Метод кейсов в современном образовании
Костюхина Лилия Ленаровна педагог дополнительного образования
МБУ ЦДО «Заречье»
В современном мире наблюдается огромный рост информации. От каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать. Во всех сферах становится востребованным специалист, умеющий работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям, умеющий критично и оперативно работать с огромными объёмами информации различных видов.
Развивать навыки анализа ситуации и постановки проблемы, навыки ясного и точного изложения собственной точки зрения, навык самостоятельного принятия решения на основе группового анализа необходимо уже в начальной школе.
Метод кейсов является одним из наиболее актуальных. Основные отличия кейса от учебной задачи состоят в том, что в кейсе зачастую отсутствует чёткий набор условий; учащийся сам выбирает наиболее значимые условия; алгоритм решения разрабатывается самостоятельно; не существует однозначного решения.
В результате использования этой технологии, у учащихся появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умения работать с текстом, происходит соотнесение теоретических и практических знаний, овладение практическими навыками.
В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе. А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.
- Понятие и назначение кейсов
В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.
«По сути дела, кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности».
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен содержать проблему, понятную учащемуся младших классов и обязательную оценку принятого решения.
Кейс – технология
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
Кейс-технология — это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Кейс — это технология активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.
Возможности кейс — технологии в обогащающем обучении
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить
самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт,
формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.
Создание кейса
Сначала нужно ответить на три вопроса:
— Для кого и чего пишется кейс?
— Чему должны научиться дети?
— Какие уроки они из этого извлекут?
После этого процесс создания кейса будет иметь вид:
-Цель обучения
-Структурирование учебного материала
-Выбор организационных форм, методов и средств обучения
Методы кейс – технологии
— метод инцидентов
— метод разбора деловой корреспонденции
— игровое проектирование
— ситуационно ролевая игра
— метод дискуссии
— кейс- стадии
Работа ученика с кейсом
I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Действия учителя в кейс – технологии
— создание кейса или использование уже имеющегося;
— распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
— знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
— организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
— работа с кейсом;
— организация презентации решений в малых группах;
— организация общей дискуссии;
— обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
— оценивание учащихся преподавателем.
Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом:
1 — Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
2 — В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;
3 — Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.
Структура кейса
Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Название
Ситуация – случай из реальной жизни
Факты — объективная информация
Вопросы и задания для работы с кейсом
Цель работы с кейсом: создать условия для развития навыков анализа и критического мышления.
Результаты работы с кейсом:
— Учебные – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков.
— Умение работы с текстом
— Освоение методов анализа
— Образовательные – как результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.
— Появление опыта принятия решений, решения проблем
— Повышение уровня коммуникативных умений
— Опыт работы в группе
- Практическое применение кейс – технологии
Цель — совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Задачи – научиться работать с текстом, освоить метод анализа, приобрести опыт принятия решений, решения проблем, повысить уровень коммуникативных умений, получить опыт работы в группе.
Вид деятельности – сюжетный, исследовательский.
Форма реализации кейсового задания – групповая работа в соответствии с предложенными заданиями.
Описание ситуации:
После прочтения и беседы по содержанию сказки Ш.Перро «Красная Шапочка», дети в группах получают пакеты с заданиями. После обсуждения в группах, они должны высказать свои мнения.
Оценка:
Оцените ситуацию, в которую попала Красная Шапочка.
Прогнозирование:
Как могла девочка избежать этой ситуации?
Если бы не дровосек, сказка могла иметь трагический конец. Почему?
Решение:
- Составьте памятку безопасного поведения детей в лесу.
- Что бы вы изменили в сказке?
- Чему учит сказка?
Один из вариантов памятки, разработанный учащимися:
- Не отпускать детей одних в лес.
- Не разговаривать с незнакомцами.
- Не быть доверчивыми.
- Никому не сообщать своего адреса и адреса проживания своих родственников.