Вы здесь: Главная > Без рубрики > «Моя профессия – моя дорога в будущее»

«Моя профессия – моя дорога в будущее»

Хайрутдинова Алевтина Валентиновна, воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №19 «Красная Шапочка» ЗМР РТ», Зеленодольск

Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача ДОУ –создать среду, где эти таланты могут проявиться и будут иметь возможность для развития; среду, в которой можно научиться тому, чего не умеешь, и, важнее, тому, что пока не получается.

  1. Введение

       Среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. 

     Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.  Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру технических наук, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Согласно Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» проблематика профориентации дошкольников присутствует в рамках направления «Социально-коммуникативное развитие» и целевого ориентира дошкольного образования, где определено формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

      При этом особый акцент сделан на возрастной группе 2-8 лет и таком виде деятельности, как самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице).

1.1.   Актуальность

В настоящее время в рамках совершенствования региональной системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников дошкольного учреждения до студентов. Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 5 – 8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. Найти место изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования. Решение данной проблемы позволит на институциональном уровне апробировать инновационную систему подготовки детей к изучению технических наук, которая призвана в будущем облегчить выбор детьми уже в среднем звене школы технического образовательного профиля и в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе будущей профессии технической направленности.

1.2. Педагогическая целесообразность и новизна Проекта состоит в построении системы работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий, изучение технических наук средствами игрового оборудования на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и интереса к профессионально-трудовой деятельности, в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №19 «Красная Шапочка» ЗМР РТ».

1.3.  Цель проекта:

Создание условий в дошкольном учреждении, направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно – модельной деятельности через организацию предметно –игровой техносреды.
1.4. Задачи проекта:

  • организовать в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей;
  • формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами конструктивно – модельной деятельности и игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО;
  • повысить мотивацию родителей воспитанников социальных партнеров в процессе ознакомления с инженерными (техническими) профессиями
  • оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

1.5. Законодательные акты и нормативные документы в сфере трудового воспитания.

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Всеобщая декларация прав ребенка;
  • Закон Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании»;
  • Федеральный Закон от 24 июня 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Распоряжение Правительства РФ от 5.03.2015г.

        № 366-р «План мероприятий, направленных на

        популяризацию рабочих и инженерных профессий»;

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г.

        №996-р «Об утверждении Стратегии развития

        воспитания в РФ на период до 2025 года;»

  • Указ Президента РФ от 31 декабря 2015г. № 683

         «О Стратегии»;

  • Федеральный закон «О свободе совести и религиозных

         объединениях»;

  1. Содержание инновационного проекта

2.1. Концепция проекта (исходные теоретические положения, идеи)

       Основываясь на анализе ряда работ отечественных психологов (А.В.Запорожец, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.Н. Подьяков, Н.Е. Веракса, Т.А. и др.), раскрывающих закономерности и факторы психического развития детей дошкольного возраста педагогов (Т.А. Плотникова, Т.В. Пасечникова, Р.С. Буре, Г.Н. Година и др.) раскрывающих особенности ранней профориентации в дошкольной образовательной организации, мы видим целесообразность внедрения предложенной модели ранней профориентационной работы в практику работы детского сада.

2.2. Этапы реализации инновационного проекта

1 этап:

  • информационно-аналитический, организационный
  • январь 2017 – август 2018гг.

Цель: организовать в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно — методическому и дидактическому 23 обеспечению); формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами конструктивно – модельной деятельности и игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.

На данном этапе будет осуществляться анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих профессиональному самоопределению воспитанников ДОУ, научно-методических исследований по проблеме профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, выявление проблем.

2 этап:

  • внедренческий
  • сентябрь 2018 – август 2021гг.

Цель:

  • реализация мероприятий, направленных на создание условий для реализации проекта;
  • обновление содержания организационных форм, методов, мотивации, педагогических технологий;
  • вовлечение в образовательный процесс всех участников образовательных отношений;
  • периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий;
  • мониторинг предварительных результатов;
  • публикация и освещение предварительных результатов проекта

На втором этапе предполагается создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно – модельной деятельности через организацию предметно – игровой техносреды. Поиск наиболее эффективных методов и форм ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых, разработка программно – методического комплекта «Академия профессий», подбор комплекса диагностических методик.

3 этап:

  • рефлексивно – обобщающий (результативный)
  • сентябрь 2021 – август 2022гг.

Цель:

  • анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОУ, корректировка;
  • проведение исследований по оценке влияния созданных методических, организационно педагогических условий, предметно – игровой техносреды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире технических профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
  • обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности.

2.3. Материально — техническая база

  • реализация инновационного проекта опирается уже на существующую материально

техническую базу дошкольного учреждения;

  • групповые комнаты оборудованы современными игрушками и игровым оборудованием, а также центрами активности «Мастерскими», в соответствии с образовательной программой ДОУ;
  • дополнительные помещения (спортивные залы, музыкальные залы, комната русского быта «Горница», изостудия, библиотека);
  • обеспечение фондов учебно-методической литературы.
  • спортивные и игровые площадки на улице, экологическая тропа.

Групповые помещения условно делятся на зоны или центры активности «Мастерские».

 Организация развивающей предметно-пространственной среды помещений педагогически целесообразна, отличается высокой культурой, создает комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.  Согласно возрастным особенностям детей в ДОУ обозначены «Мастерские», где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и само деятельности. 

     «Мастерская» представляет собой специальную РППС с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. «Мастерская» предполагает познакомить детей с многообразием профессий нашего края, представить, какими могут быть профессии будущего.

Центр познания. В этом центре расположены дидактические игры на развитие речи, развивающие и логические игры, дидактический материал по знакомству детей с профессиями

Центр науки и естествознания. Служит не только украшением группы, но и местом для самореализации дошкольников. Воспитатель размещает в нем растения, требующие разных способов ухода,  необходимое  оборудование  (передники,  лейки,  палочки  для  рыхления, пульверизатор). Уголки природы разработаны по собственному дизайну педагогов и включает в себя наблюдение за природными явлениями, знакомство с природой в различные времена года. На все виды растений в группе имеются экологические паспорта. В природном уголке педагоги проводит наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. Для этого в группах имеются мини-лаборатории.

Центры сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к сюжетно — ролевым играм «Поликлиника»,
интересов   детей   в   разных   видах   игр.   Эстетичность   и   изысканность   оформления,
материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Центр «Мир на дорогах»,  «Спасательная  служба».  Оснащен необходимыми
атрибутами с сюжетно-ролевыми играми.  В уголке расположены всевозможные игрушки, транспортные средства, светофор, дорожные знаки.
Центр «Строительства.   Строительный   центр   занимает   немного   пространства,
достаточно мобилен. Содержит: конструкторы различного вида, кубики, крупный и мелкий
наборы для конструирования «Лего  —  городская  история»,  которые  используются  при реализации педагогических проектов.
 2.4. Планируемые результаты по окончании реализации инновационного проекта.

Для дошкольного учреждения:

§  Участие всех социальных партнеров в обучающих курсах, семинарах, конференциях, организуемых совместно с партерами;

§  Организована в ДОУ предметно – игровая техносреда профессиональной направленности;

§  Подготовлена серия мультипликационных фильмов;

§  Разработан сборник электронных презентаций «Профессии будущего», план виртуальных экскурсий по производствам

        города Зеленодольска, видеоролики, фильмы,

        интерактивные дидактические игры;

§  Разработаны совместные проекты с родителями,

       социальными партнерами: «Профессии моих

       родителей», «Семейные династии», «Встречи с интересными людьми»;

        

            Для детей:

§  Разнообразные представления о мире современных технических профессий нашего региона;

§  Выделяют структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

§  Моделируют в игре отношения между людьми разных технических профессий;

§  Активизируется познавательная деятельность

        дошкольников, повысится интерес к техническим

        профессиям;

§  Интересы и индивидуальные способности

        ребенка возникают и развиваются в разных

        видах деятельности;

§  Наличие у детей определенных знаний и

         представлений о технических профессиях своих родителей

    Для родителей:

§  Равноправные партнеры в деле воспитания подрастающего поколения

Заключение.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что предложенная система мероприятий способствует успешной ориентации детей на трудовую подготовку, влияет на выбор востребованных технических профессий в городе и регионе. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получают представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации: успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела, гражданами и патриотами своей малой Родины и страны. В рамках преемственности по профориентации детский сад является 31 первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение-  первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, в том числе технических. На протяжении ряда лет, ДОУ города не раз обращались и обращаются к данному направлению деятельности, реализуют цели трудового воспитания в разных формах образовательной работы с детьми, представленных в ООП ДО.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде   взрослых, в том числе технических – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром технических профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.

Список используемой литературы

1.      Афоризмы по теме «Работа, труд». URL: http://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/

2.      Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.

3.      Гусева Т. Кем быть? // Поѐм, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 73-82.

4.      Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 244 с.

5.      Загадки о профессиях.URL: http://www.prozagadki.ru/  drugie-zagadki/zagadki-o-professijakh/

6.      Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам. Социальная сеть работников 32образования «Наша сеть». URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/kartoteka-palchikovoi-gimnastiki-po-leksicheskim-temam

7.      Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 304 с.

8.      Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие.– Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.

9.      Кузнецова С. Конкурс парикмахеров // Поѐм, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 20-24.

10.    Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. –М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.

11. Поговорки     народов     мира. Труд. Мастерство.        Опыт.         URL: http://pogovorka.yaxy.ru/team_060.htm

12. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64 с.

13. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Акаде-мия, 1999. – 344 с.

14. Чепуштанова О. Кто чем занят?: загадки-обманки // Чем развлечь гостей. – 2009. –№6. С. 5.

15. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.

Презентация

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв