
Изучив литературу по развивающим играм, мы приобрели пробные варианты для работы с воспитанниками, продемонстрировали их на родительском собрании. Дети нашей группы имеют различные нарушения зрения, поэтому надо было убедиться, что они не только заинтересуют их и родителей, но и будут им полезны. Был проведен мастер класс «Игры Воскобовича в развитии малыша». Многие родители сочли технологию В.В.Воскобовича очень удобной для себя, особенно сегодня, когда времени катастрофически не хватает. Кроме того в этих играх они увидели альтернативу компьютерным играм и телевизионным программам, положительное влияние на физическое и психическое здоровье детей. К тому же, игры стали полезным совместным занятием родителей и детей.
Задачи мы определили следующие:
- Развивать познавательные, интеллектуальные способности детей, желание узнавать новое;
- Развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
- Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение;
- Развивать сенсорные способности восприятия цвета и формы;
- Тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов;
- Формировать базисные представления об окружающем мире, математических умений;
- Построить педагогический процесс, способствующий интеллектуально – творческому развитию детей в игре.
Мы используем такие игры:
— Квадрат Воскобовича — Косынка, Вечное Оригами, Кленовый листок – все это синонимы Квадрата Воскобовича. Выглядит он довольно просто: на квадратной основе из ткани наклеены треугольники. С одной стороны – красного цвета, с другой – зеленого.
Квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с легкостью сделают домик с зеленой крышей или конфетку в красной обертке, детки постарше смогут различить спрятанные в домике геометрические фигуры.
— «Прозрачный квадрат» Игра способствует развитию внимания, памяти, логического мышления. Составляя из пластинок цифры, буквы и самые разные фигуры, ребенок будет развивать воображение и творческие способности, мелкую моторику рук и речь.
— «Игровизор» «Долгоиграющая» папка. На ее верхнем прозрачном листе можно рисовать фломастером, раскрашивать и не бояться ошибки. Ошибка легко стирается салфеткой, поэтому становятся ненужными многочисленные листы с заданиями. В комплекте с Игровизором разнообразные приложения: (Катя, Рыжик и рыбка, Лабиринты цифр, Лабиринты букв, Предметный мир вокруг нас).
— «Геоконт» — вводит детей в мир геометрии развивает мелкую моторику рук помогает изучить цвета, величины и формы ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить развивает психологические процессы малыша.
Эти игры являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых игровых заданий и упражнений. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играет и занимается вместе с ними. Использование развивающих игр Воскобовича В.В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.
Наши дети с удовольствием играют в игры В.В. Воскобовича, и мы решили, что будем продолжать использовать эти игры в дальнейшей работе с детьми.
В заключение хочется отметить особенности игр Воскобовича:
- Разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Они занимаются с удовольствием. Малыши постоянно открывают для себя что-то новое, неизведанное ранее.
- Каждая игра может использоваться детьми разного возраста, начиная от 2 до 7 лет. Для малышей приготовлены простые задания, для ребят постарше задания усложняются. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности.
- Многофункциональность и универсальность. Каждая игра предполагает решение многих задач обучения, способствует всестороннему развитию детей и проявлению творческих способностей.
- Предлагаемый готовый дидактический материал систематизирован по возрастам и образовательным задачам.
- Ко многим играм предложено методическое пособие, в котором уже можно взять готовый сказочный сюжет с включенными в него заданиями, иллюстрациями и вопросами. Этот момент является ключевым в технологии Воскобовича. Взрослый будет выступать полноправным партнером малыша, несмотря на возраст.
- Высокая вариативность. К играм предложено много заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными развивающими упражнени
Литература:
- В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая,
«Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» С.-П.: ООО РИВ, 2007.
- В.В. Воскобович, « Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о Прозрачном квадрате» С.-П.: ООО РИВ, 2003.- 36 с.
- В.В. Воскобович, «Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях квадрата» С.-П.: ООО РИВ, 2003. -28с.
- Т.Г. Харько Методика познавательно – творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» С – П: Детство – пресс, 2012