Вы здесь: Главная > Без рубрики > Мастер-класс «Речевое развитие дошкольников при помощи метода Сторителлинга и Кубиков историй»

Мастер-класс «Речевое развитие дошкольников при помощи метода Сторителлинга и Кубиков историй»

Гайнутдинова Альбина Рустамовна Воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» г.Лениногорск

 

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников мастер-класса в процессе активного общения по освоению опыта  работы воспитателя.

Задачи мастер-класса:

  • Обучить участников мастер-класса речевым играм с Кубиками историй, методам и приёмам обучения дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе;
  • Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
  • Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Материалы, оборудование : оригинальные Story cubes и кубики историй, изготовленные самостоятельно,  мешочки и коробочки для кубиков, компьютерная презентация, 2 стола для игроков, 1 стол для жюри.

                                       Ход мастер-класса.

-Добрый день. Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Речевое развитие дошкольников при помощи метода Сторителлинга и Кубиков историй». Прежде чем начать мастер-класс, я предлагаю поделиться хорошим настроением друг с другом, выполнить упражнение «Только хорошее».

Участникам предлагается поздороваться и вспомнить, что хорошее произошло с ними в это утро (можно высказываться на любом языке, например, татарском, английском).

-А я однажды утром открыла для себя и своих воспитанников замечательную инновационную технологию речевого развития Сторителлинг на основе кубиков историй и хочу поделиться ею и с вами. Технология применима при изучении любого языка, может быть полезной воспитателям по обучению языкам.

А сейчас представим такую ситуацию.  Идет занятие по речевому развитию. Сочиняем рассказ по картине «Осень в лесу». Девочка Маша описывает сказочно-красивые разноцветные деревья, хмурое небо, слышит, как кричат птицы, готовящиеся к перелету, как пыхти в опавшей сухой листе ежик, чувствует, как пахнет грибами и сырой землей. А мальчик Петя выходит к картине и ..молчит. Пытаюсь вступить с ним в диалог, помочь ему. А в ответ два-три коротких слова.  На следующем занятии пересказываем рассказ В.Бианки «Купание медвежат» по мнемосхеме. Лена раскладывает по порядку все картинки схемы, озвучивая их, дополняя своими эпитетами, придумывает новое окончание рассказа, новых героев. Петя старается, пересказывает, но затрудняется в творческих заданиях. Уважаемые коллеги. Знакомы ли вам такие ситуации? По моим наблюдениям, не у всех  детей достаточно хорошо развито воображение, поэтому они и  затрудняются при составлении различного рода творческих рассказов. Внедряя Сторителлинг в образовательный процесс, я убедилась, что в данной деятельности дети могут в игровой форме общаться друг с другом, и в этом общении они начинают раскрываться. Даже самые стеснительные  дети стали более активными. В переводе с английского Сторителлинг звучит как «рассказывание историй». А в русском языке ему соответствует, на мой взгляд, наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», «рассказывание».

 Существуют разные виды Сторителлинга, я же остановила свое внимание на Кубиках Историй – это уникальная настольная игра-пособие жанра storytelling, развивающая фантазию и речь детей. Игру в начале 2000х придумал ирландец Rory O’Connor, как пособие для развития креативности и навыка решения проблем. Кубики-это неизменная  и любимая игрушка всех детей. Это игра, но игра в которой содержится огромный материал и возможности для развития всех сторон речи дошкольников.
9 кубиков, 54 картинки с которыми необходимо связать свой рассказ, погружают вас в мир фантазий, иллюзий и творчества. Каждый новый рисунок  на кубике– это захватывающий и неожиданный поворот рассказа. Сложенные в ряды кубики напоминают мнемодорожки и мнемотаблицы, но в данном  виде Сторителлинга нет строгой последовательности картинок.

  -Уважаемые коллеги, вы когда-нибудь задумывались, что на самом деле означает   выражение «одна картинка говорит больше тысячи слов»? Кубики историй- яркий тому пример. Некоторые символы кубиков читаются очень быстро, как, например, данный символ (пчела на экране). Какие ассоциации у вас возникают? (трудолюбие, полет, и т.д.)Другие картинки очень замысловатые, но трактовать их можно так, как нам хочется, так, нам удобно при сочинении той или иной истории. Мне интересно, что вы увидите на таких картинках (на экране наиболее интересные картинки кубиков, зрители их расшифровывают).

Существует около 20 наборов оригинальных Story Cubes по разным темам. Взяв за идею оригинальную версию игры, я сделала свои наборы «Кубиков историй», разработала игры к ним, коллекция кубиков и игр  постоянно пополняется. С помощью кубиков можно не только сочинять истории, но и играть в разнообразные речевые игры.

Продемонстрировать их уникальные возможности я хочу при помощи игры-соревнования  «Знатоки русской речи».

Практическая часть.

Выбрать игроков мне помогут мои любимые кубики

1.Воспитатели берут по 1 кубику из мешочка. Задание: найти на гранях кубиков слова, в которых есть звук «и». Те, кто нашел такие слова, становятся игроками. Или два игрока, которые нашли слова,  выбирают себе команду из 3 человек. Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды по три человека, придумайте себе название. А те, игроки, на гранях кубика которых есть слова, начинающиеся со звука «ж», становятся жюри конкурса. Картинки можно трактовать по-разному. Например, как можно изменить слово на этой картинке так, чтобы оно начиналось с буквы «И»? (дерево-ива, девочка-Ирина и т.п.)

 Желудь-жюри.

Итак, команды и жюри на местах, начинаем наш конкурс.

  1. «Кто больше?» (средние кубики с черно-белыми картинками).

Ведущий кидает кубики (2-3 раза). Нужно назвать как можно больше слов, начинающихся с первого звука слова на  картинке, выпавшей на гранях кубика. Побеждает та команда, которая назовет слово последней. За победу присуждается 2 балла. Можно усложнить задание так, чтобы слова на одну из букв называли на татарском языке.       

Например, дверь-двор, дорога, дебри, друг, дача и т.д.                   

  1. «Рифмы» (крупные кубики «Транспорт», или другие).

Каждый из игроков команды бросает кубик, членам обеих команд нужно придумать как можно больше рифм к выпавшему слову. 1 рифма-1балл.

Если не получается подобрать рифму к выпавшей картинке, слово можно поменять, например, не автомобиль, а машина, машинка, и т.д.

 Наример, перо-село, руно.

3.Триз-игра «Изобретение».

Игрокам нужно выбрать две любые картинки на кубиках. Что получится, если объединить эти два предмета, какое нужное и полезное изобретение? (на экране пример детей).

Жюри оценивает самое оригинальное изобретение.

  Самолет-лягушка, который умеет не только летать, но и прыгать на большие расстояния.

А пока наши игроки готовятся, предлагаю зрителям игру «Самое длинное-самое короткое». Зрители берут кубики из мешочка, находят на гранях самое короткое и самое длинное слово.

  1. «Расшифруй слово». Задание для капитанов.

На экране вы увидите дорожки их кубиков, вам нужно расшифровать слово по первым буквам слов на картинках. (1 правильный ответ-1 балл тому, кто ответит первым).

   Парк.

  1. «Пословицы и поговорки» вспомнить пословицы и поговорки (можно на татарском языке) по картинкам на кубиках. Команды получают по три кубика.

1 пословица, или поговорка-1 балл.

 Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  1. «Лучшее предложение»

Уважаемые игроки, взгляните, пожалуйста, на экран. Мои воспитанники выложили для вас ряды кубиков. Следующее конкурсное задание «Лучшее предложение». За 10 секунд (звучит музыка) нужно составить предложения по этим картинкам. Жюри оценивает каждое предложение по трехбалльной шкале.

Например, к нам в гости прилетела бабушка и привезла в подарок интересную книгу и вкусный торт.

Ворон подлетел к колодцу и увидел в нем кота.

  1. «Лучшая история» (на экране ряд кубиков+история, сочиненная детьми).

А сейчас я предлагаю вам последнее задание, в котором заключается главная суть Сторителлинга на основе кубиков историй. Нужно сочинить историю, бросив 9 кубиков, опираясь картинки на гранях кубиков.

Задание для 1 команды- рассказ «Мой лучший день рождения». Для 2 команды – любая сказка на основе оригинальных кубиков историй из серии «Приключения».

Правила таковы:

1.Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает историю.

  1. Сказку начать можно со слов «Однажды…», «Когда-то давным-давно…», «В некотором царстве, в некотором государстве..», рассказ на заданную тему «Я хочу вам рассказать о лучшем дне рождения в моей жизни».

     3.Кубики не переставлять местами.

Взрослым сочинять истории сложнее, чем детям, — нет детской непосредственности, свободы, полета фантазии. Поэтому я дам нашим командам время для сочинения истории. Постарайтесь выполнить задание в течение того времени, пока будет звучать музыка.

 Игра со зрителями.

-Пока наши команды готовятся, предлагаю игру-пантомиму.  Попрошу 3 желающих выйти в зал для игры. По очереди бросаем кубики и стараемся изобразить название картинки с помощью пантомимы. Остальные зрители угадывают.

Игра развивает творческое воображение и умение общаться невербальным способом

Итак, время для сочинения историй вышло, послушаем наших игроков.

Жюри подводит итоги. Победители награждаются «медалями» за 1 и 2 место, ведь в сочинении историй нет победителей и побежденных. Каждая новая история уникальна и интересна. Большое спасибо игрокам и жюри за работу, займите, пожалуйста, свои места.

(Если жюри еще не готово, рассказать о сайте Принтерест, на котором можно найти любые картинки к кубикам историй)

  Подведение итогов, рефлексия.

Итак, подведем итоги. Я буду начинать предложение, а вас я попрошу его закончить ( на экране выходят первые буквы нужных слов).

Рассказывание историй раскрепощает …(Застенчивых), делает робких…(Смелыми), молчаливых…(Разговорчивыми) и повышает…(Настроение), потому что сочинять истории — это не только полезно, но еще и очень… (Увлекательно)! Сторителлинг значительно расширяет возможности для развития и обогащения …(Речи и Воображения).

 

Литература:

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. — СПб.: Златоуст, 1998. — 355 с. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. — №8. — С. 23-35.

Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. — М.: Обруч, 2015. -192 с.

Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 177 с.

Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв