Вы здесь: Главная > Без рубрики > «Воспитание толерантной личности в условиях детского дома».

«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома».

Данилова Алла Юрьевна  воспитатель

ГБУ «Елабужский детский дом»   г. Елабуга, Республика Татарстан

Мир, в котором мы живем многообразен. Хотелось бы затронуть высказывания, пророчества философов 18-21 века, а также древних мыслителей прошлого о толерантности как образе жизни:

  • «Тот, кто обладает терпением, может обладать всем, что пожелает».

Бенджамин Франклин (основоположник движения за независимость, американского идеала жизненного пути).

  • «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — 
    вот что можно назвать человеколюбием».
    Конфуций, в литературе назывался: Кун – Фу — Цзы — учитель.  

В конце доклада у слушателей может  возникнуть вопрос: Есть ли у толерантности границы? словами одной из 40 цитат «железной леди» Маргарет Тэтчер, которые облетели весь мир. ( Первая женщина, ставшая премьер-министром Великобритании в одном из государств Европы): 

  • «Вовсе необязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык». 
    Маргарет Тэтчер.  И в заключение моего цитирования:
  • «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». 
    Всеобщая Декларация прав человека.

Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма.

Воспитание толерантности в  человеческих отношениях, формирование культуры толерантности является важнейшей стратегической задачей образования.

Перед педагогами образования поставлена актуальная задача — воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, необходимости формирования у детей и подростков установок толерантного сознания.

В силу специфики детского дома, как учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень часто приходится сталкиваться с проблемой толерантных взаимоотношений в среде воспитанников.

Наблюдения за поведением Даниса, Антонины, добивающиеся занять среди группы детей позицию старшего и быть выше других, в различных ситуациях выявили такие проявления интолерантных отношений как:

 -неуважительное отношение, к воспитанникам с ограниченными возможностями развития, ведь Данис, Тоня знают, что эти дети не имели никаких навыков самообслуживания ,как следствие- у них, Ангелины,Любы  был педикулез. У Даниса был повод проявлять к ним брезгливость,  он, также как Тоня любят своим поведением подавлять окружающих и громко заявлять  о недостатках других, но забывают, что свои недостатки им тоже нужно преодолевать, нет терпимости. Конечно же, здесь важно понять, что толерантность не противоречит здоровому чувству брезгливости, для них было важным не подцепить заразу, т.е. некоторые уровни пассивной интолерантности вполне естественны, но до определенных границ, Данис, Тоня могут проявлять и:

-нетерпимость к мнению других детей, если оно отличается от своего собственного;

-нанесение оскорблений;

-желание подмечать и громко говорить о недостатках других;

— травли тех, кто слабее.

Работа по данной теме строится на следующих принципах:

  • учитывать психологические особенности, межличностные отношения детей;
    • обеспечивать реализацию личности каждого ребенка;
    • не допускать подавления, ущемления одних детей другими;
    • добиваться правильной позиции лидеров;
    • создавать ситуации, стимулирующие взаимопомощь детей, ситуации успеха через успех другого, успех группы;
    • формировать микрогруппы по желанию, способностям, интересам;
    • добиваться самокритичности и объективности детей;
    • при анализе итогов совместной работы обращать внимание на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результат. Наши дети — социальные сироты, это особая категория детей. Нельзя забывать — это дети, имеющие за плечами огромный опыт, и, к сожалению, в основном отрицательный. В силу многих причин, их взгляды на мир, на окружающую действительность, их мироощущения и представление о ценностях складываются таким образом, что зачастую конфликтуют с общепризнанными нормами и ценностями.

Исследования психологов и педагогическая практика показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы по формированию толерантности можно избежать проявления многих отрицательных наслоений в личности ребенка — воспитанника детского дома.

Что такое толерантность?  Какие задачи должен ставить педагог детского дома для формирования толерантности?

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». Это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких –    либо отличий.

Проблема толерантности является относительно новым направлением в педагогике. Значительный вклад в исследование толерантности, ее сущности и функций внесли ученые: Г. Олпорт, Э. Фром, П.Ф. Страусов, С. Колбаса, П. Николсон, М. Уолцер, А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, И.Б. Гришпун, Г.У. Солдатова, Ю.В. Пайгунова и другие. Популярность и актуальность этой проблемы обусловлена тем, что именно в формировании толерантности ученые видят способ профилактики и залог предотвращения всевозможных форм межличностных и межгрупповых конфликтов.

Задачи воспитания толерантности в детях детского дома:

— воспитывать в духе мира;

— признавать способности каждого и уважать чувство и позиции каждого;

— быть примером для детей;

— поддерживать эмоциональные привязанности;

— развивать у воспитанников чувство взаимного расположения;

— давать возможность детям самостоятельно решать проблемы;

— избегать жестких отношений между ними;

— не допускать проявлений эгоистических наклонностей;

— поощрять совместную деятельность.

Реализации поставленных задач осуществляется через создание условий для развития толерантных качеств, принципов толерантного взаимодействия.  Именно о создании условий для развития толерантных качеств личности идет речь, так как они являются итогом синхронной, слаженной работы педагогов, психологов и социума. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у воспитанников. Мы используем следующие методы и формы: Показ презентации!

  1. Воспитательские часы и беседы по духовно- нравственному, гражданско-правовому, культурно-развлекательному воспитанию, необходимые для сохранения духовно-нравственного здоровья воспитанников. 

 ( «Путь к самопознанию», «Единство-это наша сила» «Семейные ценности и традиции» «Спешите делать добро» и др.).

Занятия способствуют формированию самопознания, нравственную культуру, а значит,  прививают взаимоуважение,  вырабатывать  положительные качества: прилежание в работе, усидчивость, трудолюбие и самое главное воспитывают в детях — толерантное отношении друг к другу.

2.Кружковая работа по развитию творческих способностей:                                                         ( «Прикладное творчество – учимся творить», «Ручная работа-выжигание по дереву», «3D» по изготовлению объемных открыток, новогодних игрушек для выставочных работ, «Умелые ручки- электротехника». А такие кружки как: «Юный эколог», Конноспортивная школа « Кентавр» — воспитывают -воспитание общечеловеческих качеств – сочувствие, ответственность, доброта, любовь к природе и т.д.).                                                                                                                                    В большой связке ключей педагога, ключ «творчество» (кружковые занятия) открывает почти все двери. Обычные слова «создавать коллектив» означают: учить детей совместному творчеству, потому что, когда они думают вместе, вместе изобретают и вместе работают, только тогда они и объединяются, учатся ценить друг друга. Умело организованное коллективное творческое дело (КТД) дает высокую степень сплочения коллектива воспитанников, а значит, создает толерантные взаимоотношения. Через кружковую работу у воспитанников формируются положительные отношения к окружающему миру и непосредственно к труду.                                                    3.Мероприятия  к праздникам: «Международный день толерантности»,          «День именинников», «День аиста», «День пожилых людей», « Навруз».                                                      Особое место при формировании толерантных установок отводится воспитанию этнической толерантности. С этой целью могут проводиться мероприятия с использованием интерактивных методов и приемов для активизации, как познавательной деятельности, так и развития творчества детей. Весь этнографический материал должен привноситься детям с использованием активных форм на основе деятельного подхода, т.е. создается специальная, педагогически организованная среда, привлекательная и ценная для воспитанников. Кроме того, может быть успешно использован этнический материал других стран и народов – это заочные путешествия, опосредованные соответствующим материалом, содержащим информацию о других культурах, отражающим приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.

Необходимо отметить, что воспитывая толерантность в своих воспитанниках, педагог, в первую очередь, должен сам быть примером толерантности.

Особая роль принадлежит усилиям педагога по самовоспитанию толерантности. Оно связано с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других – иных людей, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно!

Наконец, не только самооценка, но (и это, конечно, самое трудное!) стремление владеть собой, сдерживая неприязнь, негативное отношение к кому-то из окружения. Очень непросто в нервной обстановке сдерживать свои эмоции, но без толерантности педагог сам, проявляя нетерпимость, провоцирует обострение отношений, поэтому толерантность педагога — одна из существенных черт, характеризующих профессиональное достоинство и мастерство.

 

 

Памятка для педагога:

1.Постоянно искать новые пути и средства работы с проблемными детьми;

2.Уметь знать свою позицию по отношению к ребенку;

3.Корректировать собственную картину мира (преодолевая узость видения проблемы.);

4.Быть способным к внутреннему диалогу;

5.Быть способным видеть и слышать себя со стороны;

6.Обладать профессиональной компетенцией;

7.Уметь ясно излагать свои мысли;

8.Соблюдать направленность в разговоре;

9.Уметь видеть и чувствовать своего собеседника;

10.Соблюдать эмоциональный ритм беседы, управляя (взлетами и падениями);

11.Уметь импровизировать на ходу.

Воспитатель всегда должен помнить, что у ребенка всегда есть право на толерантное отношение:

1.На непохожесть;

2.Нанеудачу;

3.На уважение к его ошибкам;

4.На возможность исправится;

5.Навеликодушие воспитателя;

6.На любовь.

Для организации коррекционно — воспитательного процесса, направленной на воспитание толерантности педагогам детского дома необходимо:

1.Изучить и руководствоваться основными положениями:

-Декларация принципов толерантности принятая, ЮНЕСКО в 1995г:

-Закон об образовании РФ.

2.Совершенствовать содержание, формы и методы толерантного воспитания.

3.Систематически подготавливать и проводить мероприятия, приуроченных к Международному дню толерантности (16 ноября), утвержденному Генеральной ассамблеей ООН  в2000г.

4.Создание в детском доме правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций).

5.Учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления воспитанников.

6.Проводить профилактику интолерантности для становления толерантного сознания детей и накопления ими опыта толерантного поведения.

 

Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы: «Вы в своей работе достигли поставленных целей», но та обстановка доброжелательности, взаимопомощи, взаимопонимания и сотрудничества, которая может быть создана при системном подходе к формированию толерантных установок покажет, что проводимая работа дает результаты.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв