Вы здесь: Главная > Без рубрики > ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Галимуллина Лейсан Ахмадулловна преподаватель класса скрипки высшей квалификационной категории

МБУ ДО «Детская музыкальная школа №20 приволжского района» г. Казань

«Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания»

В. А. Сухомлинский

Музыкальное воспитание — одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Оно играет важную роль в развитии личности ребенка. Кроме того, занятия музыкой вырабатывает у ребенка трудолюбие, усидчивость, отличную координацию движений, что пригодиться не только в музыке, но и в других профессиях и сферах человеческой деятельности. Музыкальное искусство — наиболее действенное средство эстетического воспитания.

Личность ребенка начинает развиваться примерно в 3 года, когда ребенок говорит: «Это моё», и заканчивается к двадцати годам его последующей жизни. Природа дала человеку в руки сильное оружие – интеллект и мораль. В нашем современном мире уровень нравственности определяется отношением к женщине, любви, детям, семье. Нынешнее время войдет в историю не только как время выдающихся достижений, но и как эпоха особой бесчеловечности и агрессивности, коррозии общечеловеческих ценностей, массового уничтожения людей. В обществе распространилось равнодушие, апатия, озлобленность. Все это говорит об остром дефиците любви к миру, ближнему.

Зарождению таких качеств, как любовь, милосердие, толерантность мы – взрослые, родители, педагоги должны воспитывать в ребенке с самых малых лет. Все мы прекрасно знаем, что большинство особо тяжких преступлений в мире совершаются именно детьми – подростками. Все мы помним о недавней трагедии в Керчи, когда студент политехнического колледжа с особым цинизмом расстрелял своих сокурсников – молодых красивых ребят и девушек. За что? Почему такое происходит в нашем мире? И снова — тотальная система безразличия? Мать преступника на протяжении нескольких лет была адептом религиозной секты – запрещенной в стране организации «Свидетели Иеговы», она запрещала сыну ходить в кино и участвовать в школьной самодеятельности. Ребенок был практически отрешен от мира и оставался со своими внутренними проблемами наедине. В итоге жестокий и агрессивный недочеловек принес смерть и горе многим семьям. Желая отомстить всем и вся за свое несостоявшееся счастливое детство, он практически сам изготовил взрывчатые вещества, черпая нужную информацию с интернета.

В мире высоких технологий вседоступная информация уже с самого раннего детства, как бы родители не хотели, подсознательно откладывается в маленькой головушке. Получается, что воспитанием наших детей занимаются наши высокие мировые технологии. Пора нам всем задуматься об этой острой проблеме, задуматься родителям, воспитателям, педагогам в школе. Усилия должны быть направлены на возрождение нравственного и духовного потенциала личности, на умение строить благоприятные межличностные отношения и бережное отношение к окружающему миру. Сами же дети всё более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах. Одновременно дети отмечают обострение противоречий между различными возрастными категориями, обращают внимание на то, что им плохо живётся в ситуации общего цинизма, агрессии, жестокости. Как же мы – педагоги можем помочь детям? Какие воспитательные моменты мы упускаем на уроках?

Воспитание ребёнка – это процесс «питания души и сердца». Творчески мыслящий ребёнок в своей жизни будет многогранной интересной личностью, которая всегда будет искать и открывать для себя новые горизонты. В нынешнее время родители определённо понимают, что очень важно приобщить детей к творчеству, к искусству.

На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, сознающего себя и свое место в мире, готового к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их национальности, социальной религиозной принадлежности, мировоззрения. Новый мир ждёт от нас нового подрастающего поколения – толерантного. Целью современной школы в связи с этим должна стать реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. В условиях стремительно меняющегося современного общества осуществление данной цели требует новых идей и подходов в сфере образования. Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:

  1. Воспитания у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать;
  2. Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
  3. Воспитание уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
  4. Развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
  5. Обучение подрастающего поколения традициям и нормам поведения, принятых у носителей иных языков и культур.

Каковы же функции толерантности?

Креативность – обеспечивает возможность творческого мышления, создаёт условие для творческого самоутверждения.

Регулирующая – позволяет сдержать неприязнь, предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций.

Воспитательная функция – развивает нравственное понимание, сопереживание – эмпатия.

Коммуникативная функция – развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию.

Искусство играет очень большую роль в воспитании культурного, гармонично развитого человека в формировании его внутренней толерантности. Искусство способствует проявлению лучших качеств человека – доброты, бескорыстия, способности к сопереживанию, благородства. Выдающийся филолог и искусствовед Д. С. Лихачёв (1906 – 1999) утверждал, что самая большая ценность, которой награждает человека искусство – это ценность доброты.

 Насущной потребностью сегодняшнего дня в музыкальной педагогике является активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования.

В последнее время мы — педагоги наблюдаем чрезмерную загруженность детей, которая с годами только увеличивается. Родители стараются как можно больше загрузить свое чадо, ибо в последующем созерцать прекрасно образованного интеллектуального ребенка, который сможет успешно учиться в ВУЗе, играть на музыкальном инструменте, а еще — рисовать как художник, и, непременно, владеть иностранными языками. И при всем при этом пребывать в отличной спортивной форме.

Да, сейчас другое время и оно требует от нас новых перемен. Наш век высоких технологий требует от человека мобильности и коммуникабельности. Время от нас требует воспитать успешную и высокоорганизованную личность. Три основные составляющие, которые определяют жизненный успех человека в нашем мире – это талант, интеллект и креативность. Но в погоне за всеми этими принципами воспитания, мы теряем основное благое зерно нравственности в воспитании. Мы наблюдаем как наши ученики прибегают к нам на уроки после тренировок с футбола, айкидо, спортивной гимнастики, танцев, репетиторства…Эта острая проблема всезанятости маленького чада, не даёт сосредоточиться ему на чем-то одном и стать успешным хотя – бы в одном направлении, например, в музыке или хореографии. Стоит отметить, что в нынешнее время контингент учащихся музыкальных школ весьма разнороден. Среди учащихся есть дети из неполных семей, многодетных семей, опекаемые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас дополнительное образование доступно для всех детей. Не каждый ребенок, поступая в музыкальную школу стремится стать профессионалом в музыкальном искусстве. Но перед каждым из них стоит задача познания собственного индивидуального пути к своему смыслу жизни как предназначению.

Сейчас практически все музыкальные школы и ДШИ перешли на новую систему обучения. Образование делится на предпрофессиональное и любительское. Одновременно, от нас – преподавателей требуют начать учить детей по – новому, интересно и современно. Конечно, классическое образование остается в приоритете и основным, но время от нас требует перемен.

Как показывают беседы с учениками-подростками и их родителями, в качестве результата обучения на музыкальном отделении они, в первую очередь, хотели бы видеть: достаточно большой репертуар различной стилистической ориентации (классические, джазовые, эстрадные произведения), включая пьесы для досуговых мероприятий; формирование умения подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом; аккомпанировать поющему и петь под собственный аккомпанемент; музицировать (импровизировать и сочинять); любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус.

Концертная практика, конкурсно – фестивальная деятельность, воспитание заинтересованного образованного слушателя — это обязательная составляющая образовательного процесса. Сам факт вовлечения ребёнка в активную художественную деятельность значительно ценнее, чем её результаты, поскольку именно в процессе деятельности проявляется и формируется психика ребёнка.

Опираясь на собственный опыт, хочу сказать, что наши выпускники не забросят музыку после окончания музыкальной школы, если будут нуждаться в ней как в духовной пище. А именно – музыка помогает многим детям самоутвердиться в жизни как личности. Многие мои ученики – будучи студентами различных ВУЗов, никогда не расстаются с инструментом. Они продолжают играть в симфонических оркестрах при университетах, создают свои музыкальные группы, продолжают выступать на различных конкурсах и занимать призовые места, тем самым зарабатывая «баллы» к стипендии. Они полюбили свой инструмент, будучи в музыкальной школе привыкли выступать публично, научились самоутверждаться за счет умения играть на музыкальном инструменте, и просто не мыслят свою последующую жизнь без музыки. Наша основная задача педагога – заинтересовать ученика. Под влиянием интереса активизируются все физические процессы и функции – это восприятие, внимание, память, мышление. Главная задача педагога — увлечь ученика:

  1. Своей яркой эмоциональной игрой — ребёнок должен видеть выступления своего педагога на сцене;
  2. Игра с учеником в дуэте вторым голосом;
  3. Участие учащегося в ансамбле. Коллективное участие детей помогают им раскрепоститься, найти новых друзей, а совместные волнительные переживания перед сценой сплачивают детей. Коллективное музицирование способствует решению воспитательных задач;
  4. Проведение коллективных уроков, например, тематический вечер для родителей, где дети могут заранее провести исследовательскую работу на заданную тему, затем принять участие на вечере как конферансы и музыканты;
  5. Участие в конкурсах и концертах;
  6. Научить ребенка подбирать на слух понравившуюся ему мелодию, научить его играть под фонограммы минус.

Дети, которые посещают музыкальную школу, сами не замечая того, приобщаются к искусству, а значит становятся благороднее, созерцательнее, добрее. Они становятся более уверенными, самостоятельными. Такие дети малоспособны в группировках. Ребёнок, выйдя из стен музыкальной школы, вряд ли пойдёт за угол вдыхать пары табачного дыма.

Содержание урока является основой воспитательной работы. В наше время педагог должен быть сильным психологом и уметь расположить к себе ученика. А чтобы суметь расположить ученика к учебе педагог учитывать три компонента:

  1. Личностный фактор ученика (степень его самореализации – отдача). То есть мы должны способствовать проявлению ребёнка как личности;
  2. Эмпатия (сопереживание). Учитель должен сотрудничать с учеником, уметь передать ученику свой творческий потенциал;
  3. Рефлексия! Суметь создать рефлексивное поле урока – поле эмоционального подъёма, поле комфорта. Тут важно использовать различие необычных форм урока – аттрактивность, т.е. заворожить внимание ребёнка.

Преподаватель музыки прежде всего является педагогом души маленького человека – ученика, поэтому важно кроме учить детей находить выход из любой ситуации, суметь помочь ребёнку выйти из стрессовой ситуации. Ведь сама жизнь — это самое главное. Смысл жизни — жить! Ребёнок этого не понимает, он думает, что жизнь – это учеба, материальные ценности. Наша задача суметь дать понять ребенку наслаждаться жизнью, ведь ребенок приходит на урок не только для того, чтобы научиться играть на инструменте, а еще он учится понимать людей, общаться. Он приходит получить от урока радость, эмоциональный всплеск.

Исходной точкой педагогического процесса в классе по специальности является работа над музыкальным произведением и, конечно, что чрезвычайно важно — выбор репертуара. По мнению многих педагогов, хорошо составленный репертуар — важнейший фактор воспитания музыканта. Ознакомление с музыкой разных времен, стран и стилей, соответствие отобранных для работы в классе произведений поставленным педагогическим целям и задачам, интерес учащихся к этим произведениям, индивидуальная направленность репертуара — все это благоприятно сказывается на результатах не только общемузыкального и технического, но и культурного развития ученика. Безусловно, классический репертуар по праву является основой воспитания музыкально-эстетической культуры подростка. Но учащийся воспитанный только на такой музыке не воспринимает музыку другую.

Музыка — это способ подружиться. Участие в ансамблях также воспринималось как возможность общаться с единомышленниками, заводить новых друзей и встречаться с интересными людьми. У детей есть возможность встретить новых людей и создать прочную дружбу.

Музыка также может быть утешительной для многих учеников. Старшеклассники заявляют, что для них музыка — это способ снять стресс. Когда они сердятся или расстроены, им нравится играть на флейте или пианино, чтобы расслабиться. И здесь я хочу привести в пример свою дочь, которая обучалась в ДМШ по классу фортепиано, педагог сумела в ребенке воспитать бережное благоговейное отношение к музыке. Школьные уроки ребёнок делал под музыку: задачки по алгебре под «Революционный этюд» Шопена, сочинения писала под музыку К. Дебюсси «Игра воды», «Лунный свет»… После экзаменов ЕГЭ могла часами играть на фортепиано свою выпускную программу. И, сейчас, будучи студенткой Петербургского университета, она с удовольствием поёт в хоре, посещает оперу, ходит на концерты классической музыки, а самое главное – она музицирует на своем инструменте и гордится, что умеет играть на фортепиано.

В нашем современном калейдоскопичном мире, где всё так быстро меняется, мы должны суметь сохранить облик высоко нравственного человека будущего, где нет места хамству и безразличию. Ведь музыка – это зарождение нравственности. Поэтому, наша задача педагогов и взрослых — научить детей с помощью музыки быть терпимее друг к другу, любить и помогать ближнему, а самое главное – излучать свет, нести добро и верить в свои силы!

Галимуллина Лейсан Ахмадулловна

преподаватель класса скрипки высшей квалификационной категории

МБУ ДО «Детская музыкальная школа №20 приволжского района» г. Казань

Список использованной литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Музыка в воспитании и развитии ребёнка: научное издание/ Амонашвили Ш.А. — М.: Амрита – Русь, 2018.
  2. Мадорский Л.Р, Зак А.З. Музыкальное воспитание ребёнка: научное издание/ Мадорский Л.Р, Зак А.З.. – М.: Айрис-Пресс. 2011;
  3. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие/ Малахова Л. – М.: Феникс. 2008;
  4. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности/ Кирнарская Д.К. – М.: Талант-XXI век, 2004;
  5. Кальман В.Ф. Значение дополнительного образования в формировании личности человека;
  6. Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения: методическая литература/ Вострухина Т.Н.-. М.: Школьная пресса, 2010;
  7. Ильинская С.Г. Толерантность как принцип политического действия: учебная и научная литература/ Ильинская С.Г. – М.: Праксис, 2007.
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв