Вы здесь: Главная > Без рубрики > ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Ергакова Василина Николаевна Преподаватель Высшей квалификационной категории

Вафина Лилиана Ренатовна Преподаватель Высшей Квалификационной категории

МБУДО «Детская музыкально-хореографическая школа №12», г. Казань

          Процесс модернизации российского образования, обращение теоретиков и практиков к различным путям решения его многочисленных проблем, а также тот факт, что отечественное образование нашего времени  сближается с европейской моделью образования, определяет новые цели образования, отличные от тех, которые ставились еще в недавнем прошлом. Разработка государственной политики в области воспитания в российском обществе позволяет объединить усилия всех ведомств, общественных организаций, от которых зависит сегодня духовное здоровье ребенка, развитие его творческого потенциала,  воспитание  лучших  нравственных качеств.

          В условиях демократического государства именно культура и образование берут на себя задачу сохранения и развития духовных, нравственных ориентиров личности. Особенное значение приобретает художественное образование и воспитание как сфера, где человек реализует свою индивидуальность, свободу выбора, творческий потенциал.

Художественно-эстетическое направление на сегодня является самым массовым и популярным в системе дополнительного образования детей.

Ежегодно увеличивается число объединений художественной направленности, особенно растет их число на базе общеобразовательных школ. Разработана система проведения федеральных массовых мероприятий со школьниками по всем видам художественного творчества, что позволяет постоянно совершенствовать уровень развития различных видов творчества, помогает регионам самим определять свое место и качественные показатели в той или иной области детского творчества. Значительно возрос уровень художественного образования, профессионализм кадров, обновляется программно-методическое обеспечение художественного образования. Вместе с тем остается «главность» того, что делает общеобразовательная школа. Но если цель нашей педагогики – становление личности, а предметность – всего лишь средство в достижении цели, то еще неизвестно, какие предметы здесь более уместны и ближе к основам «строительства» личности. 

          Становление системы музыкального образования пришлось на довоенные и послевоенные годы, когда командно-административные способы управления казались единственно возможными. Это требовало тех способов работы с учеником, которые были традиционно заложены еще при ее возникновении. Речь идет о модели так называемого традиционного обучения, которую называют репродуктивной, информационной.

В образовательном процессе сегодня эта модель себя изживает. На первый план выходят другие потребности – модель гуманистического, проблемно-ориентированного, личностно-ориентированного, развивающего образования. Говоря проще, целью образования должно быть не формирование знаний-умений-навыков, а формирование гармонически развитой личности ученика.

А знания-умения-навыки-всего лишь средство для достижения более высокой цели. Это говорит о коррекции форм и методов обучения и воспитания в наших школах, коррекции самого уклада жизни учебного заведения, о необходимости перехода на творческие принципы  регулирования процессов музыкальной педагогики, о возвращении искусству его первоначальной и основной функции.  

    К сожалению, уровень музыкальных пристрастий учащихся на сегодня крайне низок. Чаще всего дети слушают музыку с экранов телевизора и аудиозаписей.

          Низкая по своему художественному и эстетическому содержанию музыка разрушает неокрепшую психику детей, формирует плохой вкус. Таким образом, речь идет не только о музыкальном воспитании, но и о нравственном, духовном воспитании подрастающего поколения.

          Если посмотреть с точки зрения задач, которые определяют современные требования образования, убеждаемся, что необходимо чтобы дети в образовательном процессе  усваивали знания и умения,  на  которых основана культура и человеческая цивилизация. Включение личностного компонента позволяет приблизить к ребенку те нормы и правила, которые есть в музыкальном искусстве, позволяет ребенку соприкоснуться с миром ценностей, идеалами, сформированными в общественном сознании, обнаружить родственное восприятие или чувство, увидеть себя в проекции будущего. Понимание особенностей художественной задачи должно помочь педагогу создавать такие условия, которые позволят ребенку быть в контакте с музыкой, разрабатывать условия художественной задачи, отбирать ее содержание.     

          В процессе творчества дети обнаруживают новые пути реализации музыкальной деятельности.  Каждое изменение средств расширяет возможности ребенка, укрепляет его художественную позицию. Как результат,

 у детей появляется потребность совершенствовать навыки музыкальной деятельности.

          Задача педагога в реализации развивающего потенциала музыкальной деятельности заключается в том, чтобы помочь ребенку найти свои способы отношений с музыкой.

Постижение искусства должно преобразоваться в процесс, в рамках которого искусство раскрывается как история поиска адекватных чувствам и эмоциям слов, красок, звуков, подчинения художественного языка смыслу человеческих отношений, и тогда процесс музыкального образования станет  для  ребенка  развивающим  процессом.

       Между художественным образованием и становлением личности ребенка должна существовать прямая и непосредственная связь. Только присвоением роли активного участника художественного процесса могут быть определены новые возможности самостоятельного становления, реализация воспитательного воздействия искусства в полном объеме.

          Педагогика призвана перестроить свое отношение к искусству, раскрыть ребенку историю искусства как сокровищницу образного восприятия и преобразования мира.

          Создание в стране единого культурно-образовательного пространства, сохранение и развитие духовных, нравственных ориентиров, овладение сокровищами отечественной культуры – такой представляется стратегическая цель, обеспечивающая развитие личностных качеств подрастающего поколения в духе гуманизма, одухотворенного чувства  Родины,  культурного, ответственного отношения к миру.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Советский энциклопедический словарь. /под. ред. А.М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1984.-1600с.
  2. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н /Д.: Феникс, 1998.-480с.
  3. Готсдиннер Л. Г. К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии. №4 –1991. -81с.
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв