Вы здесь: Главная > Без рубрики > Методическая разработка учебного занятия.

Методическая разработка учебного занятия.

Надырова Люция Ильмировна Преподаватель баяна

МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Нижнекамск

Аннотация

Важнейшую роль в образовательном процессе дополнительного образования играет художественно- эстетическое воспитание, необходимое для формирования гармонично развитой личности. Музыкальное искусство является источником духовной культуры человека.

Основная цель преподавателя – развить в ученике любовь к музыке и музыкальному инструменту, обеспечить совершенное владение инструментом и  рост исполнительских навыков.

Особое внимание уделяется начальному этапу, ведь именно от первых занятий будет зависеть весь дальнейший ход обучения, воспитания и развития ребенка.

Баян – достаточно сложный инструмент в начальный период обучения. Необходимо заинтересовать ребенка, сделать процесс обучения интересным, привлекательным и увлекательным, а также пройти все сложности овладения этим прекрасным музыкальным инструментом. Начальный этап в обучении игры на баяне является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта.

Пояснительная записка.

Учащийся: 8 лет, 1 год обучения.

Реализуемая образовательная программа:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа «Баян» (5-летнее обучение).

Цель: Развитие интереса к инструменту. Формирование навыков игры на баяне.

Задачи:

— Развитие стремления личности к познанию и творчеству.

— Освоение учащимся теоретических и практических навыков исполнения на инструменте.

— Создание необходимых условий для художественно-эстетического развития обучающегося.

— Развивать творческое воображение, музыкально-эстетическое восприятие, интерес.

— Воспитывать интерес к музыке, мотивировать учащегося к приобретению новых исполнительских навыков.

 Планируемые результаты:

Личностные результаты

  1. Готовность и способность обучающегося к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию с учетом устойчивых познавательных интересов.
  2. Сформированность ответственного отношения к предмету, уважительного отношения к труду.
  3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, строить логическое рассуждение, и делать выводы.
  2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально.
  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью

Предметные результаты:

  1. Освоение элементарных знаний музыкальной грамоты, основных музыкальных терминов, штрихов и динамических оттенков
  2. Освоение и закрепление основ постановки (посадки, устойчивое положение инструмента, постановка рук, меховедения), четкая координация действий всех частей игрового аппарата
  3. Освоение и закрепление элементарных навыков звукоизвлечения, воспитание аппликатурных дисциплин, навыков контроля за качеством звука.

Оборудование к уроку:

— Музыкальный инструмент баян

— Пульт для нот

— Подставка для ног

— Индивидуальный стул

— Нотные сборники пьес.

Технические средства обучения:

-Ноутбук

-usb-носители

-метроном

Основная часть.

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация ранее изученных знаний. Музыкальная грамота. Упражнения «Мячик», «Гусеничка», «Ветер».
  3. Усвоение новых знаний. Гамма Соль мажор.
  4. Проведение физкультминутки.
  5. Практическая часть. Разбор пьесы «Диби-диби» украинская народная песня.
  6. Подведение итогов. Рефлексия. Анализ.

Ход урока.

  1. Занятие начинается с дружелюбного приветствия и позитивного настроя ученика на урок. Проводится беседа о плане работы, о возможных успехах.

У начинающего баяниста мышцы пальцев и ладони еще недостаточно развиты, поэтому у ученика не всегда все может получиться. В ходе урока выделяю особое внимание к правильной посадке и постановке инструмента, а также положению рук. Систематические занятия, развитие исполнительского аппарата обучающегося приведут нас к цели. На начальном этапе обучения, для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач (гаммы, арпеджио).

  1. Опрос ученика по музыкальной грамоте, выяснение пробелов в знаниях после предыдущего урока. Вспоминаем расположение нот малой октавы в скрипичном ключе. Разбираем штрихи: legato, non legato.

Объяснение педагогом основных шрихов:

legato — связное, плавное исполнение, при котором один звук переходит в другой. При его выполнении палец плавно опускается на клавишу, при этом мех следует вести ровно и спокойно.

non legato — раздельное исполнение звуков. Рука должна быть собранная, не зажатая. Также необходимо следить за мехом.

Игра позиционных упражнений подготавливающих аппарат к выполнению некоторых технических задач. «Мячик» — плавное поднятие запястья правой руки. Хроматическое упражнение «Гусеничка» — поочередное нажатие клавишей по диагонали.

Упражнение «Ветер». В ходе урока важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев.

  1. Главной задачей в усвоении гаммы Соль мажор является — выработка определенных технических навыков.

Гамма — это звукоряд, включающий все звуки лада, начиная от тоники, расположенные в восходящем или нисходящем порядке. Название гаммы определяется основным тоном. Звуки из которых состоит гамма  называются ступени. Последовательность звуков записывается в нотную тетрадь ученика.

Традиционная постановка положения правой руки предполагает использование первоначального принципа аппликатуры, закрепляющей за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». В данном случае постановка правой руки более фиксированная, так как первый палец (находясь за грифом) способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Необходимо помнить, что нужно держать открытым «окошечко», т. е. отверстие между внутренней частью кисти и грифом.  По окончании проигрывании гаммы необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью. Игра гаммы соль мажор на уроке проводится целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами.

  1. Проведение физкультминутки.

Игра «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай».

Игра «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла.

  1. Убедившись в усвоении учеником Гаммы Соль мажор, переходим к разбору пьесы «Диби-диби». Проигрывание пьесы на баяне, беседа о характере музыки, о времени создания, о народе. Детально разбираем текст, обращаем внимание на штрихи в правой руке non legato. Наблюдаем гаммообразные движения в правой руке (гамма до мажор), что помогает подобрать рациональную аппликатуру. Пьесу «Диби-диби» сначала проигрываем каждой рукой отдельно, затем обе партии соединяем. Заучиваем текст наизусть в процессе урока, в ходе его усвоения технических и художественных особенностей. Ученик поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок, с помощью преподавателя.

Благодаря повторяющимся нотам в пьесе, ученик начинает ускорять игру на инструменте, поэтому особое внимание следует обратить на выразительное звучание. Встречаются следующие трудности:

— выразительное ровное звучание;

— извлечение глубокого баса и мягкого нажатия аккорда.

Постепенное преодоление трудностей, отрабатывая тяжелые моменты.

  1. Подводим итоги. Педагог хвалит учащегося за старание, которое было приложено для решения поставленных задач. Повторение основных этапов, которые были пройдены на уроке, тем самым намечая домашнее задание. Выявляем и разбираем трудности с которыми он может столкнуться дома, при выполнении домашнего задания. Выясняем что ученику понравилось больше всего на уроке.

Список литературы.

1.Акимов Ю.Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне.-Москва,1987.

2.Акимов Ю. Школа игры на баяне.-Москва,1989.

3.Онегин А. Школа игры на баяне.-Москва, 1978

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв