Вы здесь: Главная > Без рубрики > КОМПЛЕКС ИННОВАЦИООНЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ.

КОМПЛЕКС ИННОВАЦИООНЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ.

Шайдуллина Диляра Наиловна Преподаватель хореографии

МБУ ДО «Детская школа искусств»

   В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает значимое место. Танец появился  с рождением человечества, он  неразрывно связан с жизнью. В наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, мы могли встретить изображения пляшущих людей. Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.

   Танцевальное искусство менялось вместе с изменением общества. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление, он раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность видеть красоту. «В танце есть элемент и легенды и жизни, танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством….»

Содержание учебной и воспитательной работы, методика преподавания, личность, знания педагога, передающего не только мастерство, но и свою культуру и мировоззрение учащимся, — все это составляет ту систему воздействия, которая предопреде­ляет весь уровень профессиональной работы педагога. Личность педагога занимает огромное место в жизни учащихся. Она должна быть притягательной. Внешний вид преподавателя, его манера держать себя, привычки, отношение к классу в целом и к каждому ученику в отдельности, стиль работы, увлеченность в процессе ведения урока — все это оказывает большое влияние на реализацию конкретных задач в процессе обучения и воспитания учащихся.

На  занятиях учащиеся должны получить представление об искусстве танца. Необходимо в доступной форме познакомить детей с историей развития хореографического искусства. Проведение уроков требует от педагога внутренней собранности и подготовленности, умения строго и обдуманно выстроить как весь урок в целом, так и отдельные его части

  Как отметил президент РФ В.В. Путин — «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, и в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом успех России».

  Сегодня мы можем  наблюдать повышенный интерес к проблеме одаренности детей. Как их  выявить, обучить, развить — главные вопросы для педагогов, работающих с такими детьми.

Одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными способностями или имеет внутренние предпосылки для достижений в том или ином виде деятельности. Можно с уверенностью сказать, что в хореографии одаренного ребенка видно невооруженным глазом.  Наличие музыкального слуха, гибкость, выворотность стоп, танцевальный шаг, артистичность, физическая выносливость — главные качества, по которым можно выявить одаренных учеников. Создав среду, которая будет способствовать раскрытию природных возможностей обучающихся, педагог может не только измерить одаренность, но и  способствовать увеличению числа одаренных детей.

Программа детской школы искусств  состоит из таких предметов как- классический танец, народный, историко-бытовой танец, предмет по выбору, где учащимся дается возможность освоить технику  и исполнение различных видов танца. Соответственно возрасту учащихся усложняется и преподаваемый материал.
Раскрывая творческий потенциал, создаются благоприятные условия для развития одаренных детей.  Преподавателями школы искусств используются как традиционные так и инновационные методы работы, благодаря которым формируется мотивация к занятиям по хореографии.

Метод показа.  На начальном этапе разучивания того или иного движения, педагог лично показывает через свой пример, технику и правила исполнения. Наглядный показ, способствует  желанию учащихся  повторить в той же манере  как   и педагог, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку. Выполняя упражнения вместе с детьми, главное заранее проанализировать возможные ошибки при овладении тем или иным движением, суметь объяснить детали исполнения.

 Словесный метод. Не возможно обойтись и без словесного пояснения в методическом показе. Связующим звеном между  движением и музыкой является речь хореографа. Краткость, точность, образность- вот основные критерии словесного объяснения педагога хореографа.  Этот метод позволяют в кротчайший срок передать детям информацию, ставить  перед ними задачу, найти пути ее решения. Они сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами. Беседа – применяется в тех случаях, когда у детей имеется некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым они посвящены. Беседа – диалогический метод обучения, предполагающий задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Существует также этическая беседа, целью которой является воспитание  и формирование нравственных чувств, представлений, суждений, оценок.

Импровизационный метод. Благодаря этому методу можно подвести детей к возможности свободного движения через музыку. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и копирования движений. Педагог может столкнутся с мышечной зажатостью, стеснительностью. Путем различных упражнений, этюдов, игр мы можем помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу, уверенность в себе. Учащиеся должны сами находить необходимые движения. Нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой, не  мешая им  свободно импровизировать.  Следует аккуратно  направить внимание ребенка на характер музыки, на поиск собственного выражения эмоций через танец.

Игровой метод. В младшем возрасте основным методом можно считать игровой метод. Пробудить  интерес детей к хореографическому искусству можно через танцевальную игру.  Образные игры учат выразительному выполнению движений, развивают их фантазию и воображение, а игры-импровизации помогают каждому ребенку выразить свое внутреннее состояние, способствуют раскрепощению. Огромное влияние на исполнение оказывает использование различных атрибутов в танце. Дети перестают акцентировать внимание на технических трудностях танца, тем самым вовлекаясь в процесс освоения произведением. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, танец. По своей природе детский танец часто носит импровизационный характер. Исходя из этого появляется  возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Метод индивидуального подхода к каждому ребенку помогает рассмотреть и поддержать самобытность, проявление индивидуальности, свободу его самовыражения, выделить одаренных детей.           

Работа с одаренными детьми направлена на интеграцию танцевального и театрального искусства, для чего в программу включены занятия по развитию способности к импровизации, сочинению танцевальных движений, комбинаций, используемых в танце, элементы актерского мастерства.
 Сочетание  различных методов дает возможность работать индивидуально с каждым ребенком, учитывая его возможности, способности и давать стимул к новым достижениям, способствовать поддержанию и дальнейшему раскрытию его одаренности.

Список литературы:

  1. Прибылов Г. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов. — М.: АО Талерия”, 1999 г.
  2. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф.Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. — Казань: ТГГПУ, 2010. -56 с.
  3. Гиршон А. Импровизация и хореография. Контактная импровизация. — Альманах 1. — 2012.
  4. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. М.:»Советский композитор», 1991 г., 112 стр.
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв