«Развитие познавательного, художественно – эстетического развития по нетрадиционной технике «Ниткография»
Зафарова Светлана Исмагиловна воспитатель
МБОУ «Беденьговская ООШ» села Татарская Беденьга
Цель: вызвать интерес к зимним явлениям природы; научить детей создавать с помощью нитей (шерстяных) эффектные, красочные, оригинальные картины в нестандартной технике.
Задачи:
Образовательные: способствовать интеллектуальному развитию, стимулируя логическое и пространственное мышление;
Развивающие: развивать чувство композиции, сенсорное восприятие и художественный вкус; координацию движений, глазомер, терпение, тонкую моторику.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практическая деятельность детей.
Словарная работа: снежинки, кристаллы, ниткография
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран; снежинки разных размеров, шерстяные нитки, картон со снежинками, клей ПВА, кисточки, салфетки, клеенки, деревянная шпажка; магнитная доска, магнитики; блюдечко — , тарелочки — .
Ход занятия
- I. Вводная часть.
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Исмагиловна . Я очень рада видеть вас.
II.Основная часть.
1). Беседа.
— Ребята, давайте дружно подойдем к окошку. Что вы видите?
Дети: птичек, деревья, снег.
— А когда выпадает снег?
Д.: зимой.
— А кто знает, какой сейчас месяц?
Д.: декабрь
— Декабрь – это первый зимний месяц.
— Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! На солнышке блестит снег.
— А что такое снег? Из чего он состоит?
Д.: Из снежинок.
— Что такое снежинки? Откуда они берутся?
— Из всех водоемов – морей, океанов, рек – испаряется вода. В виде пара крошечные невидимые частички воды поднимаются высоко в небо. Чем выше поднимаются частички, тем холоднее становится воздух. Пар охлаждается и превращается в маленькие кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя снежинки. Иногда снежинки падают по одной. Как вы думаете, в какую погоду это бывает?
Д.: в мороз.
— Иногда они падают хлопьями. Что значит хлопьями?
Д.: когда их падает много-много
— Хлопья получаются, когда снежинки соединяются вместе в пушистые комочки.
— В какую погоду это бывает?
Д.: в теплую погоду
— Да, в теплую погоду, в оттепель.
— Сегодня к нам на занятия прилетели снежинки. Посмотрите вот сюда (веду детей на ковер, где лежат снежинки)
— Ребята, на этой волшебной снежинке прилетела я. Но видите она здесь я не одна, а со своими сестрицами. Выберите все себе по одной и возьмите, пожалуйста, эти снежинки в руки и оставайтесь на своих местах
2). Релаксация «Снежинки».
— Я предлагаю вам помечтать, пофантазировать. Закройте глаза. Дышите спокойно и ровно.
(Звучит спокойная музыка)
Вообразите, что вы легкие, нежные снежиночки. Ваши ручки легкие – легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое – легкое, как будто оно соткано из снежных пушинок. Вы все красивые, воздушные, хрупкие. Подул легкий ветерок и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы поднимаетесь все выше и выше. Вам хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. На счет «три» 1,2,3 откройте глаза. Улыбнитесь своей снежинке и положите ее на ковер.
— Ребята, скажите, пожалуйста, какими вы себя почувствовали, когда были снежинками?
Д.: легкими, пушистыми, воздушными, холодными, красивыми.
— Значит, какие они снежинки?
Д.: легкие, пушистые, хрупкие, тают в руке, красивые.
— А такую красоту можно своими руками сотворить?
Д.: да.
— Ребята, а из чего и как можно сделать снежинки? А пробовали делать сами? Из чего?
Д.: из бумаги, картона, нарисовать, вырезать, приклеить, слепить.
— Сделать из бисера, бусинок, мишуры. (Показ снежинок 8 — 18).
— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на снежинки (показ слайдов 1-7 – снежинки в природе). Обратите внимание, какие они?
— Они похожи друг на друга?
— Ребята, я предлагаю вам превратиться в добрых волшебников и творить вместе со мной. Вы не против?
— Ребята, а вы знаете, что можно рисовать, не только красками, фломастерами и карандашами, но и нитками. Кто – то это уже делал? Этот способ изображения называется «Ниткография», т.е. «рисование с нитками», «картина из ниток».
— Давайте подойдем к столу. Потрогайте нитки. Какие они на ощупь?
Д.: приятные, мягкие
— Такие же мягкие и пушистые, как снежинки.
— Выберите, пожалуйста, любой картон со снежинкой и займите свое рабочее место.
3). Пальчиковая игра «Снежинки».
— Прежде чем приступить к работе. Давайте приготовим пальчики.
Стою и снежинки в ладошку ловлю (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки).
Я зиму, и снег, и снежинки люблю (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки).
Но где же снежинки? ( сжать кулаки),
В ладошке вода ( разжать).
Куда же исчезли снежинки? (сжать кулаки),
Куда? (разжать).
Растаяли хрупкие льдинки – лучи (мелкие потряхивания расслабленными ладонями).
Как видно, ладошки мои горячи.
Все наши пальчики готовы к работе. Можем приступить к ней.
4). Практическая работа.
Посмотрим на свою снежинку. Подумайте, какого цвета нитки подойдут к ней? Перед вами формочки. Подойдите с ними к столу и выберите желаемый цвет.
(Звучит спокойная зимняя музыка).
— У всех все есть? Приступаем к работе.
— Смажьте контур клеем и приклейте нужный цвет.
— С помощью кисти нанесите клей на силуэты…
— Приклейте мелко нарезанные нити, заполняя силуэты…
— Подождите пока работа высохнет и стряхните остатки нитей.
— Что у вас получилось? А вот моя работа (показ).
III. Заключительная часть.
— Мне очень интересно узнать, что нового вы сегодня узнали?
— А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались?
Рефлексия «Снежинка»
(снежинки большого, среднего и маленького размеров по количеству детей).
— Если вам сегодня было интересно и вы со всем справились, то можете приклеить большую снежинку.
— Если вам было интересно, но не все получалось легко, то приклейте снежинку по меньше, среднего размера.
— А если вам сегодня было не очень интересно, то приклейте самую маленькую снежинку.
— Молодцы! Вы меня очень обрадовали своими успехами. Я горжусь вами! Я полечу со своими сестрицами в другие садики и расскажу, что в Тетюшах есть очень талантливые дети. А на память о сегодняшнем занятии, я из страны снежинок, привезла подарки. Это рамочки. Вы дома, с родителями, вставьте туда ваши снежинки.
— Ребята, вы так же можете взять картон со снежинкой и научить рисовать нитками своих товарищей, дома – родителей.
Отложим работы и рамочки в сторону и уберем рабочие места.
— До свидания!