Вы здесь: Главная > Без рубрики > Проект «Ступеньки Добра»

Проект «Ступеньки Добра»

Качалова Алия Данияровна учитель начальных классов

МБОУ  СОШ №151 Кировского района г.Казани

Актуальность проекта

         Человечество вступило в критический момент истории Земли. Мировое сообщество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Именно сейчас мы поставлены перед выбором своего будущего, будущего наших потомков. Наш мир становится все более хрупким, будущее  вселяет в нас надежду и в то же время пугает нас.  Для счастливого и безопасного будущего мы должны осознать, что все мы, живущие на Земле – одна большая семья, несмотря на огромное разнообразие форм жизни, традиций и культур. А для этого согласно Хартии Земли «мы должны объединиться и создать устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, правам человека, экономической справедливости и культуре мира. В этом стремлении крайне необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, перед великим сообществом всего живого, и перед будущими поколениями».

         Будущее нашей планеты, всего живого, жизни на Земле в наших руках. Будущее в наших детях!  Именно поэтому необходимо обратить внимание на морально-этическое воспитание подрастающего поколения. Всё чаще мы, взрослые, поэтому и наши дети, перестаем замечать главное в жизни: людей, которые нуждаются в помощи и поддержке, животных и растения, которые мы губим своей беспечностью, природу, частью которой мы являемся и которую мы так старательно уничтожаем.

Телевизионные передачи, действия политических и общественных деятелей, поведение взрослых навязывают человеку стереотипы агрессивного и безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды. Поэтому проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Современный окружающий мир мало способствует естественному освоению нравственных ценностей. Поэтому целесообразно помочь детям развиваться в данном направлении с помощью специально подготовленных и ориентированных на нравственное воспитание мероприятий, акций, проектов.

Воспитание в ребенке чувства долга в оказании помощи тем, кто в этом нуждается, побудить к совершению добрых дел, привить правило не проходить мимо и не закрывать глаза на происходящее вокруг, выработать привычку предлагать свою помощь и спрашивать о ее необходимости – одна из главных задач педагога. И чем раньше будет начат данный процесс, тем больше он будет иметь положительных результатов. Младший школьный возраст детей предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. В данном возрасте благоприятно влияют на формирование высокоморального человека податливость детей, их склонность к подражанию и авторитет взрослых. Ведь основы нравственного поведения закладываются именно в младшем возрасте и роль педагога в данном процессе социализации личности огромна.

Актуальность проекта «Ступеньки Добра» заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества, принципам Хартии Земли, требованиям ФГОС НОО по воспитанию социально активной личности, с активной гражданской и жизненной позицией.

Социально-ориентированный проект «Ступеньки Добра» способствует формированию инициативы добра и ответственности учащихся и их родителей, приобретение практического опыта по оказанию помощи людям, находящимся в социально опасном положении, который может вызвать дальнейший интерес к социально значимой деятельности.

Цели и задачи проекта

         Цель проекта – формирование чувств милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения к людям, путем вовлечения учащихся в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи людям, находящимся в социально опасном положении.

Для достижения вышеуказанной цели проект ставит и последовательно решает следующие задачи:

— информирование учащихся  о социальных проблемах страны, республики, города;

— информирование учащихся о слоях населения и группах людей, нуждающихся в поддержке и помощи окружающих;

— знакомство учащихся с понятиями «добро», «помощь», «милосердие», «отзывчивость» и т.д.;

— оказание практической помощи детям, находящимся на длительном лечении, воспитанникам детских садов, пожилым людям, инвалидам и т.д.;

— способствование укреплению духовной связи между людьми разных поколений;

— привлечение родителей учащихся к участию в планируемых мероприятиях;

— помощь в формировании и развитии активной жизненной и гражданской позиции у обучающихся;

— стимулирование и поддержка социально значимой деятельности обучающихся;

— пропагандирование здорового образа жизни и семейных ценностей, трепетного отношения к своей жизни и жизни окружающих людей;

 Участники проекта – учащиеся начальных классов, их родители, педагоги образовательного учреждения МБОУ СОШ №151 г.Казани.

Сроки реализации – проект «Ступеньки Добра» является долгосрочным, рассчитан на 4 года обучения (1-4 класс).

Тип проекта – социально-личностный, общественно-полезный,

 практико-ориентированный.

По количеству участников – групповой проект.

Направления деятельности:

«Уважение». Мероприятия направлены на привлечение внимания к проблемам людей пожилого возраста, ветеранам ВОВ, в особенности оставшихся в одиночестве,  на оказание им дополнительной поддержки, внимания и заботы.

— «Забота». Работа по данному направлению предусматривает сотрудничество с детскими садами, поддержка воспитанников данных учреждений и помощь в развитии детей младшего возраста.

— «Поддержка». Планируемые мероприятия и акции направлены на поддержку особо нуждающихся в помощи и внимании людей – детей, находящихся на длительном лечении и инвалидов.

Ожидаемые результаты

— рост социальной и общественной активности учащихся и их родителей;

— расширение круга общения, повышение стремления у учеников к общению с другими людьми, с людьми с ограниченными возможностями, с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

— формирование у учеников готовности быть сопричастными к проблемам окружающей жизни, людям;

— формирование среди учащихся и родителей зрелой гражданской и жизненной позиции;

— формирование толерантного отношения к людям разного возраста, разных взглядов и убеждений, разных физических возможностей и социального уровня, а также материального положения;

— сплочение детского коллектива на базе общих целей и задач;

— осознание учащимися смысла понятий «доброта», «милосердие», «отзывчивость» и т.д.

Этапы проекта

1 этап: Организационный

  1. Определение темы и актуальности проекта.
  2. Определение цели и задач проекта.
  3. Координация деятельности.

2 этап: Планирование деятельности по выполнению проекта

  1. Составление, уточнение плана социально-значимых мероприятий.
  2. Определение целевой аудитории и последовательность работы по различным направлениям проекта.

3 этап: Реализация проекта

  1. Проведение запланированных мероприятий, акций в рамках проекта.

4 этап: Подведение итогов

  1. Оценка проведения мероприятий.
  2. Анализ-обсуждение результатов деятельности.
  3. Определение перспективы развития данного проекта.

План мероприятий

№ п/п Направление Название мероприятия Форма проведения, краткое описание

 

Сроки проведения
1. «Уважение» «С Днем Пожилого человека!» Изготовление учащимися поздравительных открыток и поздравительных плакатов для пожилых людей своими руками 3-4 неделя сентября, ежегодно
2. Посещение учащимися и родителями домов престарелых, передача изготовленных открыток, продуктовых наборов, собранных родителями. Проведение концерта для подопечных домов престарелых. 1 неделя октября, ежегодно
3. Развешивание поздравительных плакатов на стендах для информации у близлежащих жилых домов. 1 неделя октября, ежегодно
4. «Уважение» «С Днем Учителя!» Изготовление рисунков и поделок ко Дню учителя. Адресные поздравления учителей-ветеранов школы с Днем Учителя. 1 неделя октября, ежегодно
5. «Забота» «Сказка к вам приходит» Подготовка инсценировки сказки для детей дошкольного возраста учащимися класса (изготовление декораций, костюмов, необходимых реквизитов, репетиции) В течении ноября, ежегодно
6. Театральное представление подготовленной сказки воспитанникам детского сада 2 неделя декабря, ежегодно
7. «Забота» «Новогодняя игрушка» Изготовление и передача елочных игрушек учащимися для украшения елки и групп в детском саду 2-3 неделя декабря
8. «Поддержка» «Ты не бойся, я с тобой!» Проведение Урока Добра (примерный конспект урока – Приложение 1), изготовление открыток для онкобольных детей, передача открыток представителю благотворительной организации. Передача родителями наборов канцтоваров и товаров для творчества детям, проходящим лечение. 1 неделя февраля, ежегодно
9. «Забота»

 

«Как здорово — уметь читать!» Сбор детских книг из личных библиотек учеников, которые ими уже прочитаны, для последующей передачи воспитанникам детского сада. В течении февраля ежегодно
10. Передача книг учащимися воспитанникам дошкольного учреждения 4 неделя февраля, ежегодно
11. «Уважение» «Весенняя капель» Подготовка концертных номеров учащимися класса для бабушек, дедушек, пожилых родственников учеников

(выбор репертуара, подготовка реквизитов, репетиции)

В течении марта, ежегодно
12. Проведение концерта для бабушек и дедушек, пожилых родственников учащихся. 4 неделя марта, ежегодно
13. «Поддержка» «Тебе от меня» Сбор и передача игрушек, канцтоваров и книг для воспитанников детских домов или детских приютов. 2 неделя апреля, ежегодно
14. «Уважение» «Спасибо за жизнь!» Изготовление открыток ко Дню Победы для ветеранов ВОВ, передача открыток на торжественном шествии, посвященном 9 мая. 1 неделя мая, ежегодно.
15. «Поддержка» «Я пришел к тебе с приветом…» Изготовление открыток и посещение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья нашего микрорайона, а также учеников школы, находящихся на домашнем обучении. 2 неделя мая, ежегодно

 Подведение итогов проведения проекта

Анализируя результаты деятельности учащихся моего класса можно сказать, что цель и задачи проекта были достигнуты. В проекте приняли участие все ученики класса. Ни один из них не остался равнодушным к проводимым мероприятиям и к проблемам людей, к которым мы обращались. (см. фотоотчет по проведенным мероприятиям Приложение 2-презентация)

Сильное впечатление произвели на учащихся Уроки Добра «Ты не бойся, я с тобой!», направленные на взаимодействие с онкобольными детьми. Ребята стали внимательнее друг к другу, к своему здоровью, к своим близким и родным. В ходе бесед при подготовке и после Урока Добра, выяснилось, что многие из детей осознали, насколько прекрасно быть здоровым и жить, какое это счастье, когда все твои близкие и родные абсолютно здоровы.

Не менее трепетно ребята отнеслись к акциям по работе с пожилыми людьми. Для детей самым удивительным было то, как можно оставить своего пожилого родителя в доме престарелых. И то, что многие пожилые люди остались совсем одинокими, и у них больше никого нет, или же попросту остались никому не нужными при имеющихся детях и других родственниках.

С большой радостью и рвением ученики посещали с акциями добрых дел детский сад, который находится рядом с нашей школой, из которого большинство из них и выпускалось. В ходе реализации таких мероприятий в детях развивались и творческая активность, сценическое мастерство, ораторское искусство, многие их ребят перебороли свой страх выступления перед публикой, так как перед малышами выступать им казалось не так страшно.

В качестве положительного результата надо отметить активное участие родителей в проводимых мероприятиях в рамках проекта «Ступеньки Добра». Они вносили свой вклад в наши акции, обеспечивая и материально-техническую оснащенность, транспортную доступность, оказывая координационную и организационную помощь.

Деятельность, осуществляемая по проекту, после его завершения должна и, я уверена, будет продолжаться в среднем и старшем звене школы. За четыре года обучения и реализации проекта «Ступеньки Добра» делать добрые дела, помогать другим, не закрывать глаза на беды и проблемы других людей практически становится привычкой, традицией, правилом.

В процессе реализации проекта должен быть накоплен определенный опыт, выявлены определенные недостатки. Это составит основу для последующей работы. Планируется расширить круг деятельности и разнообразить формы работы, включить в проект новые направления деятельности. Мы не можем пока оказывать весомую материальную помощь. Но я уверена в том, что мы своим добрым отношением к людям и акциями снимаем кризис с человеческой души и делаем людей хоть на какое-то время счастливыми, даем им чувство необходимости кому-то, чувство поддержки, единения с другими, чувство сопричастности с людьми, которые тебя окружают.

 Осуществление проекта должно встретить позитивный социальный резонанс: участники данного проекта не будут сомневаются в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь.

Чтобы преодолеть угрозы нашей глобальной безопасности в связи с экологической и социальной напряженностью мы должны изменить свои представления о ценностях, устремлениях и образе жизни. Мы все едины, все мы – жители планета Земля, поэтому должны быть вместе. Должны протянуть руку помощи и оказать поддержку тем, кому тяжелее. Не проходить мимо и не закрывать глаза на тех, кому мы так нужны, а попытаться хоть что-то предпринять, чтобы изменить мир к лучшему. И этому мы должны научить наших детей!

Приложение 1

Урок Добра.

         Добрый день, дорогие ребята, дорогие гости и родители!

Ребята, давайте попробуем догадаться, о чем мы будем сегодня разговаривать. Отгадайте загадки:

Оно бывает у тебя, когда все хорошо. 

Когда вдруг вышло солнце, и дождик весь прошел. 

Часто ты делаешь его людям, и они делают его тебе. 

Оно у тебя есть в душе, но не найти его нигде. 

Не хвались серебром, а хвались… Чем? (добром)

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня разговаривать? (О доброте)

Как вы думаете, ваше мнение, что же такое доброта, какой он человек добрый?

Давайте теперь вместе попробуем определить, что же такое доброта, какой человек и поступок может считаться добрым.

Например, вы идете по улице, навстречу вам идут женщины, мужчины, девушки, молодые парни, девочки и мальчики. Как по внешнему виду вы сможете определить добрый это человек или нет?

Давайте сделаем вывод (к сожалению, по внешнему виду этого определить нельзя).

Хорошо, а теперь вы точно также идете по улице, навстречу вам идут разные люди, но один мальчик идет и при этом кричит: «Я – добрый, я самый добрый человек на свете! Я такой добрый, что моей доброты на весь мир хватит!». Скажите, пожалуйста, можем мы с ним согласиться? Почему?

Давайте сделаем вывод (о доброте человека судят не по его словам). А как же можно понять добрый это человек или нет? (только по поступкам)      Молодцы!

А теперь выходит ко мне один ученик. Я ему говорю: «Я тебе помогу донести портфель». Это доброе дело? (Да) Но при этом добавляю: «Но ты мне за это дашь шоколадку!». Теперь будет считаться то, что я помогла донести портфель добрым поступком? Почему?

Конечно нет, потому что за доброе дело не ждут награды, его делают по своей воле, ничего не ждут взамен. Как говорила совунья из мультфильма про Винни-Пуха «безвозмездно, то есть даром»!

А как вы думаете, что чувствует человек, который сделал кому-то добро, совершил добрый поступок? (теплоту в душе, спокойствие, чувство удовлетворения) Я прошу вас запомнить, что добро всегда возвращается, может быть не сразу, через какое-то время, добрым словом, приятным сюрпризом, верными друзьями, счастливыми родителями и близкими, но возвращается всегда!

Какие добрые поступки совершаете вы?

Сегодня мы с вами совершим еще один добрый поступок. Помните, я рассказывала вам о детях, которым приходится очень долго лежать в больнице, приходится долго лечиться, часто бывает так, что из-за болезни они не могут выйти на улицу, погулять с ребятами, побегать, даже поиграть в помещении или просто почитать книгу им бывает очень тяжело. К ним можно приходить, навещать их, не всем, только самым близким, и к некоторым из них только в масках защитных, потому что болезнь делает их иммунитет слабым, и они могут подхватить любую болезнь или инфекцию. Они подолгу не видят своих одногруппников по садику, одноклассников из школы, своих родных и близких. Конечно, мы не можем с вами к ним съездить, нас не пустят, мы не можем им чего-то купить, мы еще не зарабатываем деньги, но что мы можем с вами сделать? Как мы можем поднять им настроение, поддержать их?

Мы можем передать им частичку своей души, своего сердца, мы можем передать им привет и пожелания скорейшего выздоровления, а сделаем мы это с помощью открыток, которые сделаем сами! Мы заранее сделали заготовки, это наши ладошки – как вы думаете, что это будет значить?

Мы протягиваем им руку помощи, мы даем им свою руку, и они будут чувствовать, что они не одни. Скажите, пожалуйста, а с бедой легче справляться одному или когда тебя кто-то поддерживает, помогает тебе?

Конечно, когда рядом есть люди, которые тебе помогут справиться с этой проблемой, будут тебя подбадривать и поддерживать! Не зря говорят, что один в поле не воин, это значит, что одному справиться очень тяжело, а когда вас много и есть кто-то рядом, то можно преодолеть любую преграду, победить в любой войне, даже в войне за свое здоровье! Поэтому этим детям так важно знать, что мы с ними, что они остались не один на один со своей болезнью, и что их поддерживают такие же дети, как и они!

На нашу ладошку мы с вами приклеим сердечко. А что будет значить этот символ? Это частичка нашей души, частичка нашего сердца, мы всем сердцем желаем, чтобы они скорее поправились, чтобы они вернулись к своей нормальной, обычной жизни.

На открытке мы напишем предложение «Я с тобой!», чтобы они знали, что мы душой и сердцем с ними, что мы желаем им всего самого хорошего и мы их поддерживаем!

Наши с вами открытки мы передадим нашему гостю из благотворительного фонда «Город добрых людей», Залялютдиновой Гульнаре.

Она мама ребенка, который тоже очень долго лечился и сумел победить свое заболевание, теперь он уже взрослый, высокий и красивый молодой человек. А также мы передадим им наш видео-привет! На счет раз-два-три показываем наши ладошки и говорим: «Скажем мы болезни СТОЙ, ты не бойся, я с тобой!».

Приложение 2. Фотоотчет проекта Ступеньки Добра, МБОУ СОШ ¦151 Кировского района г.Казани, педагог Качалова А.Д.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв