Вы здесь: Главная > Без рубрики > Рабочая программа по обучению безопасности «Мы учимся дружить с дорогой»

Рабочая программа по обучению безопасности «Мы учимся дружить с дорогой»

Напольских Лариса Сергеевна  Воспитатель

МБДОУ компенсирующего вида №8 «Зоренька»

Данная  программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города Набережные Челны.Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет мою работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых каждой десятой жертвой становится ребенок, так как ему трудно понять, каково время реакции водителя, что такое тормозной путь и транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, свойственная взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Оказавшись на улице, он попадает в опасную зону, поэтому необходимо учить его самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения по выходу из сложной ситуации. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей –доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Предложенная программа-попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Начиная с дошкольного возраста, детей необходимо не только обучать правилам дорожного движения, но и прививать им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации. Это важно сделать, пока ребенок не успел перенять и принять неправильные стереотипы поведения на дороге, к сожалению, преобладающие сегодня среди взрослых. Лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста можно сохранить его жизнь и здоровье. Поэтому необходим поиск форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей. Поэтому важное значение имеет хорошо организованный процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте. Известно, что мышление дошкольника наглядно-действенное, поэтому только при применении практических форм и методов воспитания и обучения можно добиться положительных результатов.

Законодательно- нормативное обеспечение программы.

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Россиской Федерации»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»

— Федеральные государственные образовательные стандарты (приказ Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013 года № 1155);

-Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

— Правила дорожного движения;

— Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ » (с изменениями от 2 марта 1999г., от 25 апреля 2002г., от10 января 2003 г., от 22 августа 2004 г.) «О безопасности дорожного движения»;

Цель программы:

Создание в ДОУ непрерывной системы подготовки детей к безопасной жизни и деятельности, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

  1. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр.
  2. Формирование у дошкольников интереса к безопасному поведению на дороге.
  3. Воспитывать в детях чувство ответственности, довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.

Образовательный процесс строился согласно таких принципов его организации

Последовательности— любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем.

Наглядности— дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Деятельности— включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Интеграции-интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

Дифференцированного подхода— решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Возрастной адресности— одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи- ничего не убеждает лучше примера родителей.

Новизна программы: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.

 Направления работы по реализации программы

1.Создание условий:

оформление уголков безопасности; подбор литературы, фотографий ПДД;

изготовление атрибутов к играм, оформление макетов

2.Формы организации совместной  деятельности с воспитанниками:

  • Экскурсии.
  • Наблюдения.
  • Прогулки.
  • Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
  • Продуктивные виды деятельности.
  • Игровая деятельность.
  • Знакомство с художественной литературой.
  • Развлечения, досуги.
  • Проектная деятельность.

   3.Диагностика

4.Взаимодействие  с родителями:

  • консультации
  • беседы
  • буклеты, памятки
  • родительские собрания
  • совместные развлечения
  • проектная деятельность

3 года срок реализации программы

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Методы Приемы
Наглядный Наглядно-зрительные, предметная наглядность.
Информационно-репродуктивный Совместная деятельность педагога и ребенка.
Практический Разбор конкретных ситуаций, экскурсии, работа с планом местности.
Игровой Использование дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Разделы

(задачи, блоки)

 Режимные моменты   Самостоятельная

деятельность детей

        Совместная

       Деятельность

           с семьей

 
 Безопасность на дорогах города
Знакомить с устройством проезжей части

Знакомить с «зеброй», светофором и другими дорожными знаками

 для пешеходов и водителей

Дать представления о работе ГИБДД

Учить правилам поведения в транспорте

 Сюжетно-ролевая игра

Рассматривание

Наблюдение

Игры дидактические

Конструирование

Развивающие

игры

Экскурсии

Рассказ

Ситуативный разговор

 

  Тематические досуги

Настольно-печатные игры

Продуктивная  деятельность

Беседы, консультации, родительское собрание

 

Объяснение,  напоминание

похвала

Программа разработана для детей дошкольного возраста (втораямладшая-старшая группа). Возрастной состав детей от 3 до 6 лет. Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволяют:

ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;

привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Образовательный:

-овладение базовыми правилами поведения на дороге (как работает светофор; умеет различать, что такое проезжая часть, тротуар)

-анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;

-формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

-развитие творческих способностей;

-формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

-формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

-привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальный:

-формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

-развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

  1. Для детей 3-4 лет.

Задачи: — познакомить детей с правилами дорожного движения;

-учить различать проезжую часть дороги, тротуар;

-понимать значение зеленого, желтого, красного сигнала светофора;

-развивать пространственную ориентировку (вперед, назад, влево, вправо).

Сентябрь

№ занятия сроки Тема Цель, задачи Методические приемы Дидактический материал
1 Ознакомление с окружающим «Наш город» Познакомить детей с городом, названием Набережные Челны, улицами, зданиями Рассматривание иллюстраций, открыток о городе Иллюстрации, открытки о Наб.Челнах
2 Конструирование «Дороги» и «Тротуара» Закрепить знания детей о транспорте, дороге. Учить выкладывать кирпичики ровно друг к другу. Дать понять в чем отличие дороги пешеходной и транспортной. Рассматривание картины: машина едет по дороге. Внести машину с игрушками. Чтение стихотворения А.Л.Барто «Грузовик» Иллюстрации. Машины-игрушки. Строитель

Октябрь

1 Знакомство с улицей Развитие первичных представлений об улице и правилах поведения на ней; развивать стремление запоминать и выполнять правила безопасного перемещения по улице Беседа с детьми. Рассказ воспитателя Атрибуты для подвижной игры «Воробушки и автомобиль». Иллюстрации, макет улицы; игрушки машины
2 Коллективная аппликация «Проезжая часть дороги, тротуар» Закрепить знания детей о понятиях широкий, узкий; понятиях: проезжая часть дороги, тротуар Рассматривание иллюстраций, напоминание о назначении и величине дорог Лист бумаги. По две полоски разной ширины на каждого ребенка. Клей, кисточки, салфетки

Ноябрь

1 Организация в пространстве и во времени Способствовать формированию способности ориентироваться в пространстве Чтение сказки «Топ-топтыжка», беседа с детьми Мягкие игрушки (большой и маленькой формы); игрушечные автомобили разных размеров
2 Форма и цвет Учить различать основные цвета и формы предметов; развивать способности к самостоятельному решению игровых задач Беседа с детьми. Игра «Цветные автомобили» Непрозрачный мешочек, в котором находятся автомобили 3-х основных цветов и элементы строительного материала, разные по цвету и форме; игрушечный медведь; круги 3-х цветов

Декабрь

1 Светофор. Движение по сигналу. Способствовать формированию представлений о движении в разных направлениях (вперед-назад, вниз- вверх); дать первые представления о светофоре и его предназначении Беседа с детьми. Чтение сказки «О забавных огоньках». Игра «Автомашины и пешеходы» Игрушки (большегрузный грузовик, маленькие автомобили); модель светофора; круги 3-х цветов. Атрибуты для игры  «Автомашины и пешеходы»
2 Коллективная аппликация «Светофор»

для машин.

Закрепить знания детей о цветах: красный, желтый, зеленый, о геометрической фигуре- круг. Закрепить навыки наклеивания Рассматривание: светофор прямоугольной формы, в нем круги трех цветов. Показ приемов наклеивания Лист бумаги с эскизами перекрестков. Прямоугольник серого цвета, круги трех цветов на каждого ребенка. Кисточки, клеенки, клей

Январь

1 Путешествие в разноцветную страну Развитие необходимых умений безопасного поведения на дорогах. Закрепить представления о сигналах светофора Задания для группы: карточки с изображением елочек и кружков; игра «Поезд»; дидак. Игра «Чудесный мешочек» Игрушки (или плоскостные  фигуры) смешариков. Карточки с изображением елки, 2 больших и 2 маленьких зеленых круга с изобр. Красных цветов двух размеров, большие и маленькие бабочки, мешочек с игрушками
2 Рисование «Светофор» для машин Закрепить знания детей о цветах: красный желтый, зеленый, о геометрической фигуре- круг. Закрепить навыки рисования Рассматривание: светофора прямоугольной формы, в нем круги трех цветов. Показ приемов закрашивания кругов Лист бумаги с нарисованными светофорами. Кисточки, гуашь трех цветов, банки с водой для мытья кисточек

Февраль

1 Знакомство с грузовыми и легковыми автомобилями Ознакомление детей с грузовыми и легковыми автомобилями. Умение различать автомобили (грузовые и легковые) Рассматривание игрушек, картинок. Найти похожее, найти различие. Игра «Найди такую же» Игрушки-автомашины, карточки с изображением грузовых и легковых автомашин разного цвета, аудиозапись.
2 Коллективное конструирование «Мой город» Учить работать вместе, выстраивать из кирпичиков дороги; дома высокие и низкие, короткие и длинные Напомнить детям название нашего города, о дорогах и зданиях. Предложить построить из строительного материала Строительный набор. Иллюстрации города

Март

1 Трамвай и троллейбус Познакомить детей с городским пассажирским транспортом. Беседа о городском пассажирском  транспорте Иллюстрации. Игрушки трамвай, троллейбус
2 Аппликация «Трамвай» Закрепить знания детей о городских видах транспорта, особенностях движения трамвая Рассматривание трамвая. Беседа о городском пассажирском транспорте, о геометрических формах на которые похож трамвай, окна Игрушка трамвай

Апрель

1 Автобус, микро автобус Закрепить знания детей об автобусе; показать отличия автобуса, микро автобус от грузовых и легковых автомобилей Рассматривание автобуса. Беседа с детьми. Рассказ воспитателя. Иллюстрации, игрушечный автобус; легковые и грузовые автомобили
2 Виды транспорта: наземный, водный, воздушный Познакомить с понятиями наземный транспорт, водный, воздушный; учить различать виды транспорта Беседа с детьми. Рассказ воспитателя Игрушки; картинки с изображением видов транспорта

Май

1 Конструирование-игры на песке. Постройка дорог Закрепить знания детей о назначении проезжей части дороги, тротуара.  Закрепить активный словарь детей Беседа с детьми.  Напоминание о городских видах транспорта, о проезжей части дороги Лопатки. Игрушечные машинки, светофоры
2 Итоговое занятие «Мы едем, едем, едем» Закрепление знаний о транспортных средств, проезжей части. Закрепить изученные знания Рассказ и беседа с детьми. Игрушки, иллюстрации; зеленые и красные круги

Для детей 4-5 лет.

Задачи:

-расширять и углублять знания о различных видах транспорта, его особенностях;

-уточнять и закреплять знания об улице, дороге, перекрестке

-знакомить с правилами перехода через дорогу на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах, основных сигналов светофора и их значения

-знакомить с правилами посадки в общественный транспорт и высадки из него, а также с правилами поведения в общественном транспорте во время его движения.

Сентябрь

№занятия Вид занятия Цели , Задачи Методические приемы Дидактический материал
1 Ознакомление с окружающим «Наш любимый город» Ознакомление детей с городом, названием, улицами, зданиями Рассматривание иллюстраций, открыток о городе Иллюстрации, открытки о Наб.Челнах.
2 Ознакомление с окружающим: «Улицы и дороги» Ознакомление детей с улицей и дорогой, с теми функциями, которые они выполняют Беседа с детьми, рассматривание макета города, работа по сюжетным рисункам. Игра «Автомобили и пешеходы» Сюжетные картинки, макет города
3 Ориентация на местности Совершенствовать навыки ориентации в пространстве; тренировать движения согласно указаниям Рассматривание макета района города. Подвижная игра: Дети-«автомобили» Макет района города; игрушечный автомобиль
4 Целевая прогулка на улицу, расположенную вблизи детского сада, наблюдение за движением машин. Закрепить навыки ориентации на местности ее основными частями и правилами поведения на улице; развивать стремление запоминать и выполнять правила безопасного перемещения по улице Наблюдение; рассказ воспитателя Два красных флажка. Сопровождение

Октябрь

1 Коллективная аппликация-колладж «наша улица» Закрепление знаний об основных частях местности, улиц, дорог, тротуаров Рассматривание иллюстраций, напоминание о местности прилегающих к детскому саду. Лист ватмана, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, кисточки
2 Как появились правила дорожного движения Познакомить детей о появлении правил дорожного движения в мире Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о первых правилах дорожного движения. Иллюстрации с изображением
3 Дорога и ее составные части Знакомство детей о возникновении дороги и проезжей частью Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя Иллюстрации с изображением
4 Тротуар- дорога пешеходов Знакомство детей о возникновении тротуара Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о тротуаре Иллюстрации с изображением

Ноябрь

1 «Светофор» -носитель света Познакомить со светофором, назначении красного, желтого, зеленого цвета; познакомить с 2 и 3 сигналами светофора Рассказ воспитателя, рассматривание макета светофора, иллюстрации Макет светофор, иллюстрации;
2 « Друг- светофор» (аппликация) Закрепление знаний детей о работе светофора 2-х и 3-х сигнальных Рассказ воспитателя , показ Макет светофора, игра «Воробушки и автомобиль; загадки, аппликация; половина листа альбомного, готовые детали света из цветной бумаги
3 Целевая прогулка к светофору Уточнить представление детей о работе светофора для пассажиров и для транспорта, связанных с ней правилах дорожного движения. Учить передавать в речи результаты наблюдений Наблюдение за светофором, рассказ воспитателя Два флажка красного  цвета. Сопровождение
4 Мультзал: мультфильм «Светофор» серия «Смешарики» Формировать основы безопасности жизнедеятельности, закреплять знания о значении сигналов светофора, продолжать знакомить с элементами дороги. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» Экран

Декабрь

1 Виды транспорта Познакомить детей о разных видах транспорта. Учить классифицировать транспорт: наземный, подземный, водный, воздушный, специальный Рассматривание разных видов машин. Отметить схожее и отличное в разных видах транспорта Игрушки- машины, иллюстрации
2 «Какие бывают машины» Познакомить детей с классификацией транспорта: специальный, грузовой, легковой, сельскохозяйственной Рассматривание картин иллюстраций. Рассказ воспитателя о транспортах- помощник человека Иллюстрации с изображением специального, грузового, гужевого транспорта и т.д.
3 Лепка различных видов транспорта

 

 

Закрепить знания детей о транспорте Рассматривание разных видах транспорта Иллюстрации с изображением, доска для лепки, пластилин, стейк
4 Ознакомление с окружающим «Рассматривание грузового и легкового автомобиля» Дать знания об особенностях грузового и легкового автомобиля Рассматривание игрушек, картин. Найти сходство и различие. Игра «Воробушки и автомобиль» Иллюстрации, машины-игрушки; маски воробушек, руль

Январь

1 «Происхождение современного транспорта» Познакомить с некоторыми эпизодами истории происхождения транспорта Рассказ воспитателя о истории происхождения транспорта. Игра «Лихие упряжки» Слайды или иллюстрации. Маски животных
2 Городской общественный транспорт Закрепить понятия транспортное средство, водитель, проезжая часть, общественный транспорт, пассажир. Учит называть и различать виды общественного транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси. Рассказ воспитателя, беседа с детьми. Напоминание о видах транспорта Карточки с видами транспорта; аудиозапись с шумами транспорта
3 Аппликация «Автобус» Закрепить знания детей о городских общественных видах транспорта, особенностях движения автобуса Рассматривание игрушки-автобус. Беседа о городском пассажирском транспорте, о геометрических формах на которые похож автобус, окна Игрушка- автобус

Февраль

1 Правила поведения в общественном транспорте Сформировать основы культуры поведения в общественном транспорте; познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановки городского транспорта Беседа с детьми, рассказ воспитателя Иллюстрации; атрибуты для игры «Мы-пассажиры» . Карточки: знаки остановки наземных видов транспорта
2 Мы-пассажиры Закрепление знаний детей об автобусе, микро автобусе, троллейбусе, трамвае; продолжить изучение правил поведения пассажиров в транспортном средстве Занятие: путешествие на экскурсию в парк. Беседа с детьми. Заранее построенный из крупного строительного материала автобус; атрибуты для игры с\ролевой «Автобус»; карточки с изображ. видов транспорта, опорные листы для каждого ребенка, карандаши
3 Целевая прогулка к остановке общественного транспорта Обогащать представления детей об общественном транспорте. Актуализировать знания о правилах поведения на остановках и в транспорте. Организовать анализ наблюдаемых ситуаций и моделей поведения людей Беседа, наблюдение. Два красных флажка, сопровождение
4 Вечер загадок про транспорт

 

Закрепление знаний о видах транспортах. Развивать логическое мышление Игра-угадай Карточки с загадками. Изображение транспорта.

Март

1 Конструирование из броссового материала «Машины на улице» Формировать умение конструировать машины из спичечных коробочек, соединяя их в разных сочетаниях Чтение рассказа М.Ильина и Е.Сегала «Машины на нашей улице». Рассматривание разных видов транспорта. Показ приема соединения коробочек Иллюстрации, спичечные коробочки, фломастеры, клей.
2 Мультзал: мультфильм «Сложная машина» серия «Лунтик» Формировать осторожность и осмотрительность по отношению к сложным техническим приборам, представления о возможном характере развития опасной ситуации. Способствовать формированию безопасного типа поведения у ребенка Просмотр мультфильма из серии «Лунтик» Экран
3 Игра «Поездка в общественном транспорте» Закреплять знания детей о дороги, учить рассказывать о правилах поведения с опорой на сигнальные рисунки и вопросы воспитателя. Формировать у детей культуру поведения в общественном транспорте Беседа с детьми. Показ иллюстраций. Вопросы воспитателя детям Иллюстрации, заранее построенный из крупного строительного материала автобус, атрибуты для игры «Поездка в общественном транспорте»
4 Чтение стихотворения С.Михалкова «Скверная история» Учить детей выделять в стихотворении ситуации, которые могут привести к опасности. Формировать навыки безопасного поведения на дороге, закреплять знания детей о назначении светофора Чтение стихотворения воспитателем  

Апрель

1 Перекресток Познакомить с перекрестком, сопутствующими правилами и знаками Беседа с детьми. Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций Палочка регулировщика или ее макет; макет микрорайона города; цветные круги; карточка- знак предупреждения о перекрестке, управляемом светофором
2 Мы-пешеходы Ознакомление детей с пешеходным переходом Беседа с детьми. Рассказ воспитателя. Игра «Цветные Автомобили». Рассматривание иллюстраций Макет улицы, где есть пешеходный переход; круги красного, желтого, зеленого цветов; опорные листы, заготовки для закрашивания знаков, атрибуты для игры «Цветные автомобили»
3 Целевая прогулка на перекресток Закрепить знания о перекрестке, о назначении светофора. Расширить представления о сложности движения на перекрестке. Наблюдение. Беседа. Рассказ воспитателя Два флажка красного цвета. Сопровождение
4 Рисование «Перекресток»

 

Способствовать актуализации впечатлений и эмоциональных переживаний детей. Учить использовать знакомые техники для передачи задуманного изображения, рассказать о своей работе. Беседа. Показ и напоминание о приемах рисования Листы бумаги, гуашь, кисти

Май

1 Переходы Познакомить и расширить знания детей с переходами через дорогу Беседа. Рассказ воспитателя Дорожные знаки. Иллюстрации картинки
2 Дорожные знаки Совершенствование знаний и умений по основам безопасного поведения в дорожных условиях Беседа. Рассказ воспитателя Дорожные знаки, сюжетные рисунки, опорные листы с изображением знаков
3 Железнодорожный транспорт Ознакомление с железнодорожным транспортом Беседа. Рассказ воспитателя Сюжетные картинки с изображением; дорожные знаки
4 Правила поведения на железной дороге Расширить знания о видах транспорта; познакомить со знаками, сопутствующими железной дороге; объяснить правила поведения на железной дороге Беседа. Рассказ воспитателя Игровая железная дорога; карточки- знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «без шлагбаума»

Для детей 5-6 лет.

Задачи:

-учить переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора;

-формировать осознанную необходимость соблюдения правил дорожного движения;

-воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Сентябрь

№ занятия, сроки Тема Цель, задачи Методические приемы Дидактический материал
1 Транспортный мир Расширять представления детей о появлении первых машин. Продолжать упражнять в классификации транспорта: наземный, подземный, водный, воздушный, специальный Беседа с детьми. Рассказ воспитателя Слайд на тему «Транспортный мир», игрушки, иллюстрации
2 Целевая прогулка на улицу Закрепить знания детей о разных видах транспорта Наблюдение. Беседа Фотоаппарат. Сопровождение.  Два красных флажка.
3 Конструирование из броссового материала «Машины на нашей улице» Формировать умение конструировать машины из коробочек разного размера, соединяя их в разных сочетаниях Чтение отрывка из рассказа М.Ильина и Е.Сегала «Машины на нашей улице». Рассматривание разных видов транспорта. Показ приема соединения коробочек Иллюстрации; коробочки разной величины, фломастеры, карандаши, ножницы, клей
4 Викторина «Транспортные средства» Закрепить знания детей о видах транспорта. Развивать логическое мышление Игры- задания: назови виды транспорта; составь картину: разложи транспорт по видам Конверты с разрезанными картинками видов транспорта; игрушки -разные виды транспорта

Октябрь

1 Ознакомление с  окружающим. Легковые, грузовые и специальные транспортные средства Продолжать упражнять в классификации транспорта: специальный, грузовой, легковой. Учить составлять описательные рассказы Рассматривание картин, иллюстраций. Рассказ воспитателя о транспортах- помощниках людей Иллюстрации с изображением спец., грузового и легкового транспорта
2 Рисование «Гараж спецтранспорта» Закрепить знания детей о классификации транспорта. Упражнять в умении передавать в рисунке похожее и различное в видах транспорта Рассматривание разных видов машин. Отметить схожее и отличное в разных видах транспорта Игрушки-машины; иллюстрации, краски, кисточки, листы бумаги
3 Специальный автотранспорт Ознакомление детей со специальным автотранспортом и его функциями, а также профессиях людей, работающих на нем Рассматривание картинок, иллюстраций. Рассказ воспитателя. Игра «закончи предложение», «Что нужно доктору». Беседа с детьми о людях, которые ездят на специальных автотранспортах Картинки с изображением различных видов транспортных средств
4 Ознакомление с окружающим.  Классификация транспорта: пассажирский транспорт нашего города Закрепить знания детей о пассажирском транспорте нашего города (автобус, трамвай, легковые автомобили). Познакомить с правилами пассажиров в городском транспорте. О профессиях людей, работающих в городском транспорте Беседа о людях, обслуживающих городской пассажирский транспорт: шоферы, водители трамвая, кондуктора, контролеры, работники отвечающие за техническую исправность транспорта Иллюстрации с видами городских транспортов, форма одежды работников трамвая

Ноябрь

1. Рисование «Трамвай на улицах нашего города» Учить передавать особенности пассажирского транспорта- трамвая Беседа об увиденном: трамвай двигается по рельсам, проводами соединяется с линией электротока. Напоминание о приемах передачи особенностей транспорта в рисунке Листы бумаги, краски гуаш, кисточки, баночки с водой для краски
2. Развлечение «Классификация транспорта» Закрепить знания детей о классификации транспорта Задания для команд: загадывание загадок, составление транспорта из разрезных частей составление рассказов о разных видах транспорта. Эмблемы команд: конверты с разрезнными частями разного вида транспорта, игрушки-специализированные машины
3. Ознакомление с окружающим «Правила поведения в общественном транспорте» Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте: громко не разговаривать, не мешать пассажирам, быть вежливыми с кондуктором. Выходить из транспорта в первую дверь, трамвай обходить спереди, автобус- сзади. Беседа; чтение С.Михалкова «Скверная история». Ситуация «Я еду в общественном транспорте с родителями» Картины «Обход транспорта»
4. Конструирование из бумаги и картона «Пассажирский транспорт» Закрепить знания о видах пассажирского транспорта, о форме трамвая и автобуса. Закрепить навыки складывания модели из бумаги, приемы склеивания Рассатривание игрушек- автобуса, трамвая, определить форму. Напомнить приемы и последовательность выполнения работы Плотная бумага, картон, кисточки, клей

Декабрь

1 Велосипед на улицах города Способствовать формированию культуры поведения на дорогах; учить различать дорожные знаки; учить определять места для игр и катания на велосипеде; познакомить с дорожными знаками, регламентирующими передвижение велосипедистов. Экипировка велосипедиста. Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Показ иллюстрации экипировки (или наглядный). Раздача «памятка для велосипедиста» детям -родителям Слайды (дорожные происшествия) или изображения картинок. Карточки со знаками дорожного движения; Иллюстрации правил передвижения на велосипеде
2 Ознакомление с окружающим. Улицы и проспекты нашего города Закрепить знания детей о назначении улиц и проспектов (движение транспорта, людей), расположение зданий. Закрепить знания проспектов и улиц города. Рассматривание иллюстраций «Проспекты нашего города», беседа о зданиях, находящихся на данных проспектах Иллюстрации или слайды «проспектов нашего города»
3 Дорога. Одностороннее и двустороннее движение Закрепление знаний детей о правилах передвижения пешеходов по улице, правилах перехода пешеходами проезжей части. Рассказ воспитателя. Беседа с детьми Слайды или изображение картинок
4 Движение пешеходов вдоль шоссе Познакомить с правилами поведения на загородных участках дороги; закрепить ранее полученные знания о дорожных знаках Рассказ воспитателя. Беседа с детьми Дорожные знаки, атрибуты для с\ролевой игры «походка и настроение»

Январь

1 Светофор. Регулируемый перекресток.  Ознакомление детей с перекрестком и правилами поведения на этом участке дороги Рассказ воспитателя. Беседа с детьми Дорожные знаки; иллюстрации- картины с изображением
2 Целевая прогулка на перекресток Закрепить знания детей о дорогах для транспорта, пешеходов, о перекрестке. Дать понятие «Зебра». Расширить представления о сложности движения на перекрестке Наблюдение за движением транспорта и людей на перекрестке Два флажка красного цвета. Сопровождение
3 Развлечение. Просмотр мультфильма Смашарики

«Перекресток»

Закрепить знания детей о дорогах для транспорта, пешехода, о перекрестке Просмотр мультфильма. Ответы на вопросы Экран

Февраль

1 Опасности на улицах зимой Дать знания о правилах катания на лыжах, санках, коньках, в установленных местах далеко от проезжей части дороги, строек. Учить детей самим находить ответы: почему это опасно Рассматривание картины «Зимние развлечения». Иллюстрации «Это опасно». Беседа Картины «Зимние забавы», иллюстрации «Опасные развлечения»
2 Целевая прогулка на стройку. Спецтранспорт. Опасности вокруг стройки Закрепить знания детей о транспортах- помощниках людей, профессиях: шофер, крановщик. Дать понять об опасностях вокруг стройки: может упасть груз, неожиданно выехать машина со стройки, поверхность котлована покрыта слоем снега, поэтому не определяется его глубина. О знаках предупреждающих об этих опасностях Наблюдение. Рассказ воспитателя. Заключение детей Два красных флажка. Сопровождение
3 Рисование «Зимние развлечения» Закрепить знания о зимних развлечениях детей. Научить передавать их в рисунке Беседа. Напоминание о приемах рисования Листы бумаги, кисти, краски гуаш, банки с водой для краски
4 Спортивное зимнее развлечение на спортивной площадке Закрепить знания детей о правилах зимних развлечений Игры-эстофеты: перевези куклу на санках, ходьба на лыжах, ходьба и бег между препятствиями Санки, лыжи, игрушки

Март

1 Ознакомление с окружающим «Правила поведения в общественном транспорте» Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте: громко не разговаривать, не мешать пассажирам, быть вежливыми с кондуктором. Выходить из транспорта в определенную дверь Беседа. Чтение С.Михалкова «Скверная история»; рассказ детей «Я еду с родителями в общественном транспорте» Картины «Обход транспорта»; стихотворение
2 Конструирование из бумаги и картона «Пассажирский транспорт» Закрепить знания о видах пассажирского транспорта о форме троллейбуса и микро автобуса. Закрепить навыки складывания модели из бумаги, приемы склеивания Рассматривание игрушек- микро автобуса, троллейбуса, определить форму. Напомнить приемы и последовательность выполнения работы Плотная бумага, картон, игрушки микро автобуса, троллейбуса ,кисточки,клей,клеенки.
3 Игры-развлечения с дидактическим материалом Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, видах транспорта Дидактические игры: «Дорожное домино»,авторская игра  «Дорога» Дидактические игры
4 Дорожные знаки Формирование представлений о форме знаков дорожного движения. Учить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов Беседа. Рассказ воспитателя Дорожные знаки, иллюстрации, макет светофора

Апрель

1 Предупреждающие знаки Изучение предупреждающих дорожных знаков по цветовой гамме и форме Беседа с детьми. Рассказ воспитателя. Дорожные знаки, разрезные картинки; карточки с изображением
2 Ознакомление с окружающим «Воздушный транспорт» Познакомить с видами воздушного, космического транспорта. Людях работающих и обслуживающих данные виды транспорта Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя. Иллюстрации или слайды «аэропорт»
3 Аппликация «Космический корабль» Закрепить знания детей о космическом транспорте, профессиях людей работающих в этом направлении Беседа. Напоминание приемов складывания листа, вырезания, последовательности наклеивания Иллюстрации. Кисточки, клей, клеенка, листы бумаги, цветная бумага.
4 Игра «Страна ПДДейка» Активизировать и проверить знания о видах транспорта и назначении некоторых дорожных знаков; развивать стремление к изучению правил дорожного движения Выполнение заданий: отгадывание загадок, игра «Головоломка», сложи автомобиль, ответь на вопросы Дорожные знаки, иллюстрации-картинки. Задания в конвертах

Май

1 Ознакомление с окружающим «Железнодорожный транспорт» Дать знания детям о железнодорожном транспорте: поезд состоит из большого числа вагонов, двигается по рельсам. Познакомить с профессией и формой одежды работника ж\д Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Иллюстрации: поезд, машинист, проводник.
2 Конструирование «Поезд» из конструкторов разных видов и лего Закрепить знания детей о железнодорожном транспорте. Дать знания о грузовых и товарных поездах Рассмотреть иллюстрации с грузовыми поездами. Иллюстрации. Конструктор разных видов
3 Беседа: опасные ситуации на велосипеде, самокате, роликовых коньках Закрепить знания детей о том какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Дать знания о необходимости средств защиты при катании Рассматривание иллюстраций велосипеда, роликовых коньков,самоката. Обратить внимание на особенности: что объединяет, в чем различия. Совместно с детьми определить, какие опасности могут возникнуть при катании на них Иллюстрации: велосипед, роликовые коньки, самокат
4 Игры-развлечения с дидактическим материалом Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, видах транспорта Дидактические игры Дидактические игры

Перспективный  план работы по изучению правил дорожного движения с родителями  2 младшей группы

мероприятия Сроки проведения ответственный  
1 Беседа с родителями : «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения» сентябрь воспитатель  
2 Родительское собрание «Минутка безопасности» октябрь воспитатель  
3 Анкета для родителей «Правила и Безопасность Дорожного Движения»» ноябрь воспитатель  
4 Выставка семейного творчества «Будьте осторожны!» декабрь воспитатель  
5 Оформление стенда «Соблюдайте правила дорожного движения» январь воспитатель  
6 Памятки для родителей: «Правила, поведения при сезонных изменениях погоды» февраль воспитатель  
7 Беседа «Движение родителей за руку с ребенком»

 

март воспитатель  
8 Показ открытого занятия по обучению детей правилам дорожного движения

 

апрель Воспитатель

Старший воспитатель

9 Выпуск папку-передвижку «Мы изучаем ПДД» май воспитатель
             

Перспективный  план работы по изучению правил дорожного движения с родителями средней  группы

1 Беседа с родителями «Культура перехода проезжей части» сентябрь воспитатель
2 Родительское собрание «Как выработать навыки безопасного поведения на улице» Октябрь воспитатель
3 Целевая прогулка к светофору вместе с детьми:

Уточнить представление детей о работе светофора, связанных с ней правилах дорожного движения.

ноябрь Родитель

воспитатель

4 Памятки для родителей «Правила пользования трамваем и автобусом» декабрь воспитатель
5 Конкурс родительских плакатов «За безопасность дорожного движения-всей семьей!» январь воспитатель
6 Целевая прогулка к остановке общественного транспорта вместе с детьми:

Обогащать представления детей об общественном транспорте.

 

февраль воспитатель
7 Выпуск папку-передвижку «Советы родителям по обучению детей безопасному поведению» март воспитатель
8 Целевая прогулка на перекресток вместе с детьми:

Закрепить знания о перекрестке, о назначении светофора. Расширить представления о сложности движения на перекрестке.

апрель воспитатель
9 Конкурс  поделок на лучший «Светофор» май Родитель

воспитатель

         

Перспективный  план работы по изучению правил дорожного движения с родителями старшей группы

1 Анкетирование родителей: «Грамотный пешеход»

 

сентябрь воспитатель
2 Родительское собрание. «Встреча с сотрудниками ГИБДД» октябрь Инспектор ГИБДД

воспитатель

3 Выпуск папку-передвижку «Как правильно переходить дорогу» ноябрь воспитатель
4 Рекомендации для родителей: сходить с ребенком к перекрестку, где работают два светофора, уточните их значения декабрь воспитатель
5 Конкурс «Папины руки» «Собери машину» из бросового материала январь воспитатель
6 Целевая прогулка на стройку вместе с детьми: спецтранспорт, опасности вокруг стройки февраль воспитатель
7 Выставка дидактических игр по обучению детей правилам дорожного движения март воспитатель
8 Конкурс мам «А я знаю ПДД» «Вкусный пирог» с дорожной атрибутикой апрель воспитатель
9 Родительское собрание по итогам проведенной работы по ПДД май воспитатель
           

Литература:

  1. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей /С.А.Гордиенко.-Ростов н/Д:Феникс, 2014.-64с.: ил.-(Книжка-подсказка).
  2. Игнатова С.В. Учим Правила дорожного движения. Наглядно-методический комплект для дошкольников и младших школьников./С.В.Игнатова.-М.: Издательство «Ювента», 2012.-48 с.
  3. Научно-методический журнал ISSN 2220-1491 «Методист ДОУ» Выпуск 12/2013
  4. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учеб. пособие/авт.-сост.: Р.Ш.Ахмадиева, Е.Е.Воронина, Р.Н.Минниханова и др.; под ред. Р.Н.Минниханова и Д.М.Мустафина.-Издание ГУ «НЦ БЖД», 2008.-324с.
  5. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. Занимательные материалы./Сост. Л.Б.Поддубная.-Волгоград: ИТД «Корифей».-96с.
  6. Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС- 2013.- 64с., цв.вкл.
  7. Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах: Сборник конспектов занятий /Сост.: Г.А.Галеева, С.М.Гаффарова, З.Л.Ишниязова, Р.Ш.Ахмадиева и др. /Под общ. ред. Д.М.Мустафина.-Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009.-240с.
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв