ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПОСРЕДСТВОМ ПОРТАЛА «ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН» В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ»
Сибгатуллина Альбина Денисовна Преподаватель истории высшей квалификационной категории
ГАПОУ «Нижнекамский многопрофильный колледж», г. Нижнекамск
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Внедрение технологии проведения дискуссионной площадки посредством портала «Электронное образование в Республике Татарстан» в процессе преподавания истории |
Руководитель проекта | Сибгатуллина Альбина Денисовна, преподаватель истории |
Участники проекта | Сибгатуллина Альбина Денисовна, преподаватель истории,
Студенты групп 1 курса по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания |
Стратегическая цель ПОО, являющаяся основанием для инициации проекта | Реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы», плана концепции духовно-нравственного воспитания и исполнение социального заказа государства, а именно – воспитание духовно развитой и независимой личности, формирование национальной идентичности, патриотизма, активной гражданской позиции. |
Обоснование необходимости проекта | Необходимость проекта определяется следующим:
1. В настоящее время на область национального самосознания молодежи направлен мощный информационно-психологический удар с Запада, совершаются попытки фальсификации истории, особенно истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны; 2. Количество часов в рабочей программе по дисциплине «История», отведённое на изучение данной темы, не позволяет полностью раскрыть вопрос об итогах Великой Отечественной войны, вклада и цены победы. В этой связи мы рассматриваем реализацию данного проекта как метод психологической и интеллектуальной защиты подростков от разнообразного и часто опасного воздействия моментов фальсификации истории в средствах массовой информации и формирования правильного восприятия истории Второй мировой войны и итогов Великой Отечественной войны. |
Цель (цели) проекта | Создание условий для эффективного формирования российской гражданской идентичности обучающихся, высоконравственной и духовной личности патриота и гражданина России через вовлечение в работу дискуссионной площадки посредством портала «Электронное образование в Республике Татарстан». |
Задачи проекта | — постановка проблемы, изучение дидактических аспектов и методики организации и проведения дискуссионных площадок;
— разработка информационного материала по теме площадки; — разработка перечня фактов фальсификации истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны; — создание виртуального факультатива «Великая Отечественная война: дискуссионные вопросы истории» и размещение материалов в разделе «Виртуальные факультативы» на портале электронного образования РТ; — обучение студентов техническим параметрам, условиям работы в разделе «Виртуальные факультативы» на портале электронного образования РТ; — самостоятельное изучение студентами информационного материала; — проведение мониторинга участия студентов в дискуссионной площадке; — разработка методического руководства по организации дискуссионной площадки; — проведение дискуссионной площадки «Великая Отечественная война: дискуссионные вопросы истории» в режиме реального времени; — разработка методического материала по использованию портала «Электронное образование в Республике Татарстан» в учебных целях. |
Результат (результаты)
проекта |
— создание «Виртуального факультатива» на портале электронного образования РТ;
-становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; — повышение эффективности образовательного процесса и качества образовательных результатов за счет использования возможностей портала «Электронное образование в Республике Татарстан»; — обобщение опыта работы в формате методической разработки по использованию портала «Электронное образование в Республике Татарстан» в учебных целях. |
Критерии успеха проекта | — развитие общих компетенций обучающихся:
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 06. Проявлять гражданско — патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. — формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности — усвоение интегративной системы знаний об истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны при особом внимании к месту и роли России; — толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения |
Период реализации проекта | 02.09.2019 – 07.05.2020
Сентябрь, 2019г. — предварительный этап (предпроектный): изучение теории и методики проведения дискуссионных площадок. Октябрь, 2019г. – подготовительный этап: разработка информационного материала по теме площадки; перечня фактов фальсификации итогов Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Ноябрь 2019г. – май 2020г. – практический этап: создание виртуального факультатива и размещение материалов, обучение студентов техническим параметрам, условиям работы в разделе «Виртуальные факультативы» на портале электронного образования РТ; демонстрация мобильного доступа к материалам; самостоятельное изучение студентами информационного материала; проведение мониторинга посещения факультатива студентами; подготовка обучающихся к участию в работе дискуссионной площадки; Май 2020г. – заключительный этап: проведение дискуссионной площадки «Великая Отечественная война: дискуссионные вопросы истории» в режиме реального времени. Май 2020г. – рефлексия: анализ реализации инновационного проекта; анализ проведенной работы, достижений и ошибок. |
Риски реализации проекта | — нежелание обучающихся принять участие в дискуссионной площадке;
— сворачивание взаимодействия и общения между дискутирующими сторонами; — недостаточные знания исторических данных по вопросам фальсификации истории Второй мировой и Великой Отечественной войн; — смещение акцента: придание большего значения «победе» в дискуссии, чем решению реальной проблемы. |
Предложения по устранению рисков | — личная мотивация со стороны преподавателя;
— использование результатов участия в дискуссионной площадке в формировании оценки по дисциплине; — выявление в студенческой среде потенциала лидерства; — применение преподавателем приемов активизации аудитории; — проведение мониторинга посещения факультатива студентами; — развитие у дискутирующих чувства уверенности в себе; — постоянный контроль и наставничество со стороны преподавателя, как куратора дискуссии. |
Аннотация проекта
Одной из приоритетных задач государственной политики в области образования является развитие и совершенствование системы патриотического воспитания, гражданственности, духовно-нравственное воспитание и социальное развитие обучающихся, поддержка их творческих инициатив. На решение этих задач направлен данный инновационный проект.
Реализация данного проекта позволит не только обеспечить условия активизации и повышения интереса обучающихся к изучению истории Великой Отечественной войны, ее героическим страницам, повышение уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества, но и приобщить студентов к работе в виртуальных факультативах портала Электронного образования РТ.
Необходимо понимать, что организация дискуссионной площадки – это планомерный процесс, который должен начинаться заблаговременно. Это обеспечит больший охват участников, высокое качество подготовки и сознательное ответственное отношение обучающихся, осознание необходимости (мотивационная составляющая) участия в мероприятиях нетрадиционной формы, увеличение удельного веса численности обучающихся, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию.
Актуальность данного проекта определяется тем, что дата 75 — летия Победы является значимой для каждого из нас. Память о Великой Отечественной войне важна уже потому, что люди не должны забывать о цене человеческой жизни. Особенно это становится актуальным в свете последних событий, происходящих в мире, когда совершаются попытки фальсифицировать историю самой глобальной катастрофы человечества. Сегодня существует проблема забвения и искажения итогов Великой Отечественной войны и людей, которые своей кровью и жизнью завоевали победу. Количество часов в рабочей программе по дисциплине «История», отведённое на изучение данной темы, не позволяет полностью раскрыть вопрос итогов Великой Отечественной войны, вклада и цены победы. Проект же позволит развеять сомнения студентов. Они узнают, какой неимоверной ценой досталась Победа. Все это необходимо для того, чтобы молодые поколения не переписывали историю, а дорожили ею.
Цель проекта: создание условии для эффективного формирования российской гражданской идентичности обучающихся, высоконравственной и духовной личности патриота и гражданина России через вовлечение в работу дискуссионной площадки по средствам портала «Электронное образование в Республике Татарстан».
Для реализации поставленной цели требуется решения следующих задач:
— постановка проблемы, изучение дидактических аспектов, методики организации и проведения дискуссионных площадок;
— разработка информационного материала по теме площадки;
— разработка перечня фактов фальсификации истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны;
— создание факультатива «Великая Отечественная война: дискуссионные вопросы истории» и размещение материалов в разделе «Виртуальные факультативы» на портале электронного образования РТ;
— самостоятельное изучение студентами информационного материала;
— проведение мониторинга посещения факультатива студентами;
— выбор формы дискуссионной площадки;
— разработка методического руководства по организации дискуссионной площадки,
— проведение дискуссионной площадки «Великая Отечественная война: дискуссионные вопросы истории» в режиме реального времени.
Факторы риска и механизмы их предотвращения:
Возможные риски | Пути их преодоления |
— нежелание обучающихся принять участие в дискуссионной площадке; | — личная мотивация со стороны преподавателя; |
— сворачивание взаимодействия и общения между дискутирующими сторонами; | — выявление потенциала лидерства;
-изучение и применение преподавателем приемов активизации аудитории; — развитие у дискутирующих чувства уверенности в себе, осознание собственной небеззащитности, снятие синдрома покорности. |
— недостаточные знания исторических данных по вопросам фальсификации истории Второй мировой и Великой Отечественной войн; | — проведение мониторинга посещения факультатива студентами. |
— смещение акцента: придание большего значения «победе» в дискуссии, чем решению реальной проблемы. | — постоянный контроль и наставничество со стороны преподавателя, как куратора дискуссии. |
Этапы и план мероприятий по реализации проекта
Этап | Содержание, план мероприятий | Сроки | Ожидаемые результаты |
Предварительный этап (предпроектный)
|
— постановка проблемы, изучение дидактических аспектов проведения и организации дискуссионных площадок | Сентябрь, 2019г. | Изучены теория и методика проведения дискуссионных площадок |
Подготовительный | — разработка информационного материала по теме площадки;
— разработка перечня фактов фальсификации итогов Второй мировой войны и Великой Отечественной войны |
Октябрь, 2019г. | Разработан необходимый теоретический материал |
Практический
|
— создание факультатива «Великая Отечественная война: дискуссионные вопросы истории» и размещение материалов в разделе «Виртуальные факультативы» на портале электронного образования РТ
|
Ноябрь 2019г.
|
Создан факультатив в личном кабинете преподавателя на портале «Электронное образование в РТ», размещен материал для изучения |
— обучение студентов техническим параметрам, условиям работы в разделе «Виртуальные факультативы» на портале электронного образования РТ;
— демонстрация мобильного доступа к материалам |
Ноябрь 2019г. | Научить обучающихся уверенно использовать цифровой ресурс на портале «Электронное образование в РТ», | |
— самостоятельное изучение студентами информационного материала
|
Ноябрь 2019г. –
апрель 2020г. |
Студенты группы систематически посещают виртуальный факультатив, знакомятся с материалом | |
— проведение мониторинга посещения факультатива студентами
|
Ноябрь 2019г. –
апрель 2020г. |
Преподаватель проводит мониторинг посещения факультатива через личный кабинет портала «Электронное образование в РТ», организует беседу в режиме онлайн | |
— выбор формы дискуссионной площадки
|
Март 2020г. | Выбрана форма проведения дискуссионной площадки | |
-разработка методического руководства по организации дискуссионной площадки
|
Март 2020г.-
Апрель 2020г. |
Разработано методическое руководство по проведению дискуссионной площадки, произведена
разбивка участников на группы, утвержден регламент, разработаны критерии оценивания работы студентов |
|
-подготовка обучающихся к участию в работе дискуссионной площадки | Март 2020г.-
май 2020г. |
Организация работы участников в зависимости от выбранной формы дискуссионной площадки | |
Заключительный | — проведение дискуссионной площадки «Великая Отечественная война: дискуссионные вопросы истории» в режиме реального времени;
|
Май 2020г. | Проведение дискуссионной площадки |
Рефлексия | — обобщение результатов работы: достигнута ли цель, как оценивают свою деятельность сами обучающиеся, самооценка деятельности преподавателя, какие новые умения и навыки приобрели и т.д.. | Май 2020г. | Анализ реализации инновационного проекта.
Анализ проведенной работы, анализ достижений и ошибок |
Ресурсы: материально – техническая база колледжа.
Степень достижения поставленных целей и задач – качественная и количественная оценка результатов (критерии-показатели и индикаторы оценки эффективности)
Критерий | Единица измерения | Значение индикатора | |
Начало проекта | Конец проекта | ||
Овладение теорией, методикой и практикой организации и проведения дискуссионных площадок | Да/нет | Нет | Да |
Наличие опыта по созданию виртуального факультатива и использования возможностей портала «Электронное образование в РТ»
в системе СПО |
Да/нет | Нет | Да |
Наличие методического руководства по организации дискуссионной площадки | Да/нет | Нет | Да |
Планируемые результаты:
— становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
— формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину;
— развитие критического мышления обучающихся, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры по исторической тематике;
— формирование нормативной и методической базы по сопровождению инновационного проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта заключаются в формировании электронных обучающих факультативов по учебной дисциплине «История» по средствам работы на портале «Электронное образование в Республике Татарстан».
Практическая значимость:
— повышение эффективности образовательного процесса и качества образовательных результатов за счет использования возможностей портала «Электронное образование в Республике Татарстан»;
— повышение эффективности, доступности и качества образования за счет интенсификации цифровых технологий;
— возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов по основным направлениям образовательной деятельности в форме виртуальных факультативов.
Список использованных источников и литературы
- Арнаутов В.Д. Опыт инновационно-моделирующей деятельности и проектирования образовательного процесса// Педагогика. 2008, № 1.
- Беренфелъд Б.С, Бутягина К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2015. № 3.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: В поисках практикоориентированных концепций. М.: Совершенство, 2008. 608 с. 4.
- Григорьева И. А. Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1204-1206
- Роберт И.В. Информатизация образования (педагогико-эргономический аспект). // М.: РАО, 2012.