Конспект образовательной деятельности с детьми от 3 до 4 лет по программе «Цветовая экология» Тема «Осенние листья»
Русяева Елена Михайловна Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5» г. Лениногорск РТ
Задачи:
- Создать условия для ознакомления детей с многообразием и разнообразием осенних листьев. Расширять представления детей об осени (сезонных изменениях в природе: листья начинают изменять окраску и опадать). Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства осенних листьев; сравнивать и группировать их по сенсорному признаку – величине, пользуясь приёмом наложения. Различать понятие «много», «один», «по одному». Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения (сухой, лёгкий, кружится, падает медленно; мокрый, тяжёлый падает быстро) и опыты (тонет – не тонет).
- Обогащать чувственный опыт детей, формировать умение фиксировать его в речи.
- Развивать умение замечать красоту осенней природы.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование:
- осенние листья
- ваза
- таз с водой
- 2 мольберта с кружочками (большой и маленький)
Словарная работа: активизировать активный словарь детей: плавает, тонет, легкий, сухой, тяжёлый.
Предварительная работа:
- Знакомство с величиной.
- Рассматривание иллюстраций.
Содержание ОД:
Воспитатель подводит детей к окну и обращает внимание на листик, который на окне.
— Ребята, посмотрите, какое чудо к нам залетело. Что это? (Листик)
— А вы не знаете, откуда он мог залететь? (С дерева; ветер подул, и он залетел через окно, форточку).
— А он не один залетел, посмотрите, сколько их на подоконнике? (Много).
-Возьмите по одному листочку. (Дети поочерёдно берут листья).
Какого цвета взял листок Семён? А какого цвета лист у Василисы? (Жёлтые, красные, оранжевые).
Жёлтые, красные, оранжевые – такого цвета листья бывают осенью. Это осенние листья. Осенью листья начинают изменять окраску и опадать. Полюбуйтесь их красотой.
Дети любуются красотой, а ребёнок читает стихотворение.
— Давайте все вместе покружимся в танце с осенними листочками. (под музыку)
— Как здорово!
— Все ли листья одинаковой величины? Давайте сравним. Разделимся на 2 группы: «большой» (показать рукой на ориентир условный знак на мольберте) и маленький.
Ориентиры: большой и маленький расставить по группе.
Проводится игровое упражнение «Найди своё место».
— Проверьте, все ли правильно нашли своё место. Это группа, где большие по размеру листья, эта группа — маленькие листочки. Молодцы!
— А теперь встаньте в пару (по 2 человека) и сравним свои листочки. Как мы это сделаем? (Наложим друг на друга).
— Все листочки одинаковые? (Нет, есть большие, есть маленькие листочки).
— Подняли руки с листочками вверх и покружились, а теперь опустили лист, посмотрите, как он кружится. Как здорово! Ребята, а вы знаете, почему лист кружится? (Он лёгкий, сухой). Молодцы!
— Пощупайте лист руками, он сухой. Подойдите к тазику и опустите его в тазик. Что интересного вы заметили? (Листочек не тонет, плавает в воде). Он лёгкий, поэтому не тонет. Полина, почему листик не тонет? (Он лёгкий). Злата листочек лёгкий, что делает? (Плавает).
— Возьмите листики из тазика. Лист был сухой, а после воды стал каким? (Мокрым, влажным).
— Поднимите руки с листиками вверх, опустите мокрый лист? Что заметили? (Он кружится быстрее ).
— Давайте поставим мокрые листики в вазу и посмотрим, что с ними будет потом (вечером, завтра, через день).
Дети кладут листья в вазу. Воспитатель спрашивает:
— Сколько листочков положил Макар? Арина? Все положили по одному листик. Сколько листьев стало в вазе? (Много). Сколько каждый из вас положил листьев? (по одному).
— Поблагодарим, осенний листочек, за приятное с ним общение. (Спасибо, до свидания). Помните ребята, что с деревьев листья рвать нельзя, иначе не будет такой красоты. Берегите природу!