Методическая разработка учебного занятия.
Надырова Люция Ильмировна Преподаватель баяна
МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Нижнекамск
Аннотация
Важнейшую роль в образовательном процессе дополнительного образования играет художественно- эстетическое воспитание, необходимое для формирования гармонично развитой личности. Музыкальное искусство является источником духовной культуры человека.
Основная цель преподавателя – развить в ученике любовь к музыке и музыкальному инструменту, обеспечить совершенное владение инструментом и рост исполнительских навыков.
Особое внимание уделяется начальному этапу, ведь именно от первых занятий будет зависеть весь дальнейший ход обучения, воспитания и развития ребенка.
Баян – достаточно сложный инструмент в начальный период обучения. Необходимо заинтересовать ребенка, сделать процесс обучения интересным, привлекательным и увлекательным, а также пройти все сложности овладения этим прекрасным музыкальным инструментом. Начальный этап в обучении игры на баяне является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта.
Пояснительная записка.
Учащийся: 8 лет, 1 год обучения.
Реализуемая образовательная программа:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа «Баян» (5-летнее обучение).
Цель: Развитие интереса к инструменту. Формирование навыков игры на баяне.
Задачи:
— Развитие стремления личности к познанию и творчеству.
— Освоение учащимся теоретических и практических навыков исполнения на инструменте.
— Создание необходимых условий для художественно-эстетического развития обучающегося.
— Развивать творческое воображение, музыкально-эстетическое восприятие, интерес.
— Воспитывать интерес к музыке, мотивировать учащегося к приобретению новых исполнительских навыков.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- Готовность и способность обучающегося к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Сформированность ответственного отношения к предмету, уважительного отношения к труду.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, строить логическое рассуждение, и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью
Предметные результаты:
- Освоение элементарных знаний музыкальной грамоты, основных музыкальных терминов, штрихов и динамических оттенков
- Освоение и закрепление основ постановки (посадки, устойчивое положение инструмента, постановка рук, меховедения), четкая координация действий всех частей игрового аппарата
- Освоение и закрепление элементарных навыков звукоизвлечения, воспитание аппликатурных дисциплин, навыков контроля за качеством звука.
Оборудование к уроку:
— Музыкальный инструмент баян
— Пульт для нот
— Подставка для ног
— Индивидуальный стул
— Нотные сборники пьес.
Технические средства обучения:
-Ноутбук
-usb-носители
-метроном
Основная часть.
- Организационный этап.
- Актуализация ранее изученных знаний. Музыкальная грамота. Упражнения «Мячик», «Гусеничка», «Ветер».
- Усвоение новых знаний. Гамма Соль мажор.
- Проведение физкультминутки.
- Практическая часть. Разбор пьесы «Диби-диби» украинская народная песня.
- Подведение итогов. Рефлексия. Анализ.
Ход урока.
- Занятие начинается с дружелюбного приветствия и позитивного настроя ученика на урок. Проводится беседа о плане работы, о возможных успехах.
У начинающего баяниста мышцы пальцев и ладони еще недостаточно развиты, поэтому у ученика не всегда все может получиться. В ходе урока выделяю особое внимание к правильной посадке и постановке инструмента, а также положению рук. Систематические занятия, развитие исполнительского аппарата обучающегося приведут нас к цели. На начальном этапе обучения, для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач (гаммы, арпеджио).
- Опрос ученика по музыкальной грамоте, выяснение пробелов в знаниях после предыдущего урока. Вспоминаем расположение нот малой октавы в скрипичном ключе. Разбираем штрихи: legato, non legato.
Объяснение педагогом основных шрихов:
legato — связное, плавное исполнение, при котором один звук переходит в другой. При его выполнении палец плавно опускается на клавишу, при этом мех следует вести ровно и спокойно.
non legato — раздельное исполнение звуков. Рука должна быть собранная, не зажатая. Также необходимо следить за мехом.
Игра позиционных упражнений подготавливающих аппарат к выполнению некоторых технических задач. «Мячик» — плавное поднятие запястья правой руки. Хроматическое упражнение «Гусеничка» — поочередное нажатие клавишей по диагонали.
Упражнение «Ветер». В ходе урока важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев.
- Главной задачей в усвоении гаммы Соль мажор является — выработка определенных технических навыков.
Гамма — это звукоряд, включающий все звуки лада, начиная от тоники, расположенные в восходящем или нисходящем порядке. Название гаммы определяется основным тоном. Звуки из которых состоит гамма называются ступени. Последовательность звуков записывается в нотную тетрадь ученика.
Традиционная постановка положения правой руки предполагает использование первоначального принципа аппликатуры, закрепляющей за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». В данном случае постановка правой руки более фиксированная, так как первый палец (находясь за грифом) способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Необходимо помнить, что нужно держать открытым «окошечко», т. е. отверстие между внутренней частью кисти и грифом. По окончании проигрывании гаммы необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью. Игра гаммы соль мажор на уроке проводится целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами.
- Проведение физкультминутки.
Игра «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай».
Игра «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла.
- Убедившись в усвоении учеником Гаммы Соль мажор, переходим к разбору пьесы «Диби-диби». Проигрывание пьесы на баяне, беседа о характере музыки, о времени создания, о народе. Детально разбираем текст, обращаем внимание на штрихи в правой руке non legato. Наблюдаем гаммообразные движения в правой руке (гамма до мажор), что помогает подобрать рациональную аппликатуру. Пьесу «Диби-диби» сначала проигрываем каждой рукой отдельно, затем обе партии соединяем. Заучиваем текст наизусть в процессе урока, в ходе его усвоения технических и художественных особенностей. Ученик поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок, с помощью преподавателя.
Благодаря повторяющимся нотам в пьесе, ученик начинает ускорять игру на инструменте, поэтому особое внимание следует обратить на выразительное звучание. Встречаются следующие трудности:
— выразительное ровное звучание;
— извлечение глубокого баса и мягкого нажатия аккорда.
Постепенное преодоление трудностей, отрабатывая тяжелые моменты.
- Подводим итоги. Педагог хвалит учащегося за старание, которое было приложено для решения поставленных задач. Повторение основных этапов, которые были пройдены на уроке, тем самым намечая домашнее задание. Выявляем и разбираем трудности с которыми он может столкнуться дома, при выполнении домашнего задания. Выясняем что ученику понравилось больше всего на уроке.
Список литературы.
1.Акимов Ю.Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне.-Москва,1987.
2.Акимов Ю. Школа игры на баяне.-Москва,1989.
3.Онегин А. Школа игры на баяне.-Москва, 1978