Экологическая квест-игра
Жуляева Татьяна Леонидовна педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДОД «Заречье» Кировского района г. Казани
Аннотация
Данная экологическая квест-игра предназначена для детей младшего школьного возраста. Рекомендуется проводить в летних лагерях — как пришкольных, так и загородных, приурочив к Дню эколога, который проводится 5 июня.
Игра – квест состоит из станций, задания которых помогают расширить и углубить представления детей в различных областях знаний по окружающему миру, познакомиться в процессе игры с чем-то новым и интересным, станции составлены в различных формах, но объединены единой тематикой – знаний о природе и ее охране.
Станция «Угадай-ка» — загадки о природе
Станция «Угадай растение» — узнать растение по описанию
Станция «Песенная» — вспомнить как можно больше песен, связанных с природой
Станция «Защитники природы» — правила поведения в лесу
Станция «Кто где живет» — в каких стихиях живут те или иные животные
Станция «Зеленая аптека» — узнать лекарственное растение по описанию и где оно применяется
Игра может проводиться как в помещении, так и на природе. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окружающим миром,
Пояснительная записка
Данная экологическая квест-игра предназначена для детей младшего школьного возраста. Рекомендуется проводить в летних лагерях — как пришкольных, так и загородных, приурочив к Дню эколога, который проводится 5 июня.
Цели:
Образовательные:
— формировать у детей любовь к природе и потребность в общении с ней, способности обучающихся к новому способу действия.
Развивающие:
— развивать у ребят мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость.
Воспитательные:
— воспитывать интеллектуальные и музыкальные интересы, вкусы детей.
Задачи:
способствовать нравственному воспитанию учащихся; прививать любовь к окружающему миру; воспитывать чувство сопереживания; обогащать экологический опыт детей.
Планируемые результаты:
Предметные: расширить и углубить представления детей в различных областях знаний по окружающему миру, познакомиться в процессе игры с чем-то новым и интересным.
Личностные: принимать базовые ценности « игра», «команда», прививать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Методы:
Исследовательский: умение самостоятельно распределять деятельность работы, свобода творчества.
Форма организации занятия:
Работа в команде, умение помогать друг другу.
Рекомендации по проведению игры:
1. На каждой станции должно висеть название станции, напечатанное на цветных листах формата А4, чтобы команды легко их находили.
2. Станции на маршрутном листе пишутся в разной последовательности, чтобы команды по очереди прибегали на станции.
- За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл, выставляется в путевой лист, по окончании игры подводятся итоги.
Идея игры: игра может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из пяти станций. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окружающим миром,
Содержание
Вступительное слово организатора:
Жизнедеятельность человека тесно связана с окружающей средой. Часто ей наносится непоправимый вред с тяжёлыми последствиями для грядущих поколений людей и всего живого. Ежегодно, 5 июня, в нашей стране отмечается День эколога, приуроченный ко Всемирному Дню окружающей среды. Событие учреждено Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2007 № 933 «О Дне эколога». Документ подписан В. Путиным. В этот день проходит целый ряд акций и мероприятий, призывающих защитить природную среду планеты и в России, и во всем мире.
И сегодня в рамках этого праздника мы проводим экологическую квест-игру «Юные экологи»
Дети делятся на команды, им выдаются путевые листы, объясняются правила.
1 станция «Угадайка»
Они украшают луга и леса
И это не только природы краса –
В них пчёлы находят целительный дар
И бабочки пьют их них сладкий нектар.
(Цветы)
Они – лесные санитары.
Так прозвали люди их недаром.
Чтобы лес был красив и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Они на страже день и ночь
Гонят разных короедов прочь!
(Муравьи)
Без взрослых с ним развлекаться опасно,
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой
И он обернётся серьёзной бедой.
(Костер)
Можем мы в траве их встретить,
Ведь жильцов там миллион!
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без них весь лес, друг мой,
И одинокий, и пустой.
(Насекомые)
В небе кружатся,
На землю ложатся,
Белые, резные,
Холодные такие
Звёздочки-пушинки
Что это?…
(Снежинка)
Солнце светит — молчит,
Дождь припустит — гремит:
Бом, бом, бом, бом!
Это грохочет…
(Гром)
Только солнце спать ложится,
Мне а месте не сидится.
Я на небо выхожу,
С высока на мир гляжу.
(Луна)
Игривый, шаловливый,
Болтливый, говорливый.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручей)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(Иней)
Сверкает, моргает,
Кривые стрелы пускает.
(Молния)
Бежит без ног, не зная горя,
И добирается до моря.
(Река)
Все как звёздочки сквозные,
А возьмёшь — так водяные.
(Снег)
Надоел жуку гамак,
Да не вырваться никак.
(Паутина)
Из серых кораблей капает,
А цветы моются.
(Дождь)
Станция «Угадай растение»
Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается не солнце.
(Береза)
Весной в лесу на этом дереве «загораются» маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Елка)
В народе это дерево часто называют «сладким». Нет, конфеты на нем не растут. Но посмотрим, как во время цветения этого дерева летят к нему пчелы и мед потом будет самый вкусный и душистый. (Липа)
Этот кустарник – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. (Шиповник)
Сверху листья дерева зеленые, снизу – серебристо-серые. От малейшего ветерка листья переворачиваются и дерево становится то зеленым, то серым – переодевается. (Осина)
Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (Рябина)
Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные – зеленые круглый год, потому что хвоинки у них осенью не опадают. А у этого дерева хоть и хвоинки, а зимой оно стоит голое, как лиственное. (Лиственница)
Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают легкие пушинки. (Одуванчик)
Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. (Мать-и-мачеха)
Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (Ландыш)
Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай. (Иван-чай)
Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем люди. (Лютик)
Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь путешественнику, натершему ногу, поранившему руку. (Подорожник)
Раньше считали, что растение это вооружено длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в чертей никто не верит, а название за растением сохранилось. (Чертополох)
Это растение не любит солнце – растет в затемненных местах. На вкус его листочки кисленькие. Отсюда, наверное, и название растения. (Кислица)
Станция «Песенная»
Дети должны вспомнить как можно больше песен о природе и исполнить куплет из каждой песни.
Станция «Защитники природы»
На этой станции детям предлагается прослушать рассказ и найти в нём ошибки в поведении школьников:
«За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница, но мы решили всё же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их,а кто и вырывал. Незнакомые нам грибы мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток, разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы их всё равно разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце поднималось всё выше, становилось всё жарче.
На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже сильно устали. В лесу много муравейников. Петя решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживлённые, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг, поперёк дороги поползла змея. «Это гадюка!» — закричал Петя и ударил её палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у неё на затылке два жёлтых пятнышка. «Это не гадюка, это уж», — тихо сказала Маша. «Всё равно – гадина!» — ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд подошёл к городу. Весело прошёл день!»
Станция «Кто где живет»
На полу обозначены круги с надписями: небо, озеро, льды, болото. Ответственный за станцию называет животных и растения.
Например: воробей, белый медведь, кувшинка, цапля, бурый медведь, осока и т.д. Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. \Воробей – небо, цапля — болото\.
Станция «Зеленая аптека»
На этой станции дети отгадывают загадки про лекарственные растения и рассказывают от каких болезней они помогают?
- Ты растение не тронь, жжётся больно, как огонь.
(Крапива. Применяется при аллергической сыпи, крапивнице. Применяется также при кашле, сопровождающим бронхиальную астму, бронхит, коклюш.)
- Белые горошки на зелёной ножке.
(Ландыш. Настой применяют как успокоительное средство, при острой и хронической сердечной недостаточности, кардиосклерозе, для усиления сердечных сокращений)
- Тонкий стебель у дорожки, на конце его – серёжки, на земле лежат листки, маленькие лопушки.
(Подорожник. Свежие листья используют для лечения ожогов, гнойных ран и фурункулов. При ангине, тонзиллите показано полоскание горла соком или отваром подорожника)
- Стоят кругом сестрички: жёлтые глазки, белые реснички.
(Ромашка аптечная. Применяется как слабое вяжущее, противоспалительное и антисептическое средство для полосканий, примочек, ванн и клизм. Используется в косметике, для придания волосам золотистого цвета.)
- Держатся на стеблях крепких, сто плодов шершавых, цепких.
(Репейник. Свежий лист лопуха помогает снять головную боль, избавиться от артрита и радикулита. Репейное масло укрепляет волосы)
- Дикой розой называют, как лекарство применяют.
(Шиповник. Эффективное средство в комплексном лечении многих болезней: воспалении лёгких, токсикозов, желудочно-кишечных заболеваний. Настойка рекомендуется против малокровия, цинги и лучшего обмена веществ. Маслом шиповника лечат язвы, экземы, дерматиты)
Список литературы:
- Внеклассные мероприятия:1 класс/ Авт.-сост. О.Е.Жиренко, С.И. Лобачева. М.:ВАКО,2007.
- Миронов В.А. Месяцеслов — народный календарь.М.: Издательский дом «Гранд», 1997.
- 1000 загадок: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. Ярославль6 Академия развития, 1999.