Вы здесь: Главная > Без рубрики > Тренинг с использованием арт-терапии «Повышение самооценки женщины воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Тренинг с использованием арт-терапии «Повышение самооценки женщины воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Бубнова Светлана Юрьевна Педагог-психолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей №75», город Нижнекамск

Тренинговая группа родителей (мамы детей с ограниченными возможностями здоровья) – 10-12 человек.

Цель:  формирование положительной самооценки женщины воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

— ознакомление участников с групповыми правилами;

—  установление атмосферы доброжелательности между членами группы

— определение круга общих проблем, возникающих в семьях, воспитывающих     детей с ограниченными возможностями здоровья;

— обучение  родителей снятию нервного напряжения и  предпочтительные формы контакта с окружающим миром;

— определение моделей позитивного поведения

Место проведения и оборудование:  музыкальный зал,  зал оформлен тезисами по  освещаемой теме, большие стулья, столы-парты на двоих и маленькие стульчики по количеству участников:

Демонстрационный и раздаточный материал: краски, карандаши,  маркеры, фломастеры, альбомные листы, памятки с моделями позитивного поведения, тематические опросники «Какая Я?» на каждого участника.

Ход

 Психолог:   Здравствуйте! Уважаемые мамы! Я рада вас приветствовать, и хочу поблагодарить вас за то,  что вы нашли время для общения вместе с нами.

     Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить  проблемы,  возникающие в семьях воспитывающих детей с ограниченными возможностями.  Вы  родители, а в частности  женщины, так как часто бывает, что мамы одни воспитывают детей с ограниченными возможностями, столкнувшись в своей жизни с бедой, испытываете множество трудностей. Какую помощь вы ждете от нас педагогов, психологов в детском саду?  С чем вы сталкиваетесь каждый день?  Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими проблемами.

Психолог: Для того чтобы начать наш тренинг мы должны установить правила работы группы:

  1. Как мы будем обращаться друг к другу (по имени, по имени и отчеству или вы можете предложить свой вариант). Группа принимает решение.
  2. Доверительный стиль общения – рассказывая другим о себе, мы надеемся на взаимность.
  3. Искренность в общении – если не будет искренности, мы не сможем общаться.
  4. Конфиденциальность происходящего в группе – никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе.
  5. Группа оказывает поддержку каждому (советом, возможностью выслушать, добрым словом).
  6. Предметом обсуждений на занятии являются проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

Игра «Знакомство»

Психолог: Сейчас мы представимся друг другу с помощью игры «Знакомство». Встали в круг. У меня в руках мяч. Каждый, кто получит мяч, будет называть свое имя и повторять имена предыдущих участников. И так, мое имя….

   Затем психолог бросает мяч любому участнику, который называет свое имя и имя психолога. Затем мяч попадает к следующему участнику. Каждый следующий участник называет по имени всех, представившихся до него. Таким  образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

 Психолог: Для того чтобы вовлечь вас в совместную деятельность, еще ближе  познакомиться друг с другом, я предлагаю:

Упражнение «Баланс в группе»

 Психолог:   Сначала все разбиваются на пары  и держась за руки приседают, встают не отпуская рук. То же самое упражнение выполняем вчетвером, потом ввосьмером в кругу.

Основная часть

Психолог:    Все мы живем в семьях,   и у нас складываются разные взаимоотношения, которые обусловлены  тем, как нас воспитывали наши родители, наше материальное благополучие, живем ли мы отдельно или приходиться жить в маленькой квартире с большим количеством людей, характер взаимоотношений супругов и детей.

Психолог: Сейчас  мы будем рисовать групповой портрет семьи. В этом совместном рисунке нужно символически изобразить гармоничное объединение чувств  всех членов семьи. Каждый участник начинает рисовать свой рисунок, затем по моему сигналу рисунки передаются соседу справа. В полученный рисунок от соседа слева каждый участник вносит свою лепту: что-то исправляет, дорисовывает. Затем опять по моему сигналу рисунок передается соседу справа для продолжения создания коллективного образа гармоничной семьи. Рисунками обмениваются несколько раз, пока каждый рисунок не будет завершен.

 Проходит обсуждение и анализ изображенного на рисунке. 

Психолог: Факт появления на свет ребенка не такого как у всех, становится для женщины причиной сильного стресса,  который вы испытываете еще и как родитель. Прежде чем рассказать вам о способах снятия стресса, нервного напряжения, депрессивного состояния, мне хочется, чтобы вы поделились своим опытом со всеми. Как вы регулируете своё состояние? Какие средства используете при этом? Возможно,  вы берете спицы   начинаете вязать, включаете музыку  поете или танцуете  или,  взяв в руки  карандаши,  краски  погружаетесь в мир  творчества, забыв о своих проблемах,  (родители делятся своим опытом снятия нервного напряжения)

Психолог: Чтобы избавиться от проблем, боли, болезней и стрессовых ситуаций. Я вам советую рисовать! Дело в том, что зрительная система человека включает в себя не только глаза, но и участки коры головного мозга, которые и получают, и направляют полученную зрительную информацию. Поэтому, рисуя себя такими, какими вы хотите себя видеть, изображая определенные действия или предметы, вы автоматически улучшаете свою жизнь и психологический настрой. Рисунок – мощнейшее психологическое средство самопомощи! Умение рисовать, а также творческие способности заложены в каждом из нас с детства. Неважно, когда вы возьмете кисточку и краски в руки. Это может случиться и в три годика, и в сорок лет – но у нашей души нет возрастных границ. Есть лишь сильно укрепленные позиции внутреннего страха и собственного убеждения: «Я не могу» или «Я не умею». А вы попробуйте! Поверьте, ваш страх – это лишь миф, который вы старательно растили в себе. Рисуйте и изменяйте свою жизнь к лучшему!

И вот сейчас я вам предлагаю перейти к  практическому заданию, пересесть за столы и  выполнить:

Упражнение «Выговариваю печаль»

     Перед каждой из вас три листа бумаги, акварельные краски и кисточки. На первом листе, окунув кисть в черную краску, поставьте несколько черных пятен, встряхивая кистью. Постарайтесь увидеть в этих пятнах какое-то изображение, для этого соедините их между собой или слегка подправьте,   так как подсказывает вам ваше воображение.

     Затем возьмите второй лист бумаги, серую краску и проделайте то-же самое. Внимательно посмотрите, что у вас получилось, на что похоже, когда вы соединили между собой пятна?

На третьем листе повторите, что вы делали на первом и втором листах, но только теперь пятна делайте ярко-желтой, зеленой и красной красками. Попробуйте  и здесь выявить какое – то изображение, соединяя или подправляя некоторые пятна. Посмотрите на свой рисунок в течение двух минут.

 Родители делятся своими ощущениями от проделанной работы.

Психолог: смотрите радостно на этот мир, чтобы не случилось.

Психолог:  Перед вами небольшой опросник «Какая я? В нем перечислены черты, которые встречаются у многих женщин. Выберите те, которые описывают положительные стороны вашей личности. Похвалите себя.

Игра «Похвали себя»

Группа работает с опросником, если потребуется,  идет обсуждение.

Релаксация

Психолог: Расположитесь как вам удобно. Закройте глаза и постарайтесь представить себе то, о чем я буду вам рассказывать. Ваша главная задача: рисуя в своем воображении картины, которые я буду описывать, отключиться от своих проблем, забыть о них и ОТДЫХАТЬ….

    Прохладный ветерок освежает лицо. Воздух прозрачен и чист. Нет ни пылинки. Вы на опушке леса. Пахнет грибами и сухими листьями. Лес стоит зачарованный  в своем удивительном осеннем убранстве. Золотые и багряные листья, шелестя, падают на землю. Кругом тихо. Только слышно, как под ногами шуршат листья, да вдруг скрипнет сухая ветка. Ваш взгляд скользит вверх.

       В вышине  среди ветвей – удивительная голубизна и чистота неба. Простор. Свобода. Совершенство линий природы.

Праздничность убранства осеннего леса проникает в глубину вашей души, выметая из ее самых дальних уголков все, что мешает вам радоваться лесному празднику. Все лишнее уходит вниз. «Вниз, вниз, вниз», — говорите Вы. Вокруг Вас  сказка! Сказка леса! А кто же Вы? Вы на этом празднике – сказочная королева! Вихрь разноцветных листьев начинает кружить Вас, поднимая вверх, к кронам деревьев. Все выше и выше, вот уже и верхушки деревьев коснулись кончиков пальцев ваших ног. Вы парите над лесом. Вы вершите его судьбу. Вы прекрасны, молоды и полны энергии. Вы сильны и властны. Да здравствует  сказочная Королева лесного торжества! – слышится внизу  переливающимся многоголосием. Будь счастлива, Лесная королева!

Я буду счастлива! Я счастлива сейчас! Отвечаете вы и …. Постепенно просыпаетесь.

    Затем психолог опрашивает каждую из участниц группы, о ее ощущениях время музыкальной релаксации. Он обязательно выясняет, возникал или нет образ предложенный психологом. Возможно, что представления, всплывающие в сознании участниц группы, могут частично или полностью не совпадать с образами, предлагаемыми психологом. Важно выяснить, какие они (приятные или неприятные) и как влияют на самочувствие каждой участницы.

Психолог: И чтобы вам было, где черпать силы в жизни я вам предлагаю

Модели позитивного поведения

Модели – это обобщенный опыт родительского поведения в стрессовых ситуациях. Этот опыт позволяет с наименьшими энергетическими затратами

 И потерями выйти из сложной психологической ситуации. Их нужно просто запомнить.

Модель 1: Я как мать должна уметь рационально прогнозировать развитие событий и владеть любой ситуацией, в которой принимают участие мой ребенок, я и социум.

Модель 2: Уметь в случае стрессовой ситуации мысленно выстроить преграду, защитную «стенку» или поместить ребенка и себя в невидимый футляр, броню для того, чтобы отделиться от любого раздраженного субъекта.

Модель 3: Уметь в случае возникновения дискомфорного психического состояния уйти от конфликтной ситуации и вывести из нее ребенка.

Модель 4: Уметь смягчить, нейтрализовать любой конфликт своим доброжелательным отношением к окружающим.

Модель 5: Уметь заряжать окружающих позитивным к себе и моему ребенку отношением.

Модель 6: Уметь сказать себе СТОП в случае возникновения у меня по объективным причинам тревожного или депрессивного состояния.

Модель 7: Постоянно проявлять к своему ребенку любовь, одновременно показывая ему, что нужно любить и меня.

Модель 8: Уметь в случае непослушания ребенка, переходящего в истерику, или в случае его упрямства спокойно, не повышая голос, показать ему правильный выход из проблемной ситуации, обязательно дав почувствовать ему свою любовь.

Памятка раздается каждой участнице

Психолог: Сейчас мы с вами подытожим, о чем мы говорили на занятии и сделаем вывод нашей работы. 

Обратная связь участниц

А, если есть желающие ответить ещё на вопросы письменно, вы можете взять анкеты. Анкетирование «Обратная связь»

ПРИЛОЖЕНИЕ

 «Какая Я»

Я (                                   ) поставьте свое имя

 

Добрая

Рациональная

Мечтательная

Красивая

Умная

Удачливая

Успешная

Смешливая

Модная

Вдумчивая

Беспечная

Стремительная

Непоседливая

Легкая на подъем

Добродушная

Словоохотливая

Здоровая

Счастливая

Радостная

 

Опишите себя:_____________________________________________
__________________________________________________________

 

Анкетирование «Обратная связь»

Тренинговое имя__________________________________

  1. Степень включенности: 012345678910
  2. Что мешало быть включенным в занятие?__________________________

__________________________________________________________________

  1. Самые значимые для Вас упражнения, задания, во время которых удалось сделать определенный прорыв, что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: _______________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Какие упражнения Вы бы использовали в своей жизни, для повышения своего эмоционального состояния?____________________________________

__________________________________________________________________

  1. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.д.)______________________________________________________

__________________________________________________________________

   

Спасибо большое за участие!

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв