Вы здесь: Главная > Без рубрики > Проект «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Проект «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Павельева Нина Владимировна Воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5» г. Лениногорск

Цель: создать условия для освоения сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера.

Задачи: 

Образовательные

  1. закрепить знание цветов
  2. познакомить детей с палочками, как с игровым материалом
  3. — обратить внимание детей на свойства палочек.

Воспитательные

  1. Воспитывать интерес к данному пособию.

Развивающие

  1. развивать логическое мышление
  2. развивать мелкую моторику рук.

Принципы работы: 

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности
  • принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создания поддержки способов детской инициативы детей младшего дошкольного возраста в семье
  • принцип психологической комфортности. Была создана непринужденная, доброжелательная атмосфера, положительный эмоциональный фон.

Методы и приемы:

  • организационные;
  • мотивирующие;
  • словесные;
  • игровые;
  • наглядные.

Формы организации деятельности:

  • индивидуальная
  • подгрупповая

Актуальность проекта

      Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

           Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и их формы, цвета, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе, звуке. Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе.

   В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных мной дидактических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования сенсорного опыта у малышей, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Деятельность с математическим пособием, основанная на активном думании, поиске способов действий, способствует общему интеллектуальному развитию детей, развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Поэтому, для освоения с детьми сенсорных эталонов я решила в форме игры использовать  палочки Кюизенера, так как они  являются уникальным игровым материалом. Я считаю, что такие технологии, как дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» надо использовать в играх детей раннего возраста, так как они хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность, дети могут их использовать и в самостоятельной деятельности.

ПРОБЛЕМА: у детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук.

 ЦЕЛЬ:

       создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей с использованием нетрадиционных образовательных игровых технологий (палочки Кюизенера).

ЗАДАЧИ (воспитанники):

  • формировать сенсорные способности детей при помощи палочек Кюизенера;
  • формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
  • развивать цветоразличие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать умение играть рядом, не мешать друг другу.

ЗАДАЧИ (родители):

  • обогащать знания о палочках Х. Кюизенера
  • повышать активность родителей воспитанников и других членов семьи в создании условий для развития ребенка.
  • привлечь родителей к сотрудничеству по созданию в детском саду РППС по теме.

ЗАДАЧИ (педагоги):

  • Активизировать знания о внедрении современных образовательных (педагогических) технологий для повышения профессиональной культуры педагогов.

Краткое описание проекта

      Проект способствует развитию сенсорных способностей детей, знакомству с палочками Кюизенера. Разнообразные ситуации, применяемые в данном проекте, у воспитанников пробуждают интерес, любознательность, формируют сенсорные эталоны. 
     В ходе проекта будут созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы новые игры. Родители получат методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Реализуя данный проект, я постараюсь помочь каждому ребенку расширить сенсорный опыт, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект даст каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развить творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. В свою очередь, у родителей повысится  интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап (01.09.2019 — 31.10.2019 г.)

— Определение проблемы, цели и задач проекта.

— Разработка содержания проекта.

— Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями.

— Подбор иллюстраций по проекту «Волшебные палочки Кюизенера»

— Анкетирование родителей «Что вы знаете об играх с палочками Кюизенера?» с целью выявления знаний родителей об играх, их значении в развитии ребёнка.

     2.Основной этап. — Совместная деятельность детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию игровых технологий (01.11.2019-30.05.2020 г.)

Работа с детьми:

  • Знакомство с палочками, соотношением «цвет – форма — величина».
  • Дидактические игры «Волшебная коробочка», «Найди такую же», «Собери пирамидку», «Длинные и короткие», «Построй башенку».
  • Игра «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим мост», «Покажи такую же», «Назови цвет»
  • Создание альбома «Волшебные дорожки» с использованием палочек Кюизенера
  • Игровая деятельность в альбомах «Волшебные дорожки».

Работа с родителями:

  • Консультации «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста». «Развитие сенсорных эталонов посредством использования палочек Кюизенера
  • Анкета для родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

             по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

  • Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка»).
  • Показ ОД «Веселые игры при помощи палочек Кюизенера»
  • Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Работа с педагогами по распространению своего опыта работы»

  • Творческая гостиная по презентации долгосрочных проектов по теме самообразования: «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС».
  • Открытый показ образовательной деятельности по развитию сенсорных эталонов посредством использования палочек Кюизенера» — январь

3.Заключительный этап (01.05.2020-30.05.2020)

  • Творческий отчёт по реализации проектов. Анализ результатов проекта с представлением опыта работы (в форме презентации).
  • Создание альбома «Волшебные дорожки».
  • Обобщение опыта работы по реализации проекта с последующим представлением на уровне Лениногорского муниципального района.

План мероприятий по реализации проекта

Этап проекта Мероприятия проекта сроки
Организационно подготовительны 1. Определение проблемы, цели и задач проекта. 01.09.2019- 31.10.2019 г.
2.Разработка содержания проекта. 01.09.2019 — 31.10.2019 г.
3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями. 01.09.2019 — 31.10.2019 г.
3. Подбор иллюстраций по проекту «Волшебные палочки Кюизенера». 01.09.2019 — 31.10.2019 г.
4. Анкетирование родителей «Что вы знаете об играх с палочками Кюизенера?» с целью выявления знаний родителей об играх, их значении в развитии ребёнка 01.09.2019 — 31.10.2019 г.
Реализационный

 

Работа с детьми:

— Дидактические игры «Волшебная коробочка», «Найди такую же», «Собери пирамидку», «Длинные и короткие», «Построй башенку».

—  Игры «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим мост», «Покажи такую же», «Назови цвет»

— Создание альбома «Волшебные дорожки» с использованием палочек Кюизенера

— Игровая деятельность в альбомах «Волшебные дорожки».

01.11.2019-30.05.2020 г.
Работа с родителями:

— Консультации «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста». «Развитие сенсорных эталонов посредством использования палочек Кюизенера

— Анкета для родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

— Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка»).

— Показ ОД  «Веселые игры при помощи палочек Кюизенера»

— Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

— Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

01.11.2019-30.05.2020г.
Открытый показ ООД  по развитию сенсорных эталонов посредством использования палочек Кюизенера» январь, 2020г.
Итогово-аналитический Творческий отчёт по реализации проектов. Анализ результатов проекта с представлением опыта работы  (в форме презентации). май
Создание альбома «Волшебные дорожки». май
Обобщение опыта работы по реализации проекта с последующим представлением на уровне Лениногорского муниципального района май

Критерии оценки эффективности  реализации проекта:

— Отзывы и мнения педагогов, воспитанников детского сада.

— Заинтересованность родителей  в реализации проекта.

-Овладение детьми сенсорных эталонов посредством использования палочек Кюизенера; выявление и осознание ребенком своих способностей и фантазии.

Социальный эффект

      Выбор темы проекта оказался не случайным.  В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры, а значит, гипотеза проекта верна и формирование представлений о сенсорных эталонов цвета стало успешным у детей раннего возраста. Проведенная работа по созданию условий для развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера показала:

     — дети получили  представления о форме, величине, цвете предметов;

     — дети могут группировать предметы по заданному признаку;

     — дети освоили навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;

     — родители получили  необходимые педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудований по сенсорному развитию.

     Повысился  профессиональный уровень и педагогическая компетентность педагогов ДОУ по развитию сенсорных эталонов посредством использования палочек Кюизенера.

      Распространила и обобщила свой опыт работы  по теме «Развитие сенсорных эталонов посредством использования палочек Кюизенера».

Ожидаемый продукт:

Разработаны:

Сценарии, конспекты ООД, консультации, мастер-класс

Изготовлены:

Беседы, памятки,  наглядно-дидактический материал.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. — 424с.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
  3. Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2015. — №1. — С.38-45.
  4. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. — М.: АРКТИ, 2011.
  5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. — М.: Просвещение, 2009. — 160 с.
  6. Мухина В. С. Психология дошкольника. — М.: Педагогика, 2005. — 276 с.
  7. Новомлынская Т.А. Игры с палочками Кюизенера/г. Армавир
  8. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  9. Смоленцева А. А Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки/сост. Михайлова З. А. – СПб.:  «Детство-пресс», 2006.
  10. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). — М.: 2002 — с. 303-310.
  11. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. — М.; Мозаика-Синтез, 2009. — 72 с.
  12. Интернет ресурсы.Презентация по самообр.Павельева.
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв