Вы здесь: Главная > Без рубрики > Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие по сказке с Колобком».

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие по сказке с Колобком».

Охотникова Алсу Зуфаровна,

воспитатель первой квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №68»  г. Нижнекамск.

Основная образовательная область: Познавательное развитие

Интегрированные образовательные области: Речевое развитие, физическое развитие.

Форма проведения: Совместная образовательная деятельность педагога с детьми, индивидуальная деятельность детей под руководством педагога.

Цель: Обобщить и закрепить знания умения и навыки полученные на занятиях по ФЭМП в течении учебного года.

Задачи:

— воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость; устойчивый интерес к познавательной деятельности.

— развивающие: Развивать умение считать в пределах пяти, соотносить группу предметов с числовым обозначением, уравнивать группы предметов путем прибавления или убавления на один предмет, соотносить группу предметов с числовым обозначением. Развивать умение различать геометрические фигуры, называть их и группировать опираясь на один из признаков (цвет, форма, величина). Совершенствовать умение сравнивать предметы по длине и ширине. Развивать познавательные процессы (память, внимание, восприятие, мышление) Развивать и активизировать речевую деятельность.

— образовательные: Закрепить знание чисел и счета в пределах пяти. Закрепить знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Закрепить знание понятий – длинный, короткий, широкий, узкий.

Методы и приемы:

Словесный:

— репродуктивно-мнемонические вопросы (Сколько? Что это такое? Как называется эта фигура? Чем отличается?),

— репродуктивно-познавательные вопросы  (Сколько будет, если добавить еще один?  Какое число больше?),

— продуктивно-познавательные вопросы (Что нужно сделать, чтобы их стало поровну?),

— беседа,

— пересказ,

— инструкция — пояснение.

Наглядный (демонстрация — показ)

Практический (индивидуальная работа с раздаточным материалом, моделирование, анализ, синтез, сравнение, классификация,  контроль-оценка)

Наглядные средства обучения: Демонстрационный материал: Изображения героев сказки «Колобок», наборное полотно, счетный материал (яблоки, морковки, три дорожки разные по длине и ширине, записка от Колобка, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), три обруча, карточки с изображением свойств блоков Дьенеша (цвет, форма, размер), Блоки Дьенеша, волшебный мешочек, корзинка, раскраски).

Раздаточный материал: Наборное полотно на каждого ребенка, набор счетного материала (яблоки, морковки по пять штук) на каждого ребенка, числовые карточки в пределах пяти на каждого ребенка, наборы счетных палочек по количеству детей.

ИКТ: Интерактивная авторская игра «Сосчитай-ка», видеозапись «Песенка Колобка», аудиозапись «Прогулка».

Словарная работа: Понятия: широкий-узкий, длинный-короткий, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, столько же, поровну, угол, сторона,  числа – один, два, три, четыре, пять.  УМК – куян, аю.

Ход НОД

  1. Организационный момент

Дети с педагогом входят в группу, на ковре лежат три дорожки разные по длине и ширине

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочному герою, а к какому вы узнаете, отгадав загадку.

 «Отгадывание загадки»

На сметане он мешен,

На окошке он стужен,

Он от бабушки ушел,

Он от дедушки ушел.

У него румяный бок.

Кто же это?

Дети: Колобок

Воспитатель: Правильно, Колобок

  1. Основная часть.

Воспитатель: Мы сегодня отправимся в гости к Колобку, а как к нему попасть нам подскажет записка оставленная Колобком.

Задание «Сравни дорожки»

Педагог читает записку «Чтобы попасть ко мне в гости вы должны пройти по самой широкой и длинной дорожке».

Педагог обращает внимание детей на дорожки, разложенные на ковре.

Воспитатель: Сколько дорожек на ковре?

Дети: Три.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Красная, желтая, зеленая.

Воспитатель: Давайте сравним дорожки по длине и найдем самую длинную (Дети сравнивают дорожки путем приложения)

Дети: Зеленая и желтая длинные.

Воспитатель: А теперь давайте найдем среди них самую широкую (Дети сравнивают дорожки по ширине путем наложения)

Дети: Зеленая дорожка самая широкая.

Воспитатель: Значит, по какой дорожке мы должны пройти, чтобы попасть в гости к колобку?

Дети: По зеленой.

Дети друг за другом проходят по дорожке и садятся на свои места.

Воспитатель: Вот и Колобок нас уже встречает и предлагает отправиться вместе с ним в путешествие по сказке. Отправимся?

Дети: Да.

Воспитатель: Ну, тогда в путь. Катится Колобок, катится, а навстречу ему заяц. А по-татарски?

Дети: Куян.

Воспитатель: Что говорит заяц?

Дети: Колобок-колобок,  я тебя съем.

Воспитатель: А колобок отвечает.

Дети: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».

«Работа с наборным полотном»

Воспитатель:  А заяц в ответ: «Не хочу я твои песни слушать, ты лучше мои задания выполни, и я тебя отпущу». Давайте поможем Колобку. Посмотрите, у зайца есть корзина с яблоками и морковками. Он просит сосчитать их и сказать чего больше.

Педагог выкладывает яблоки на верхнюю, а морковки на нижнюю полоску наборного полотна.

Воспитатель: Давайте сосчитаем сколько яблок?

Дети: Четыре яблока.

Воспитатель: Сколько морковок?

Дети: Три морковки.

Воспитатель: Чего больше?

Дети: Яблок.

Воспитатель: Заяц просит сделать так, чтобы их стало поровну (к доске приглашается ребенок, который уравнивает группы предметов одним из известных ему способов). Каким еще способом можно уравнять яблоки и морковки (к доске приглашается ребенок, который уравнивает группы предметов вторым способом).

Воспитатель: Мы выполнили задание, и заяц не съел Колобка. Отправляемся дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Волк. Что говорит волк?

Дети: Колобок – колобок, я тебя съем.

Воспитатель: А Колобок отвечает.

Дети: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».

Воспитатель: А Волк говорит: «Не хочу я твою песню слушать, ты лучше выполни мое задание, и я тебя отпущу». Поможем Колобку?

Дети: Да.

Интерактивная игра «Сосчитай-ка»

Воспитатель: Волк предлагает поиграть в игру «Сосчитай-ка». У вас на столах лежат карточки с числами, разложите их перед собой от одного до пяти (дети выполняют задание). А теперь посмотрите на доску. Перед вами на доске будут появляться предметы. Их нужно сосчитать и показать карточку с числом обозначающую их количество.  А потом, мы будем проверять, правильно ли вы сосчитали. (Проводится игра на интерактивной доске)

Мы справились с заданием, и Волк не съел Колобка. Отправляемся дальше. А Колобок предлагает сделать вместе с ним зарядку.

Физ. минутка «Колобок» (видео на доске)

Воспитатель: Катится Колобок, катится, а навстречу ему…

Дети: Медведь.

Воспитатель: А по-татарски?

Дети: Аю

Воспитатель: Правильно. Что говорит медведь?

Дети: Колобок-колобок, я тебя съем.

Воспитатель: А Колобок в ответ

Дети: Не ешь меня, я тебе песенку спою.

Воспитатель: Медведь говорит «Не хочу я твою песенку слушать, ты лучше мое задание выполни, и я тебя отпущу». Поможем Колобку?

Дети: Да.

«Блиц — опрос»

Воспитатель: Посмотрите, Медведь приготовил для нас фигуры. Давайте мы их назовем (педагог выкладывает на доске фигуры, а дети называют их). А еще Медведь приготовил для нас вопросы. Слушаем внимательно и отвечаем на них.

— Как называется фигура, у которой три угла? (треугольник)

— Сколько углов у квадрата? (четыре)

— Назовите фигуры, у которых по четыре стороны (квадрат и прямоугольник)

— Что есть у квадрата и нет у круга? (углов и сторон)

— Чем похожи квадрат и прямоугольник? (у них четыре угла и четыре стороны).

— Почему прямоугольник нельзя назвать квадратом? (у прямоугольника две стороны короткие и две длинные, а у квадрата все стороны одинаковые)

Задание со счетными палочками «Плоскостное конструирование»

Воспитатель: Молодцы, на все вопросы ответили правильно. А еще медведь приготовил еще одно задание. У вас на столах есть счетные палочки, выложите из них треугольник (дети выкладывают),  квадрат (дети выкладывают), прямоугольник (дети выкладывают).

Выложите круг.

Дети: Круг выложить нельзя.

Воспитатель: Почему?

Дети: У круга нет сторон и углов.

Воспитатель: Правильно. Мы справились со всеми заданиями, и Медведь не съел Колобка. Отправляемся дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Лиса. Что говорит Лиса?

Дети: Колобок – колобок, я тебя съем.

Воспитатель: А Колобок отвечает.

Дети: Не ешь меня, я тебе песенку спою.

Игра на группировку «Найди свой домик»  (блоки Дьенеша)

Воспитатель: А Лиса в ответ: «Не хочу я твою песню слушать, ты лучше поиграй со мной». Лиса предлагает поиграть в игру «Найди свой домик». Посмотрите, она приготовила для нас мешочек, в котором лежат фигуры. Сейчас я подойду к каждому из вас, и вы возьмете из мешочка по одной фигуре, внимательно рассмотрите ее, определите ее форму цвет и размер (педагог раздает фигуры детям).

Посмотрите на ковре лежат три обруча – это домики для фигур. Каждый домик имеет свой адрес. Адреса будут меняться, поэтому будьте внимательны. Пока играет музыка, фигуры гуляют, как только музыка останавливается, фигуры должны занять свои домики.

(Проводится игра на группировку по трем признакам – цвет, форма, размер, после каждой группировки педагог совместно с детьми проверяет правильность выполнения задания)

   

  1. Подведение итогов.

Воспитатель: Садитесь на свои места. Молодцы! Хорошо справились с заданием и спасли Колобка от лисы. Ребята, по какой сказке мы с вами сегодня путешествовали?

Дети: По сказке Колобок.

Воспитатель: Кого мы встретили в сказочном лесу?

Дети: Мы встретили Зайца, Волка, Медведя, Лису.

Воспитатель: Какие задания выполняли?

Дети: Считали, отвечали на вопросы, выкладывали из счетных палочек фигуры, играли в игру «Найди свой домик».

Воспитатель: Колобок говорит вам большое спасибо и дарит вам в благодарность вот такие раскраски. На этом наше путешествие подошло к концу.

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв