Вы здесь: Главная > Без рубрики > РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФОРТЕПИАНО В РАЗВИТИИ БУДУЩЕГО МУЗЫКАНТА ИСПОЛНИТЕЛЯ

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФОРТЕПИАНО В РАЗВИТИИ БУДУЩЕГО МУЗЫКАНТА ИСПОЛНИТЕЛЯ

Фасхутдинова Альбина Саматовна, Фазлиева Альбина Мизхатовна Преподаватели музыкально-теоретических дисциплин, фортепиано

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств», 

г. Нижнекамск

В наше прогрессивное время новых технологий стране требуются сильные и высокообразованные личности, востребованные на любом рабочем месте, поэтому очень важно формировать творческую личность конкретного ребенка, его общие способности и индивидуальность. Именно музыка воспитывает эстетический вкус, создает культуру, на которой растут и процветают талантливые учащиеся.

Профессиональное обучение – вбирает в себя многие стороны учебно-воспитательного процесса. Это гармоничное и интенсивное музыкальное развитие, воспитание образно-художественного мышления и связанного с ним внутреннего слуха, особенно таких его свойств, как интонационная, тембровая и гармоническая чуткость. Необходимым условием формирования музыканта профессионала является музыкальная память, поэтому развитие способности к быстрому запоминанию музыкального материала при значительном его объеме и разнообразии – важная грань учебного процесса.

В свою очередь формирование звукового мышления и звуковой культуры музыканта-исполнителя относится к числу основных педагогических задач, которые решаются на всех уровнях обучения – от музыкальной школы до вуза. Начиная работу с детьми, преподаватель фортепиано в каждом учащемся должен стараться выявить те его черты, которые наиболее благоприятны для музыкального обучения, и неуклонно их развивать.

С первых же уроков идет кропотливая работа над постановочными моментами, и каждый осваиваемый навык подкрепляется разнообразным техническим и художественным материалом. Поэтому начальный период обучения, когда закладываются основы владения инструментом, играет исключительную роль в выявлении профессиональных перспектив.

Определить насколько способен ребенок к музыкальному обучению, как интенсивно он может заниматься, каков его внутренний слух, музыкальная интонация, тембровое и интонационное слушание музыки, насколько окажутся пригодны его руки, координация для игры именно на фортепиано, как будет развиваться его интеллект – все это решается только в процессе работы.

Особое место занимает вопрос формирования пианистического аппарата учащегося. Это физическая мышечная свобода, естественное владение фортепианным звуком и узкотехнические проблемы: пальцевая беглость при четкой артикуляции, быстрота музыкального мышления, слуховой контроль в процессе исполнения. Ведь именно в детском возрасте очень большая потенциальная возможность развития моторно — двигательной сферы.

Сложность работы над техникой заключается в том, что она наиболее трудоемка и несколько однообразна по характеру, и это может привести к нежеланию, заниматься музыкой. В то же время педагог должен обратить внимание на правильное выразительное звукоизвлечение. Конечно, некоторым учащимся, несмотря на правильную постановку рук, тяжело добиваться красивого певучего тона. Решить эту проблему можно лишь пробуждением уже с первых уроков интереса и любви не только к самой музыке, исполняемым пьесам, но и к повседневному труду за инструментом.

Естественно маленького ребенка ещё мало беспокоит правильное, глубокое извлечение звука. Для овладения выразительным звуком он должен пройти длительный путь воспитания художественного слуха в процессе освоения практики игры на фортепиано. Именно поэтому педагог должен с самого начала внимательно следить за тем, чтобы юный пианист сидел свободно и ненапряжённо, добивался естественных движений и точности прикосновения пальцев к клавишам.

Ученика следует с самого начала развивать во всех направлениях: работа над техникой должна вестись одновременно с работой над образной стороной и все, что исполняется – пьесы, этюды, даже упражнения должны быть сыграны музыкально.

Большое значение в деятельности преподавателя фортепиано является формирование у ребенка навыков самостоятельной работы над музыкальным текстом произведений, умением грамотно, а со временем и достаточно свободно прочитать ноты. И постепенно увлекаясь процессом работы, ученик овладевает важным для успеха дела умением сознательно заниматься, и целеустремленно добиваться качественного результата.

Основная задача преподавателя фортепиано это максимально полное выявление всех возможностей учащегося и определение пути и темпов его развития. Конечно, возможности, заложенные в ребенке, выявляются не сразу, на это требуется определенное время. Но только так можно выбрать правильное направление в работе, которое еще должно постоянно корректироваться особенностями индивидуального развития каждого ребенка.

Занятия с начинающими учениками должны строиться многопланово, чтобы охватить весь объем запланированной программы. Однако при этом следует иметь в виду, что маленький ученик, как правило, может сосредоточиться на чем-то одном, более старший – максимум на двух задачах. Поэтому вычленение ведущей для данного момента задачи облегчает ее решение. Важно вовремя и правильными порциями «выдавать» каждую новую трудность, возникающую в процессе занятий. Вот почему мы придаем большое значение планированию занятий, как перспективному – на год, так и поурочному.

Прохождение программы хорошо информирует педагога о развитии ученика и в определенной мере – об умении самостоятельно работать дома, умении, которое формируется под воздействием и систематическим наблюдением педагога. С этой целью составляется план домашних занятий, исходя из реального количества времени, которое может уделить игре на инструменте ребенок, и воспитывается умение контролировать время занятий по часам.

Должны быть разъяснены способы разбора и выучивания произведений, отдельных эпизодов, трудных в техническом или художественном отношении мест. То есть самостоятельность в занятиях должна развиваться в двух направлениях: техническом и художественно-выразительном. Конечно, в этом деле желательна помощь родителей. Они должны знать требования педагога, смысл многих занятий. Постоянная взаимосвязь с семьей позволяет избежать возможных конфликтных ситуаций, облегчает путь к музыкальной профессии. В союзе с родителями легче создать ту эстетическую среду в семье, которая благоприятствует и музыкальным занятиям, и духовному постижению музыки.

В нашей практике встречалось много ребят, которые на первом году обучения поражали быстрым овладением навыками игры, а в дальнейшем их развитие тормозилось, как только музыкальный материал становился сложным. Но были учащиеся, которым оказывается труден именно начальный период обучения, что проявляется, прежде всего, в плохой приспосабливаемости к инструменту из-за неблагоприятных физических данных.

Благодаря терпеливой работе преподавателя фортепиано часто удается преодолеть этот барьер, и тогда раскрываются музыкальные данные, соответствующие профессиональным требованиям. Вот почему на всех этапах обучения исключительную роль играет индивидуальный подход преподавателя к каждому ребенку, умение в процессе работы разглядеть и выявить его скрытые возможности и перспективу.

Как очень существенный момент в формировании будущих пианистов мы рассматриваем практику выступлений на концертах и конкурсах. Чувство артистизма, творческое состояние на сцене, преодоление страха перед аудиторией – все это воспитывается регулярными публичными выступлениями. Поощряя практику публичных выступлений, следует предоставить такую возможность и учащимся средних данных. Вводя юного музыканта в мир музыки через эмоциональное развитие, можно добиться немалых результатов.

Очень полезно, когда младшие учащиеся слушают уже хорошо играющего – ведь для них это пример, к чему следует стремиться. Нельзя забывать и о значении игры в ансамбле, как совместно с учащимися, так и при участии педагога. Это вносит в обучение профессиональное начало, приобщает к творческой дисциплине, и дает возможность раскрепоститься.

Как очень существенный момент в формировании будущих пианистов мы рассматриваем практику выступлений на концертах и конкурсах. Чувство артистизма, творческое состояние на сцене, преодоление страха перед аудиторией – все это воспитывается регулярными публичными выступлениями.

Каждый месяц на академических вечерах ребята играют как обязательные произведения, так и сочинения, по своему выбору. Поощряя практику публичных выступлений, мы предоставляем такую возможность учащимся, в том числе и средних данных. Ведь всегда найдутся дети, которые вполне прилично могут исполнить посильные для них и близкие по духу произведения. В таких условиях успешнее идет процесс овладения инструментом и скорее выявляется профессиональная перспектива, всегда связанная с желанием самого ребенка серьезно заниматься музыкой.

Фортепианное отделение организует как минимум по три открытых концерта в каждом полугодии, проводятся классные вечера. Наши учащиеся успешно выступают не только на выездных концертах, в общеобразовательных школах, где они учатся, которые давно уже стали обычными для нашей Детской школы искусств, но и на конкурсах различного уровня.

Только талант преподавателя, его отношение к делу, профессионализм и неординарность в подходе к решению любой учебной задачи могут служить залогом успеха. В недрах начального музыкального образования всегда есть место для одаренных детей. Правильный подход к их воспитанию и обучению позволяет реализовать заложенное природой и найти для каждого из них достойное место в профессиональной музыкальной деятельности.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв