Дидактическое пособие «Играем в художников»
Название пособия | Играем в художников
|
Авторы пособия | Платонова Марина Александровна,
Белякова Альфира Ильдусовна, воспитатели МБДОУ « Детский сад № 4».
|
Описание пособия | Пособие представляет собой папку, в которой собраны образцы картин разного жанра (натюрморты, пейзажи, портреты), в отдельных папках разложены плоскостные изображения для составления картин (природные объекты, букеты, фрукты, образы людей и т.д.), наборы открыток с образцами репродукций живописи разного жанра, раскраски по жанрам живописи, карточки окрашенные в цвета и оттени разного цвета, шаблоны для самостоятельного составления жанровых картин. Пособие может использоваться в индивидуальной работе с ребенком с целью развития речевой активности, формирование творческой активности, развития образности мышления, закрепления знаний о жанрах живописи. Является одной из форм организации совместной деятельности ребенка и взрослого. Активно используется детьми в самостоятельной деятельности, представляет собой совокупность заданий и упражнений по пройденным темам. Является диагностическим инструментарием для педагога.
|
Возрастная категория детей | Дети от 5-7 лет
|
Актуальность | Процесс ознакомления дошкольников с произведениями искусства играет важную роль в гармоничном развитии личности ребенка, в приобщении его к духовным ценностям общества. А живопись занимает в этом процессе немалое место. На произведениях изобразительного искусства дети расширяют и углубляют свое познание окружающего мира, его красоты, у них развивается чувство прекрасного, формируется свое отношение к жизни. Живопись — означает «живо» и «писать», «писать жизнь», то есть полно и убедительно передавать действительность. Это один из видов изобразительного искусства, воссоздающего все богатство и многообразие окружающего мира с помощью красок. Актуальность выбранной темы состоит в том, что живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка. В связи с этим объектом исследования выступает восприятие как психический процесс. |
Цель |
|
Задачи | — содержательная ставит целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.
— изобразительно-выразительная учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения). – эмоционально-личностная формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?». – воспитательная направлена на нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.
|
Варианты игр |
|
И
Игра № 1
«Из чего состоит пейзаж»
|
Цель: Закрепить знания о жанре «пейзаж», его отличительных и составных особенностях и частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор. Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.
|
Игра № 2
«Собери пейзаж»
|
Цель: Закрепит знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года. По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, и т.д.)
Материал: цветные изображения деревьев, цветов, гор, трав и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.
|
Игра № 3
«Жанр живописи»
|
Цель: Закрепить знания об изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж)
|
Игра № 4
«Части суток»
|
Цель: Определить к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относится
предложенные пейзажи. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветную карточку с которой ассоциируется та или иная часть суток. Материал: репродукции с пейзажами, которые ярко выражают часть суток; цветные карточки (розовые, жёлтые, голубые, сиреневые оттенки).
|
Игра № 5
«Времена года»
|
Цель: Закрепит знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме. Закрепит знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.
Материал: разнообразные карточки со
всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов
|
Игра № 6
«Перспектива»
|
Цель: Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линий горизонта; силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие)
|
Игра № 7
«Картина»
|
Цель: Учить общению, выбору партнёра по симпатии. Каждый задумывает персонажа для картины. Педагог сообщает: «Я солнышко, хочу взять в картину тебя. Скажи, кто ты?» Они берутся за руки и второй ребёнок приглашает другого, так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.
|
Игра № 8
«Найди ошибку»
|
Цель: Найти несоответствие в описании картины и изображении.
Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средств выразительности, использованные художником, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры даётся установка смотреть и слушать внимательно, т.к. в рассказе будет допущена ошибка. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил.
|
Игра № 9
«Из чего состоит натюрморт» |
Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепит знания детей о предметном мире, его назначении и классификации.
Отбирать те карточки, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта. Материал: разнообразные картинки с изображением предметов, цветов, ягод и т.д.
|
Игра № 10
«Составь натюрморт»
|
Цель: Закрепит знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по единому сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и.т.д.)
Материал: силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов.
|
Игра № 11
«Мозаика – натюрморт»
|
Цель: собрать натюрморт из разрезанных частей.
|
Игра № 12
«Говорящие предметы»
|
Цель: Освоение детьми навыков общения.
Детям показывается репродукция натюрморта, на котором много предметов: ваза, цветы, и т.д. Далее предлагается выбрать понравившегося героя со словами: «Кто будет вазой?» и т.д. Когда все роли разобраны, педагог говорит: «Хозяева ушли из дома, а предметы ожили и стали говорить между собой»
|
Игра № 13
«Дострой изображение»
|
Цель: развитие воображение у детей
Детям раздаются альбомные листы, с наклеенными на них кусочками репродукций картин в окошках. Дети достраивают изображения, дорисовывают его.
|
Игра № 14
«Придумай и собери портрет»
|
Цель: Закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
|
Раскраски
|
Цель: Развивает разговорную речь, память, активизирует знания по пройденным темам.
Ход игры: ребенку предлагается раскрасить картинку и назвать предметы, героев, предметы используемые в рисунке, жанр картины. |