Вы здесь: Главная > Без рубрики > Урок и методы преподавание народно сценического танца

Урок и методы преподавание народно сценического танца

Вафина Алия Рафаилевна Преподаватель хореографии

МБУ ДО «Детская школа искусств»

Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но сама физическая нагрузка не имеет для человека воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога- хореографа – воспитать у учащихся стремление к творческому самовыражению, грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Воспитание исполнителя народного танца в специализированных учебных заведениях — процесс длительный, требующий от педагога и от тех, с кем он проводит занятия, большого каждодневного труда. Вот почему урок народного танца должен быть всегда целенаправлен и методически выстроен. Учебный урок- танцевальный урок, составленный из элементов, комбинаций и композиций, помогающий исполнителю освоить танцевальный материал, продиктованный конкретной учебной программой

Важным в процессе подготовки исполнителя является формирование его двигательного аппарата, развитие актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем легко, без напряжения передавать на сцене яркую палитру того или иного народного танца.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения — использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможностей их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем станет прочным фундаментом знаний.

Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию учащихся.

Двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни: в начале ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и т.д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным элементом требуется время. Следовательно, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.

Изучение хореографических элементов народного — сценического танца — длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально- двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах — это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. При этом педагогу следует все время помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроем, что нельзя учить только движениям, а эмоциональную выразительность откладывать на более поздний срок.

Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала:принять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление — запоминанием. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения на практике.

Ученик запоминает все, как выглядит и что делает педагог с момента его появления в зале, каков внешний вид, походка, осанка, как он показывает, что и как говорит. Все это накапливается и формирует определенные представления в памяти учеников, поэтому все поведение педагога на уроке должно строится, как положительный образец правильного отношения к общему делу: простота и неподдельная увлеченность занятиями, любовь к ученикам и предмету, а также скромность, выдержка, хороший вкус вызывают у детей уважение и стремление равняться на столь привлекательный образ. Это обстоятельство особенно важно, когда педагог прибегает к показу движений, который в ряде случаев является единственным способом создания у обучаемых предварительного представления о движении. Показ должен быть точным, подробным,качественным. В группах новичков и учеников младших классов хореографических училищ показ должен учитывать их возраст, быть доступным для правильного восприятия.

Метод показа требует определенных ограничений. Развитие индивидуальности, свободной творческой инициативы, столь необходимой для будущего артиста, во многом зависит от умения преподавателя разумно пользоваться приемом показа. Важно не навязывать свою технику исполнения– н стремится к тому, чтобы ученик понял характер, манеру того или иного движения. Народные танцы различаются не только композиционным рисунком лексикой, для него характерна своя манера исполнения, так как национальностей очень много и все они обладают определенными специфическими особенностями. К примеру, цыганский танец более свободен и раскрепощен в манере исполнения в отличие от танцев Кавказа, которые в свою очередь требуют собранности, четкости, энергичности, это касается непосредственно мужских кавказских танцев, женские же — более плавные, спокойные. Вот этому педагог и должен научить учащегося, а именно, он должен верно донести до второго суть внутреннего и внешнего эмоционального состояния артиста, который исполняет какой-либо народный танец. Для этого надо умело пользоваться не только методами объяснения, разъяснения, но и непосредственно практическими методами показа.Педагогу необходимо четко определить баланс в сочетании этих методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятиях. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

Осваивая природу движения, проникаясь ощущениями его динамики и ритма, ученик вступает в область пластической образности — а это уже область художественного творчества. И очень важно, чтобы педагог увидел и поддержал в ученике стремление идти по своему пути — даже в простом упражнении не копировать показанный рисунок движений, а найти для него свой, отмеченный чертами собственной индивидуальности вариант.Поддерживать в ученике индивидуальное творческое начало, раскрывать и совершенствовать его артистические данные — первейшая и непременная забота педагога.

Чтобы лучше усвоить местную манеру исполнения, учащиеся, каждый с учетом своей индивидуальности, должны прочувствовать все нюансы движения, его характер, манеру исполнения, своеобразие жеста. Ведь жест не просто движение тела исполнителя, а, прежде всего движение его души, он отражает его внутренние переживания. Именно все эти несложные движения, исполненные с соответствующим настроением и манерой, придают народному танцу и красоту, и характерные местные отличия.

По ходу изучения элементов с местными особенностями исполнения необходимо рассказывать об истории этой местности, о географических условиях, о быте живущих там людей и т. д. В процессе обучения надо бороться с исполнительской небрежностью, решительно пресекать грубую или слащавую манеру исполнения, поскольку все это не только искажает образ, характер русского человека, но и приводит к фальшивой, псевдонародной манере исполнения.

Все изучаемые элементы, отобранные народом, проверенные и испытанные временем, являются народной классикой, которую следует беречь и сохранять. Именно в них, на первый взгляд простых, неброских, строгих движениях, и выявляется истинно народный характер, своеобразная манера, присущая той или иной местности. И не случайно в народе существует такая поговорка: «красота — простота, красивость — пестрота».

На определенном уровне сложности упражнений и в зависимости от возраста, не все движения могут быть доступны педагогу, и тогда есть смысл обратиться за помощью к более успеваемому ученику, к примеру, который будет заранее подготовлен к показу данного движения ( об этом говорилось в предыдущей главе), В других случаях следует заменить показ словесным объяснением, порой слово преподавателя оказывается эффективнее показа,- если оно доходчиво, убедительно и обращено к эстетическому чувству учеников, к их эмоциональному восприятию.

Доступность предлагаемых упражнений — очень важное условие правильного обучения. Предлагать занимающимся можно и нужно только такие движения, которые соответствуют уровню их физического развития и степени их подготовленности. То есть, следует, безусловно, учитывать трудность каждого движения и соразмерять подбираемый учебный материал с уровнем технической подготовленности учащихся. Так на первых годах в хореографических учебных заведениях изучают национальности, танцы которых не требуют большого технического мастерства, или начинают изучение элементов определенного народного танца, и продолжают на втором году обучения. К примеру, итальянский народный танец «Тарантелла», на первом году на основе его проходят простые элементы, изучение которых следует начинать в умеренном темпе, но уже со второго полугодия темп ускоряется, а в конце года рекомендуется на основе пройденных движений тарантеллы построить развернутый этюд. Изучение тарантеллы на первом году обучения предлагается и потому, что движения, построенные на подскоках и беге, дают основу для выработки выносливости и дыхания учащихся. На втором году — темп убыстряется, а движения более усложняются.

В процессе прохождения основных элементов необходимо обращать большое внимание на пластичность исполнения движений, на совершенствование технических приемов, развитие мастерства у студентов, а самое главное — на развитие индивидуальных способностей и выявление творческой индивидуальности.

При описании элементов в основном дается одно, наиболее удобное для изучения положение рук, корпуса и головы. В дальнейшем в зависимости от восприятия студентами данного движения преподаватель может усложнять его, добавляя более разнообразные положения рук, корпуса и головы.

При изучении основных элементов необходимо требовать от студентовсогласованного движения ног, рук, корпуса и головы, то есть координации движений. Координация помогает исполнителю обрести свободу, мягкость, пластичность и больше подчеркнуть характер, настроение, манеру и выразительность движения.

Каждый освоенный элемент необходимо вначале развивать и усложнять, не соединяя его с другими элементами: усложнять координацию рук, корпуса и головы, видоизменять характер и манеру его исполнения, усложнять и разнообразить его ритмический рисунок. Усложняя и совершенствуя каждый отдельный элемент, раскрывая его технические и выразительные возможности, его многообразие, студенты будут не только сознательно воспринимать основные элементы народного танца, но и творчески осваивать их.

Для успешной работы преподавателя и его воспитанников важны методические замечания, как прием вербального метода, которые могут быть обращены к одному человеку (индивидуальные) и всему классу одновременно (общие). В зависимости от места методические замечания в ходе урока их можно разделить на «профилактические», «попутные», «безотлагательные», «итоговые».«Профилактические» замечания предваряют те ошибки, которые может делать один исполнитель или весь класс. Педагог делает их, зная слабые стороны учеников, обращая их внимание на то, что необходимо сделать, Чего избежать или исправить. «Попутные» замечания педагог делает во время исполнения заданий. Длительность комбинированных упражнений и повторяемость движений должны позволять это. «Безотлагательные» замечания делаются, когда ученик допускает грубые ошибки и предполагают приостановление упражнения. «Итоговые» замечания делаются после исполнения задания. В тех случаях, когда ошибок мало и они незначительны, педагог должен отметить это как определенный успех.

По своему содержанию замечания могут касаться техники исполнения, музыкальности, эмоционально- танцевальной выразительности, способности передавать национальный колорит и т.д.

Замечания педагог может сделать сам, может предложить это сделать кому- либо из учащихся. Этот прием активизирует внимание класса, учит видеть ошибки товарищей и пути их исправления.

Ошибки можно исправить в устной форме или в форме практического показа. Делая замечания, педагог может использовать прием утрированного пока за неправильного исполнения, представляя ошибку в более наглядной форме, а затем в контрасте дать показ правильного исполнения задания.

На ранних стадиях обучения, необходим метод физического воздействия, а именно допускается поправление учеников руками, установление корпуса или руки, головы или ноги в правильное положение. Это помогает им быстро почувствовать правильность исполнения. В дальнейшем таким методом нужно пользоваться в редких случаях, развивая у учеников способность к самостоятельному более точному исполнению. Приемом индивидуального показа учеником движения, в котором он сделал ошибку перед всем классом, педагог дает возможность каждому определить ее. А затем, сказав, как правильно нужно выполнять упражнение, может попросить кого- либо из класса повторить все в более совершенном виде. Замечания по форме изложения должны быть краткими, ясными, логически последовательными, так как потеря времени на противоположное не допустима. Образность, четкость, стремление отразить суть должны быть присущи замечаниям, от этого зависит в большей степени успехи учеников.

Необходимо развивать у обучаемых импровизацию и воображение, давая по мере освоения элементов задания и на самостоятельное усложнение отдельных элементов, на сочинение танцевальных комбинаций. Импровизация — важная черта русского народного танца, и на это необходимо обращать большое внимание в течение всей учебы.

Урок народно- сценического танца в детской школе искусств занимает по времени- 1 час 30 минут. Условно время можно разделить следующим образом:

— упражнения у станка- 20 минут;

— занятия на середине зала- 20 минут;

— разучивание танцевального материала и композиционное построение этюдов- 45 минут.

Необходимо отметить, что исполнение разучиваемых элементов народно- сценического танца должно быть художественно- выразительным, как и сам танец.

Описанию движений предшествует указание музыкального размера, а также предлагаемый характер музыкального сопровождения (баян, аккордеон, реже — фортепиано). Подбор музыкального материала для ведения уроков народно- сценических танцев играет важную роль. Начиная, с простейших движений у станка, музыка должна соответствовать характеру данного движения. Подбирать музыкальный материал рекомендуется также с учетом восприятия его учащимися — от более простого в младших классах, к более сложному в старших.

Приступая к построению урока, педагог использует метод постановки вопросов:что нужно разучить? Какие упражнения следует дополнить или усложнить, а что из ранее пройденного материала — отработать? Разучивать в течение одного занятия весь комплекс упражнений урока нецелесообразно. Путем заменыодной — двух комбинаций на новые, дополняя или усложняя еще три — четыре комбинации и оставляя без изменения, но, закрепляя (отрабатывая) остальные можно получить хороший результат, сохранив при этом интенсивность проведения занятия.

При проведении урока педагог должен суметь донести до исполнителей все нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен метод практического показа каждого упражнения под музыку, четкая его метрическая раскладка. Желательно сохранять единый темп ведения урока. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата исполнителей. Это особенно важно учитывать при проведении занятий в зимнее время года. Слишком высокий темп проведения занятия, большое число повторений комбинаций также недопустимы, так как это может привести к перегрузкам тех или иных групп мышц, а порой — к их заболеванию. Для того чтобы освободить мышцы, достаточно сменить одно упражнение на другое. Основной критерий хорошего темпа практических занятий — сохранение высокой работоспособности учащихся на протяжении всего урока.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв