Вы здесь: Главная > Без рубрики > Экопластика — как вид деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

Экопластика — как вид деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

Ермолаева Ольга Алексеевна, Кашипова Гульнар Миннефаизовна Воспитатели, высшей квалификационной категории

МБОУ НШДС №71 НМР РТ г. Нижнекамск

 «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего,

мир Природы с безграничным богатством явлений,

 с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный

источник детского разума». 

В. Сухомлинский

 Природа – это источник, который может иссякнуть, если его не оберегать и не заботиться о нем. Именно поэтому экологическое воспитание детей начинается с раннего детства, когда они начинают  знакомиться с травкой, цветочками, насекомыми, птицами, животными, с различными природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе. Уже тогда необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано.

Конечно, дети в силу своего возраста не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. В этом и заключается задача нас — взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности и начинать эту работу необходимо с детских лет, именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе. На протяжении многих лет данной теме все больше внимания  уделяют  педагоги школ и дошкольных учреждений в целом. Ведь именно там идет начальное обучение элементарным экологическим представлениям. Многие дошкольные учреждения берут программу экологического воспитания как приоритетное направление обучения и воспитания детей.

Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей с природой. Задача этого раздела – помочь малышам разобраться в сложных взаимоотношениях человека и природы и через экологическое воспитание детей развить в них чуткость, отзывчивость, стремление беречь и защищать все живое на планете Земля. Воспитание экологической культуры начинается с самого раннего детства, когда кроха впервые видит котенка и оказывается перед выбором, погладить его или прогнать. Малютка еще не знает, как правильно поступить. И толкает котенка не от злости и грубости, а от отсутствия знаний и опыта. И именно от того, как отреагируют взрослые (улыбнуться, потешатся  или огорчатся), будет зависеть, каким вырастет малыш по отношению к братьям нашим меньшим. 

Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

На этапе дошкольного детства ребенок получает первые впечатления от природы, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируется зачатки экологической культуры. Важным условием формирования экологической культуры является совместная деятельность всего ближайшего окружения ребенка.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

— воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

— формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

— развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

— участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

В своей работе воспитатели ДОУ используют различные виды деятельности ребёнка для целей сознательного отношения к природе: в первую очередь используем игру: сюжетно-ролевую, дидактическую, интеллектуальную. Если ребенка в условиях ДОУ педагоги стараются научить самостоятельно находить ответы на свои вопросы, используя при этом поисковую деятельность, в которой ребенок выступает как настоящий исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения, то в таких условиях знания воспитанников крепчают, да и чувство радости открытия  подталкивает их на дальнейшие наблюдения и исследования.

Экскурсии, которые воспитатели могут проводить в экосистеме «луг», «лес», болото», дают возможность детям увидеть изменения в природе, почувствовать красоту пейзажа в любую погоду, в любое время года. Чувства, возникающие от встречи с природой, находят своё отражение в рисунках детей, в их рассказах. Художественное слово о природе, которое звучит ежедневно, помогает наиболее точно отразить впечатления от встречи с ней. Действенная любовь, настоящая забота о природе возникают у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого.

С педагогами детского сада проводятся консультации, семинары по экологическому образованию. Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями, без их поддержки.

К сожалению, ещё многие родители не придают должного внимания этому вопросу, порой сами потребительски относятся к родной природе. Поэтому воспитатели ведут активную работу с родителями, сотрудничая с ними. Например, выпускаем педагогические листки с советами, рекомендациями по охране природы, знакомим пап и мам с растениями, которые  занесены в Красную книгу РФ. На родительских собраниях рассказываем, как надо ухаживать за комнатными растениями, животными. Размещаем материал на сайте детского сада.

       Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный  окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому изобразительная, художественно- продуктивная деятельность самый доступный вид работы с детьми в детском саду. Этот вид деятельности создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное. Художественно-продуктивная деятельность приносит много радости дошкольникам, дети с удовольствием работают с природным материалом, т. к. легко поддается обработке.  

      Природа сказочна и прекрасна – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и к  окружающему  миру. Большое внимание в детском саду мы уделяем экопластике.

       Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Это слово строится на основе двух производных слов «экология» (наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия) и «пластика» (динамичная форма и процесс формообразования в самом широком смысле). Термин  «Экопластика»  вводится авторами в один смысловой ряд с такими понятиями, как «конструирование из природного материала», «флористика», и «дизайн».
«Конструирование из природного материала» подразумевает создание разного рода целостностей путем их преобразования или соединения частей (Л.А.Парамонова).
      «Флористика» — вид декоративно-прикладного искусства, в котором произведения создаются, как правило, из листьев и лепестков (на плоскости) и представляют собой картины или аранжировки для благоустройства интерьера.
«Дизайн»– это деятельность , связанная с конструированием вещей, машин, интерьеров. От инженерного конструирования дизайн отличается тем, что все дизайн – изделия воплощают в единстве принципы  удобства, экономичности, эргономичности красоты. В искусстве дизайна наличествуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера), составляющих среду для ребенка (Г.Н.Пантелеев).  Детская дизайн-деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее можно назвать дизайн — рукоделием (Л.В.Пантелеева). Продукты детского  дизайн — творчества могут быть использованы детьми сразу же – в играх и в быту.
Термин «Экопластика» не отрицает эти понятия и не заменяет их, но позволяет несколько расширить смысловое поле и приблизить его к специфике детского творчества.
Экопластика – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве с великим художником – ПРИРОДОЙ. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки) и сохраняются ее исходные признаки и свойства (конфигурации,цвет,фактура). 
Понятие «экопластика» включает в себя  и такую многогранную составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (т.е. безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).
Для детского творчества из природного материла характерно стремление к созданию реальной предметной среды — не столько декоративно-оформительской или дидактической, сколько  игровой или сюжетной. Экопластика предоставляет детям старшего дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, фигурки для спектакля, скульптуры для своего игрового пространства, сувениры и подарки для близких людей.
Экопластика — или создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материла, — одно из любимейших занятий детства. Малыши старательно прилаживают перышки к шишке – получается забавная птичка, соединяют несколько желудей пластилином — выходит гусеница, а потом играют с ними как с настоящими игрушками. Дошколята постарше с увлечением мастерят поделки и сувениры из самых разных материалов — шишек, желудей, плодов каштана. Початков  кукурузы, крылаток клена, ягод шиповника и просто из красивых листочков и веточек. Почти все дети любят разыгрывать представления с забавными персонажами. Да и взрослые вместе со своими детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления.

      Задачи художественно- творческого развития детей в экопластике

  • Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой. Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства.
  • Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение и творчество.
  • Формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности.
  • Учить детей создавать многофигурные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
  • Учить самостоятельно  находить приемы изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности, так и при их интеграции.
  • Воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.
  • Организовывать коллективную работу детей при  создании произведений сюжетного и декоративного характера.
  • Приобщать детей к основам рукоделий.

Литература.

  1. Акимов Ю.А. знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
  2. Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой -М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  3. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика». М.: Издательский дом «Карапуз» Творческий центр СФЕРА, 2008. С. 5
  4. Экспериментальная деятельность для детей  4-6 лет: из опыта работы ДОУ/ авт.-сост. Меньщикова Л.Н.- Волгоград: Учитель, 2009.
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв