Вы здесь: Главная > Без рубрики > «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ НА ПРИМЕРЕ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА»

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ НА ПРИМЕРЕ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА»

Кукарова Лейля Аглямутдиновна Концертмейстер

МБУДО «ДМШ № 11» Ново-Савиновского района г.Казани

Гиперактивных детей нельзя не заметить. Это дети с неуемной жаждой движения. Но даже если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. То есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто возникают кишечные расстройства, всевозможные аллергии тоже не редкость.    

 Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, школа, игровая  площадка) ведет себя одинаково активно. Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни.  На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Но говорить о гиперактивности можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении полугода.

      Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить. Для определения и постановки диагноза обязательной является комплексная диагностика, включающая медицинское, психологическое и педагогическое обследование. Если болезнь не лечить, то с каждым годом проблемы с поведением ребёнка усугубляются. Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и сохраняются приблизительно до 12 лет. Детям дошкольного возраста диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребёнком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок. Второй «всплеск» симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.

Гиперактивные дети объект научных исследований уже с давних времен,

их наблюдают, пытаясь понять. Им посвящена обширная литература.

       Эти дети перенесли в период рождения, или в первые несколько дней жизни, или во внутриутробный период жизни какие-либо трудности, которые сопровождались кислородным голоданием клеток головного мозга. И это кислородное голодание (гипоксия) привело к так называемой биохимической травме. Одним из последствий этой биохимической травмы является повышение внутричерепного давления и/или хронический тонус сосудов головного мозга в какой-либо его области (как реакция на травму).

У российских авторов данные последствия называются по-разному: это и энцефалопатия, и минимальная мозговая дисфункция, и синдром дефицита внимания, и гипервозбудимость. Наиболее часто встречается термин минимальных мозговых дисфункций. В соответствии с диагностическими критериями, разработанными Американской психиатрической ассоциацией и опубликованными в  «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям» (DSM-1V) диагностика этого синдрома  осуществляется в двух измерениях: это нарушение внимания и гиперактивность-импульсивность.  

В результате всех этих последствий, изучение которых входит в компетенцию невропатологов, нейропсихологов  и физиологов, состояние центральной нервной системы у таких детей изменяется, и они приобретают особенности, которые внешне выражаются в характерном  поведении. Эти изменения в поведении, в развитии ребенка могут быть скорректированы, скомпенсированы, и ребенок со временем может войти в нормальное русло развития соответственно возрасту.

В настоящее время эти дети находятся в неопределенном положении в современной образовательной системе. С одной стороны, феномен СДВГ широко изучается в нашей стране. Создано большое количество исследовательской литературы по данному вопросу (работы Е.Д.Белоусовой, И.П.Брязгунова, Н.Н.Заваденко, Ю.Д.Кропотова, В.Р.Кучмы, М.Ю.Никаноровой, В.Н.Пугача, А.Э.Тамбиева, Т.Ю.Успенской, О.В.Халецкой, Л.С.Чутко, Ю.С.Шевченко, Б.Р.Яременко и др.). Однако чаще всего СДВГ не рассматривается как целостное, системное явление, чаще всего затрагивается какой-либо его один аспект, как правило – медицинский или психолого-педагогический.

Во многих странах мира СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) считается достаточным основанием для того, чтобы ребенок получал специализированную учебную помощь. Но в России никто толком не знает, как с такими детьми работать.

Здесь надо заметить, что дети с СДВГ, несмотря на наличие особенностей развития, часто имеют ярко выраженную художественную одаренность и обладают нестандартным мышлением, своеобразным видением мира. Обучение таких детей требует от педагогов индивидуального подхода, который является основополагающим в процессе обучения в музыкальной школе.

      Каково же значение занятий музыкой в коррекции СДВГ? С одной стороны, проблемы в музыкальной школе с такими детьми те же, что и в общеобразовательной, более того – столкнувшись со специфическим поведением ребенка, многие родители и учителя в ДМШ сразу же настаивают на том, чтобы прекратить занятия, ведь это же дополнительное образование, не стоящее столь сильных взаимных трудов! Часто родители отметают даже саму мысль об учебе в музыкальной школе: ребенок не может просидеть и пяти минут за партой, а музыкальные занятия предполагают долгое многочасовое сидение за инструментом.

      В то же время, родители детей с СДВГ отмечают, что очень большое число этих детей успешно учится в ДМШ и ДШИ, более того – родители подчеркивают важную роль музыкальных дисциплин в коррекции СДВГ, отмечают улучшение внимания и поведения, произошедшее спустя некоторое время после начала обучения в ДМШ. То есть занятия в ДМШ при правильной организации может оказать чрезвычайно благотворное влияние на ребенка с диагнозом СДВГ. Музыкальная жизнь, полная концертов, конкурсов, поездок, способна отвлечь от разрушительного влияния компьютерных игр, телевизора, а выплеск эмоций в творчестве – снизить нервное напряжение и тревожность. Неслучайно арт-терапия становится все более популярной в детской психологии.

     Что же могут предпринять педагоги-музыканты? Обозначим несколько важных моментов:

1.Необходимо сразу же наладить тесный контакт с родителями ученика. Именно грамотно выстроенная цепь Родитель – Ребенок – Учитель дает блестящие результаты в коррекции СДВГ. При этом важно верно преподносить информацию родителям, ведь папы и мамы таких детей испытывают колоссальный стресс. Разговор с родителями учитель обязательно должен начинать, рассказав что-нибудь позитивное о ребенке, и только потом переходить к обсуждению возникших трудностей. Очень важно, чтобы родители постарались не использовать выражения типа «неадекватный», «даже не знаю, что с ним делать» и т.д.

2.Учитель для ребенка с СДВГ – это авторитет и эталон поведения. Так должно быть в идеале. Замечено, что у определенного типа личностей такие дети ведут себя вполне прилично. Лучше всего сохранять дистанцию, избегать излишнего панибратства с ребенком, чрезмерного веселья на уроке, не допускать перевозбуждения ученика. Иначе чрезмерная двигательная активность, «клоунада» может смениться истерикой и слезами. В то же время, недопустимо кричать на ребенка, создавать атмосферу страха, внутреннего напряжения у ребенка. Гиперактивным детям нравятся учителя, которые излучают авторитет, не будучи авторитарными, которые строги, но и понимают шутку, которые никого не разоблачают, но зато помогают в учебе, лучше всего в форме подсказок. Ребенку с нарушением внимания помогают такие педагогические приемы, как подача четких сигналов, спокойное обращение, постоянное стимулирование не столько достижения высоких результатов, сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным.

3.Ученик должен с первых же уроков получить исчерпывающую информацию о том, зачем нужны, например, уроки хора, причем такую информацию, которая родит у него в душе глубокую мотивацию работать на этих занятиях. Наградой за успешный урок может стать наклейка в тетради или дневнике. Данное поощрение полезно и с точки зрения эмоционального состояния ребенка, и из чисто практических соображений: потерять тетрадь с энным количеством красивых заслуженных наклеек будет ребенку очень обидно, поэтому дети, как правило, берегут эти тетради. Также возможно создание небольшого стенда в кабинете, где можно фиксировать различные успехи детей.

4.Как уже было сказано ранее, учитель должен создать мотивацию к учебе. Совместные походы на концерты, спектакли, яркое исполнение педагогом новой программы, а также внутриклассные (не требующие идеального исполнения) прослушивания и конкурсы с чаепитием и обсуждением исполненных и услышанных произведений. На уроках хора перед разучиванием нового произведения мы, например, просматриваем с учениками в YouTube варианты исполнения этого произведения различными коллективами. Можно предложить изобразить звуковой образ или сюжет песни на бумаге и т.д.

    Остановимся подробнее непосредственно на организации урока. Прежде всего, сложную часть задания необходимо планировать на первую его половину, когда еще нет усталости и рассеянности. В процессе работы не следует предъявлять много требований, инструкции учителя должны быть четкими и немногословными. Указания необходимо давать, не теряя визуального контакта с учеником. Рекомендуется активно привлекать такого школьника к участию в уроке, игнорируя его выкрики во время занятий. Если они уж слишком мешают проведению урока, следует быстро подойти к нарушителю дисциплины, коснуться его плеча и немногими спокойными словами унять его («Стоп», «Мне кажется, это начинается снова»). Чем спокойнее и четче прозвучат слова учителя, тем быстрее успокоится ребенок. Высказывая пожелания относительно исполнения, педагог по возможности должен избегать отрицательных фраз с частицами «не» («не так», «неправильно»), чаще хвалить, даже за незначительные успехи. Подобный совет обусловлен физиологическими причинами гиперактивности. Одной из них может стать нейротрансмиссионный дисбаланс. Нейротрансмиттеры – вещества, которые переносят различную информацию, регулирующую обменные, трофические, иммунные и другие процессы в нейроне. Один из них, дофамин, отвечает за ощущение награды, компенсации. Частая похвала способствует повышению его уровня, а значит и концентрации внимания, эффективности работы. Гиперактивные дети склонны к переутомлению, поэтому педагогу следует чередовать периоды интенсивного труда с перерывами. Полезным будет выполнение комплекса упражнений для снятия напряжения (физкультминутки, пальчиковые игры); детям также очень нравится, когда  мы разучиваем скороговорки, необычные варианты распевок.

     В отношении оценки следует руководствоваться индивидуальным развитием ученика, и при наличии явных подвижек в занятиях поставить ему оценку «авансом», поддерживая даже маленький шаг в сторону успеха.

     В заключении необходимо сказать о том, что главное в занятиях с детьми с СДВГ – огромное терпение и юмор, которые всегда помогут разрядить обстановку. Работая с гиперактивным ребенком, педагог учится сам. Учится любви к детям в ее высшем, безусловном смысле, когда не ждешь от ученика великих достижений и побед, а просто открываешь удивительный мир маленького человека.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв