Вы здесь: Главная > Без рубрики > Метод кейсов в современном образовании

Метод кейсов в современном образовании

Костюхина Лилия Ленаровна педагог дополнительного образования

МБУ ЦДО «Заречье»

В современном мире наблюдается огромный рост информации. От каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать. Во всех сферах становится востребованным специалист, умеющий работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям, умеющий критично и оперативно работать с огромными объёмами информации различных видов.

Развивать навыки анализа ситуации и постановки проблемы, навыки ясного и точного изложения собственной точки зрения, навык самостоятельного принятия решения на основе группового анализа необходимо уже в начальной школе.

Метод кейсов является одним из наиболее актуальных. Основные отличия кейса от учебной задачи состоят в том, что в кейсе зачастую отсутствует чёткий набор условий; учащийся сам выбирает наиболее значимые условия; алгоритм решения разрабатывается самостоятельно; не существует однозначного решения.

В результате использования этой технологии, у учащихся появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умения работать с текстом, происходит соотнесение теоретических и практических знаний, овладение практическими навыками.

В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе. А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

  1. Понятие и назначение кейсов

В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.

«По сути дела, кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности».

Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен содержать проблему, понятную учащемуся младших классов и обязательную оценку принятого решения.

Кейс – технология

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.

При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!

Кейс-технология — это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Кейс — это технология активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.

Возможности кейс — технологии в обогащающем обучении

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить

самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт,

формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Создание кейса

Сначала нужно ответить на три вопроса:

— Для кого и чего пишется кейс?

— Чему должны научиться дети?

— Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

-Цель обучения

-Структурирование учебного материала

-Выбор организационных форм, методов и средств обучения

Методы кейс – технологии

— метод инцидентов

— метод разбора деловой корреспонденции

— игровое проектирование

— ситуационно ролевая игра

— метод дискуссии

— кейс- стадии

Работа ученика с кейсом

I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Действия учителя в кейс – технологии

— создание кейса или использование уже имеющегося;

— распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

— знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;

— организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

— работа с кейсом;

— организация презентации решений в малых группах;

— организация общей дискуссии;

— обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

— оценивание учащихся преподавателем.

Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом:

1 — Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

2 — В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;

3 — Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой. 

Структура кейса

Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Название

Ситуация – случай из реальной жизни

Факты — объективная информация

Вопросы и задания для работы с кейсом

Цель работы с кейсом: создать условия для развития навыков анализа и критического мышления.

Результаты работы с кейсом:

— Учебные – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков.

     — Умение работы с текстом

     — Освоение методов анализа

— Образовательные – как результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.

     — Появление опыта принятия решений, решения проблем

     — Повышение уровня коммуникативных умений

     — Опыт работы в группе

  1. Практическое применение кейс – технологии

Цель — совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Задачи – научиться работать с текстом, освоить метод анализа, приобрести опыт принятия решений, решения проблем, повысить уровень коммуникативных умений, получить опыт работы в группе.

Вид деятельности – сюжетный, исследовательский.

Форма реализации кейсового задания – групповая работа в соответствии с предложенными заданиями.

Описание ситуации:

После прочтения и беседы по содержанию сказки Ш.Перро «Красная Шапочка», дети в группах получают пакеты с заданиями. После обсуждения в группах, они должны высказать свои мнения.

Оценка:

Оцените ситуацию, в которую попала Красная Шапочка.

Прогнозирование:

Как могла девочка избежать этой ситуации?

Если бы не дровосек, сказка могла иметь трагический конец. Почему?

Решение:

  1. Составьте памятку безопасного поведения детей в лесу.
  2. Что бы вы изменили в сказке?
  3. Чему учит сказка?

Один из вариантов памятки, разработанный учащимися:

  1. Не отпускать детей одних в лес.
  2. Не разговаривать с незнакомцами.
  3. Не быть доверчивыми.
  4. Никому не сообщать своего адреса и адреса проживания своих родственников.
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв