Дидактическая игра «Составь слово»
Валиева Оксана Евгеньевна Воспитатель первой квалификационной категории
Хабибуллина Гульнар Ильгизаровна Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» Советского района г. Казани
Описание: дидактическая настольная игра по закреплению слов в соответствии с лексическим минимумом УМК «Татарча сөйләшәбез» («Говорим по-татарски»).
Ключевые положения: одна из актуальных проблем в системе образования – это вопрос овладения вторым языком. Научиться говорить на татарском языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором. Язык является самым сильным инструментом сохранения и развития нашего наследия. Владение двумя государственными языками необходимо для успешной учебы, интеллектуального и личностного становления детей дошкольного возраста. Свои чувства и переживания наиболее полно дети выражают через игру. Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении детей татарской устной речи. Поэтому через игру дети легко и естественно усваивают язык. Использование игровых методик, наглядности помогают поддерживать интерес детей к обучению второму языку и закреплению слов в соответствии с лексическим минимумом УМК.
Назначение: игра может использоваться на развивающих занятиях с детьми дома, с воспитателями в детском саду.
Возраст: 6-7 лет.
Количество игроков: от 2 до 5.
Настольная игра «Составь слово» содержит карточки с буквами, карточки с изображением слов.
Цели игры: развивать у дошкольников образно-логическое мышление, фонематический слух, закрепить навык чтения, развивать память, зрительное и слуховое внимание.
Дидактические задачи: 1.Формировать умение детей отвечать на вопросы: «Кто это? — Бу кем?», «Это что? — Бу нәрсә?»
2.Поощрение участия детей в диалогах между собой. Обогащать и активизировать словарь: «Бу кем? Бу нәрсә?»
3.Вызвать у детей интерес к татарскому языку. Развивать диалогическое общение между воспитателем и детьми (Воспитатель : — Бу нәрсә? Ребенок: — Песи, ат, туп). Привитие умения работать в команде.
Игровая задача: вспомнить порядок написания букв в простых словах на татарском языке.
Игровые действия: выстроиться в нужном порядке детям так, чтобы получившееся слово соответствовало изображению на картинке.
Правила игры:
- Взрослый показывает детям разложенные на столе карточки с изображениями и с буквами (Рис.1).
- Объясняет, что из разложенных букв надо будет составить слово на татарском языке, которое соответствует изображению на картинке (Рис.2).
- Каждый ребенок может взять только одну букву (Рис.3).
- Детям нужно выстроиться в том порядке, в каком расположены буквы в слове к картинке (Рис.4).
- Взрослый показывает изображение, количество букв в названии которого соответствует количеству игроков (например: 2 игрока – «ат»; 3 игрока – «туп» и т. д.)(Рис.5).
- Включается веселая татарская мелодия и дети выстраиваются в соответствии с названием слова на картинке.
- После того, как дети встают с буквами так, как считают правильным — музыка останавливается.
- Взрослый показывает написанное слово, соответствующее картинке и вместе с детьми, проверяет, в правильном ли порядке встали дети (Рис.5).
- Если где-то обнаруживается ошибка, то взрослый подсказывает как ее исправить (например: тот, у кого синие штаны – поменяй букву на нужную; или: тот у кого полосатая юбочка – поменяйся местами с тем, кто в синих брюках (Рис.6).
- Задание можно усложнить, если к буквам на столе добавить «лишние» (например: «песи» — «п», «е», «с», «и», «х», «л» и т. д.) (Рис.7).
- Результат (подведение итогов):
-для воспитателя: закрепление лексических единиц на татарском языке, диалогическое общение дошкольников между собой и с воспитателем, совершенствование навыка работать в команде.
-для ребенка: запоминание написания татарских слов, умение работать в команде.