Проект «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Павельева Нина Владимировна Воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5» г. Лениногорск
Цель: создать условия для освоения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера.
Задачи:
Образовательные
- закрепить знание цветов
- познакомить детей с палочками, как с игровым материалом
- — обратить внимание детей на свойства палочек.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к данному пособию.
Развивающие
- развивать логическое мышление
- развивать мелкую моторику рук.
Принципы работы:
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип прочности
- принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создания поддержки способов детской инициативы детей младшего дошкольного возраста в семье
- принцип психологической комфортности. Была создана непринужденная, доброжелательная атмосфера, положительный эмоциональный фон.
Методы и приемы:
- организационные;
- мотивирующие;
- словесные;
- игровые;
- наглядные.
Формы организации деятельности:
- индивидуальная
- подгрупповая
Актуальность проекта
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и их формы, цвета, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе, звуке. Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных мной дидактических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования сенсорного опыта у малышей, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Деятельность с математическим пособием, основанная на активном думании, поиске способов действий, способствует общему интеллектуальному развитию детей, развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Поэтому, для освоения с детьми сенсорных эталонов я решила в форме игры использовать палочки Кюизенера, так как они являются уникальным игровым материалом. Я считаю, что такие технологии, как дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» надо использовать в играх детей раннего возраста, так как они хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность, дети могут их использовать и в самостоятельной деятельности.
ПРОБЛЕМА: у детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук.
ЦЕЛЬ:
создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей с использованием нетрадиционных образовательных игровых технологий (палочки Кюизенера).
ЗАДАЧИ (воспитанники):
- формировать сенсорные способности детей при помощи палочек Кюизенера;
- формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
- развивать цветоразличие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать умение играть рядом, не мешать друг другу.
ЗАДАЧИ (родители):
- обогащать знания о палочках Х. Кюизенера
- повышать активность родителей воспитанников и других членов семьи в создании условий для развития ребенка.
- привлечь родителей к сотрудничеству по созданию в детском саду РППС по теме.
ЗАДАЧИ (педагоги):
- Активизировать знания о внедрении современных образовательных (педагогических) технологий для повышения профессиональной культуры педагогов.
Краткое описание проекта
Проект способствует развитию сенсорных способностей детей, знакомству с палочками Кюизенера. Разнообразные ситуации, применяемые в данном проекте, у воспитанников пробуждают интерес, любознательность, формируют сенсорные эталоны.
В ходе проекта будут созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы новые игры. Родители получат методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Реализуя данный проект, я постараюсь помочь каждому ребенку расширить сенсорный опыт, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект даст каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развить творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. В свою очередь, у родителей повысится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап (01.09.2019 — 31.10.2019 г.)
— Определение проблемы, цели и задач проекта.
— Разработка содержания проекта.
— Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями.
— Подбор иллюстраций по проекту «Волшебные палочки Кюизенера»
— Анкетирование родителей «Что вы знаете об играх с палочками Кюизенера?» с целью выявления знаний родителей об играх, их значении в развитии ребёнка.
2.Основной этап. — Совместная деятельность детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию игровых технологий (01.11.2019-30.05.2020 г.)
Работа с детьми:
- Знакомство с палочками, соотношением «цвет – форма — величина».
- Дидактические игры «Волшебная коробочка», «Найди такую же», «Собери пирамидку», «Длинные и короткие», «Построй башенку».
- Игра «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим мост», «Покажи такую же», «Назови цвет»
- Создание альбома «Волшебные дорожки» с использованием палочек Кюизенера
- Игровая деятельность в альбомах «Волшебные дорожки».
Работа с родителями:
- Консультации «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста». «Развитие сенсорных эталонов посредством использования палочек Кюизенера
- Анкета для родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»
- Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка»).
- Показ ОД «Веселые игры при помощи палочек Кюизенера»
- Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
- Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Работа с педагогами по распространению своего опыта работы»
- Творческая гостиная по презентации долгосрочных проектов по теме самообразования: «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС».
- Открытый показ образовательной деятельности по развитию сенсорных эталонов посредством использования палочек Кюизенера» — январь
3.Заключительный этап (01.05.2020-30.05.2020)
- Творческий отчёт по реализации проектов. Анализ результатов проекта с представлением опыта работы (в форме презентации).
- Создание альбома «Волшебные дорожки».
- Обобщение опыта работы по реализации проекта с последующим представлением на уровне Лениногорского муниципального района.
План мероприятий по реализации проекта
Этап проекта | Мероприятия проекта | сроки |
Организационно подготовительны | 1. Определение проблемы, цели и задач проекта. | 01.09.2019- 31.10.2019 г. |
2.Разработка содержания проекта. | 01.09.2019 — 31.10.2019 г. | |
3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями. | 01.09.2019 — 31.10.2019 г. | |
3. Подбор иллюстраций по проекту «Волшебные палочки Кюизенера». | 01.09.2019 — 31.10.2019 г. | |
4. Анкетирование родителей «Что вы знаете об играх с палочками Кюизенера?» с целью выявления знаний родителей об играх, их значении в развитии ребёнка | 01.09.2019 — 31.10.2019 г. | |
Реализационный
|
Работа с детьми:
— Дидактические игры «Волшебная коробочка», «Найди такую же», «Собери пирамидку», «Длинные и короткие», «Построй башенку». — Игры «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим мост», «Покажи такую же», «Назови цвет» — Создание альбома «Волшебные дорожки» с использованием палочек Кюизенера — Игровая деятельность в альбомах «Волшебные дорожки». |
01.11.2019-30.05.2020 г. |
Работа с родителями:
— Консультации «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста». «Развитие сенсорных эталонов посредством использования палочек Кюизенера — Анкета для родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников» — Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка»). — Показ ОД «Веселые игры при помощи палочек Кюизенера» — Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста» — Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей. |
01.11.2019-30.05.2020г. | |
Открытый показ ООД по развитию сенсорных эталонов посредством использования палочек Кюизенера» | январь, 2020г. | |
Итогово-аналитический | Творческий отчёт по реализации проектов. Анализ результатов проекта с представлением опыта работы (в форме презентации). | май |
Создание альбома «Волшебные дорожки». | май | |
Обобщение опыта работы по реализации проекта с последующим представлением на уровне Лениногорского муниципального района | май |
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
— Отзывы и мнения педагогов, воспитанников детского сада.
— Заинтересованность родителей в реализации проекта.
-Овладение детьми сенсорных эталонов посредством использования палочек Кюизенера; выявление и осознание ребенком своих способностей и фантазии.
Социальный эффект
Выбор темы проекта оказался не случайным. В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры, а значит, гипотеза проекта верна и формирование представлений о сенсорных эталонов цвета стало успешным у детей раннего возраста. Проведенная работа по созданию условий для развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера показала:
— дети получили представления о форме, величине, цвете предметов;
— дети могут группировать предметы по заданному признаку;
— дети освоили навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;
— родители получили необходимые педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудований по сенсорному развитию.
Повысился профессиональный уровень и педагогическая компетентность педагогов ДОУ по развитию сенсорных эталонов посредством использования палочек Кюизенера.
Распространила и обобщила свой опыт работы по теме «Развитие сенсорных эталонов посредством использования палочек Кюизенера».
Ожидаемый продукт:
Разработаны:
Сценарии, конспекты ООД, консультации, мастер-класс
Изготовлены:
Беседы, памятки, наглядно-дидактический материал.
ЛИТЕРАТУРА
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. — 424с.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
- Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2015. — №1. — С.38-45.
- Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. — М.: АРКТИ, 2011.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. — М.: Просвещение, 2009. — 160 с.
- Мухина В. С. Психология дошкольника. — М.: Педагогика, 2005. — 276 с.
- Новомлынская Т.А. Игры с палочками Кюизенера/г. Армавир
- Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
- Смоленцева А. А Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки/сост. Михайлова З. А. – СПб.: «Детство-пресс», 2006.
- Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). — М.: 2002 — с. 303-310.
- Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. — М.; Мозаика-Синтез, 2009. — 72 с.
- Интернет ресурсы.Презентация по самообр.Павельева.