Вы здесь: Главная > Без рубрики > Экологическая квест-игра

Экологическая квест-игра

Жуляева Татьяна Леонидовна педагог дополнительного образования

МБУДО «ЦДОД «Заречье» Кировского района г. Казани

Аннотация

   Данная экологическая квест-игра предназначена для детей младшего школьного возраста. Рекомендуется проводить в летних лагерях — как пришкольных, так и загородных, приурочив к Дню эколога, который проводится 5 июня.

Игра – квест состоит из станций, задания которых помогают расширить и углубить представления детей в различных областях знаний по окружающему миру, познакомиться в процессе игры с чем-то новым и интересным, станции составлены в различных формах, но объединены единой тематикой – знаний о природе и ее охране.

Станция «Угадай-ка» — загадки о природе

Станция «Угадай растение» — узнать растение по описанию

Станция «Песенная» — вспомнить как можно больше песен, связанных с природой

Станция «Защитники природы» — правила поведения в лесу

Станция «Кто где живет» — в каких стихиях живут те или иные животные

Станция «Зеленая аптека» — узнать лекарственное растение по описанию и где оно применяется

     Игра может проводиться как в помещении, так и на природе. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окружающим миром,

Пояснительная записка

   Данная экологическая квест-игра предназначена для детей младшего школьного возраста. Рекомендуется проводить в летних лагерях — как пришкольных, так и загородных, приурочив к Дню эколога, который проводится 5 июня.

  Цели:

Образовательные:
— формировать у детей любовь к природе и потребность в общении с ней, способности обучающихся к новому способу действия.
Развивающие:
— развивать у ребят мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость.
Воспитательные:
— воспитывать интеллектуальные и музыкальные интересы, вкусы детей. 
Задачи:

способствовать нравственному воспитанию учащихся; прививать любовь к окружающему миру; воспитывать чувство сопереживания; обогащать экологический опыт детей.
Планируемые результаты:
    Предметные: расширить и углубить представления детей в различных областях знаний по окружающему миру, познакомиться в процессе игры с чем-то новым и интересным.
   Личностные: принимать базовые ценности « игра», «команда», прививать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и   самоконтроль результата.
   Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
   Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
   Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Методы:
Исследовательский: умение самостоятельно распределять деятельность работы, свобода творчества.
Форма организации занятия: 
Работа в команде, умение помогать друг другу.

Рекомендации по проведению игры:
1. На каждой станции должно висеть название станции, напечатанное на цветных листах формата А4, чтобы команды легко их находили.
2. Станции на маршрутном листе пишутся в разной последовательности, чтобы команды по очереди прибегали на станции.

  1. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл, выставляется в путевой лист, по окончании игры подводятся итоги.

Идея игры: игра может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из пяти станций. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окружающим миром,

Содержание

Вступительное слово организатора:

     Жизнедеятельность человека тесно связана с окружающей средой. Часто ей наносится непоправимый вред с тяжёлыми последствиями для грядущих поколений людей и всего живого. Ежегодно, 5 июня, в нашей стране отмечается День эколога, приуроченный ко Всемирному Дню окружающей среды. Событие учреждено Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2007 № 933 «О Дне эколога». Документ подписан В. Путиным. В этот день проходит целый ряд акций и мероприятий, призывающих защитить природную среду планеты и в России, и во всем мире.

   И сегодня в рамках этого праздника мы проводим экологическую квест-игру «Юные экологи»

Дети делятся на команды, им выдаются путевые листы, объясняются правила.

1 станция «Угадайка»

Они украшают луга и леса

И это не только природы краса –

В них пчёлы находят целительный дар

И бабочки пьют их них сладкий нектар.

(Цветы)

Они – лесные санитары.

Так прозвали люди их недаром.

Чтобы лес был красив и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Они на страже день и ночь

Гонят разных короедов прочь!

(Муравьи)

Без взрослых с ним развлекаться опасно,

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой

И он обернётся серьёзной бедой.

(Костер)

Можем мы в траве их встретить,

Ведь жильцов там миллион!

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без них весь лес, друг мой,

И одинокий, и пустой.

(Насекомые) 

В небе кружатся,
На землю ложатся,
Белые, резные,
Холодные такие
Звёздочки-пушинки
Что это?… 

(Снежинка)
Солнце светит — молчит,
Дождь припустит — гремит:
Бом, бом, бом, бом!
Это грохочет… 
 (Гром)

Только солнце спать ложится,
Мне а месте не сидится.
Я на небо выхожу,
С высока на мир гляжу. 
(Луна)

Игривый, шаловливый,
Болтливый, говорливый.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. 
(Ручей)

Не колючий, светло-синий 
По кустам развешан … 
 (Иней)

Сверкает, моргает, 
Кривые стрелы пускает. 
 (Молния)

Бежит без ног, не зная горя, 
И добирается до моря. 
(Река)

Все как звёздочки сквозные,
А возьмёшь — так водяные. 
 (Снег)

Надоел жуку гамак,
Да не вырваться никак. 
 (Паутина)
 
Из серых кораблей капает,
А цветы моются. 
(Дождь)

Станция «Угадай растение»

Дотронься летом до ствола  этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается не солнце.

(Береза)

Весной в лесу на этом дереве «загораются» маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают  гирлянды  настоящих лампочек. (Елка)

В народе это дерево часто называют «сладким». Нет, конфеты на нем не растут. Но посмотрим, как во время цветения этого дерева летят к нему пчелы и мед потом будет самый вкусный и душистый. (Липа)

Этот кустарник – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. (Шиповник)

Сверху листья дерева зеленые, снизу – серебристо-серые. От малейшего ветерка листья переворачиваются  и дерево становится то зеленым, то серым – переодевается. (Осина)

Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (Рябина)

Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные – зеленые круглый год, потому что хвоинки у них осенью не опадают. А у этого дерева хоть  и хвоинки, а  зимой оно стоит голое, как лиственное. (Лиственница)

Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые  цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают легкие пушинки.     (Одуванчик)

Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. (Мать-и-мачеха)  

Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (Ландыш)

Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай. (Иван-чай)

Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем люди. (Лютик)

Вдоль дорог, вдоль тропинок  встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь путешественнику, натершему ногу, поранившему руку. (Подорожник)

Раньше считали, что растение это вооружено длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в чертей никто не верит, а название за растением сохранилось. (Чертополох)

Это растение не любит солнце – растет в затемненных местах. На вкус его листочки кисленькие. Отсюда, наверное, и название растения. (Кислица)

Станция «Песенная»

Дети   должны вспомнить как можно больше песен  о природе и исполнить куплет из каждой песни.

Станция «Защитники природы»

На этой станции детям предлагается прослушать рассказ и найти в нём ошибки в поведении школьников:

«За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница, но мы решили всё же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их,а кто и вырывал. Незнакомые нам грибы мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток, разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы их всё равно разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце поднималось всё выше, становилось всё жарче.

На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже сильно устали. В лесу много муравейников. Петя решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживлённые, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг, поперёк дороги поползла змея. «Это гадюка!» — закричал Петя и ударил её палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у неё на затылке два жёлтых пятнышка. «Это не гадюка, это уж», — тихо сказала Маша. «Всё равно – гадина!» — ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд подошёл к городу. Весело прошёл день!»

Станция «Кто где живет»

На полу обозначены круги с надписями: небо, озеро, льды, болото. Ответственный за станцию называет животных и растения.

 Например: воробей, белый медведь, кувшинка, цапля, бурый медведь, осока и т.д. Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. \Воробей – небо, цапля — болото\.

Станция «Зеленая аптека»

На этой станции дети отгадывают загадки про лекарственные растения и рассказывают от каких болезней они помогают?

  1. Ты растение не тронь, жжётся больно, как огонь.

 (Крапива. Применяется при аллергической сыпи, крапивнице. Применяется также при кашле, сопровождающим бронхиальную астму, бронхит, коклюш.)

  1. Белые горошки на зелёной ножке.

(Ландыш. Настой применяют как успокоительное средство, при острой и хронической сердечной недостаточности, кардиосклерозе, для усиления сердечных сокращений)

  1. Тонкий стебель у дорожки, на конце его – серёжки, на земле лежат листки, маленькие лопушки.

(Подорожник. Свежие листья используют для лечения ожогов, гнойных ран и фурункулов. При ангине, тонзиллите показано полоскание горла соком или отваром подорожника)

  1. Стоят кругом сестрички: жёлтые глазки, белые реснички.

(Ромашка аптечная. Применяется как слабое вяжущее, противоспалительное и антисептическое средство для полосканий, примочек, ванн и клизм. Используется в косметике, для придания волосам золотистого цвета.)

  1. Держатся на стеблях крепких, сто плодов шершавых, цепких.

(Репейник. Свежий лист лопуха помогает снять головную боль, избавиться от артрита и радикулита. Репейное масло укрепляет волосы)

  1. Дикой розой называют, как лекарство применяют.

(Шиповник. Эффективное средство в комплексном лечении многих болезней: воспалении лёгких, токсикозов, желудочно-кишечных заболеваний. Настойка рекомендуется против малокровия, цинги и лучшего обмена веществ. Маслом шиповника лечат язвы, экземы, дерматиты)

Список литературы:

  1. Внеклассные мероприятия:1 класс/ Авт.-сост. О.Е.Жиренко, С.И. Лобачева. М.:ВАКО,2007.
  2. Миронов В.А. Месяцеслов — народный календарь.М.: Издательский дом «Гранд», 1997.
  3. 1000 загадок: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. Ярославль6 Академия развития, 1999.
  4.  
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв