Вы здесь: Главная > Без рубрики > Формирование национальных традиций в развитии музыкального образования детей

Формирование национальных традиций в развитии музыкального образования детей

Бикмуллина Лилия Мухтаровна,  преподаватель

МБУДО «ДМХШ №3»  Ново-Савиновского района г. Казани

Развитие национальных традиций возрождение духовной культуры являются одними из важнейших задач современного музыкального образования. В условиях многонационального региона постепенно сглаживаются национальные особенности, создается опасность утраты самобытности народов. Республика Татарстан гордится своей богатой историей, уникальной культурой, выраженной в сохранившихся традициях и обычаях, передающихся из поколения в поколение. Но важно не просто сохранить это наследие, но и вдохнуть в него новую жизнь. Очевидно, что восстановление живой связи времен возможно только при активном приобщении молодежи к национальной культуре. Сохранение и возрождение музыкальных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории России – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности и формирование музыкально-эстетического вкуса. Народные музыканты, танцоры, художники, зодчие, мастера-руки из века в век стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа, увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер и темперамент людей, передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное богатство нации. Современную музыкальную культуру невозможно представить сегодня без обращения к традициям. В определении «Краткого словаря по обществознанию» отмечается традиция как исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обычаи, правила, нормы человеческой деятельности. «Современный энциклопедический словарь» — отмечает – как определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. В «Атеистическом словаре» определяется традиция (лат. tiaditio — передача) как форма преемственности в различных видах человеческой деятельности. Современный мир музыки одновременно включает в себя различные музыкальные стили и направления, истинные произведения музыкального искусства и низкосортную «музыкальную продукцию». В этой связи актуальной становится проблема своевременного ознакомления обучающихся, слушателей с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа. Исполняя музыку разных народов, знакомимся с характером, особенностями музыкального звучания, ребята с удовольствием изучают произведения композиторов Поволжья. Это способствует формированию интернационального и национального самосознания.

Без подведения какого-либо важного этапа развития музыкального искусства невозможно составить прогнозы на будущее. В этом плане очень актуальным является постановка проблемы традиции и современности на материале музыкального творчества народов Поволжья. Само понятие «Поволжье» как бы фиксирует его интернационализм. Особенность фортепьянного творчества композиторов Поволжья заключается в том, что благодаря особенностям своего языка оно доступно для восприятия всем народностям. Не существует музыки недоступной восприятию другого народа. Чем выше культурный уровень национального бытия, чем шире международные связи, тем более активно музыка обогащается традициями других национальных школ.

Воспитательную силу фортепьянного творчество композиторов Поволжья сложно переоценить. Музыка действует непосредственно, свободно, не претендует на то, чтобы ее принимали за действительность: она удовлетворяет разные интересы и духовные потребности учащихся – эстетические, нравственные, познавательные и т.д. Музыка действует на весь духовный мир человека комплексно, приводит в действие эмоции и слух, мысли и чувства, воображение и интуицию. Подтверждением воспитательной функции фортепьянной музыки можно привести известное выражение Платона: «Кто в этой области воспитан как должно, тот остро воспринимает разные упущения и недостатки в природе и искусстве… Он будет хвалить то, что прекрасно и, приняв его в свою душу, будет питаться им и станет сам безупречным; а безобразное осудит и возненавидит с юных лет…».

Мощным педагогическим потенциалом обладает фортепьянное творчество композиторов Поволжья, которое отличается богатством и разнообразием, отражает национальный характер и духовную культуру народов, позволяет проследить взаимосвязь разных народов. Оно прокладывает путь восстановления педагогических связей между национальными традициями и нравственно-эстетическим воспитанием школьников. Во многих произведениях композиторов Поволжья основой является народная песня. Значительное число произведений композиторов Поволжья стало широко известно. Среди них произведения Сайдашева С.З., Яруллина Ф.З., Виноградова Ю.В., Жиганова Н.Г., Ключарева А.С., Музафарова М.А., Яхина Р.М., Еникеева Р.А. (Татарстан); Сабитова Н.Г., Габдрахманова А.Х., Гайсина А.Р., Сальманова Р.В. (Башкортостан); Воробьева В.Г., Казакова Н.Н., Лукина Ф.М. (Чувашия); Масина Ю.В., Плеханова А.А., Биктяшева Е.М. (Саратов) и других. Многие произведения облегчают учащимся понять содержание своими названиями (Р.Еникеев «Сюита «В мире кукол», Ю. Виноградов «Танец медвежат», «Зайчик», Ф. Ахметов «Танец старика» и другие). Например, Р Ахиярова «Паровоз», «Пьесы из серии «Детский мир», К. Давыдова «Море сердится», «Гамма марширует» в музыкальной игре дети осваивают ритм, динамику, темп, высоту и другие средства художественной выразительности. «Начало – это дело такой важности, что тут хорошо только самое лучшее» — писал И.Г. Гофман. В репертуар каждого учащегося с самого раннего этапа обучения в обязательном порядке включают пьесы композиторов Поволжья. Многие из них написаны на материале татарских народных песен и танцев, что играет определенную роль в воспитании у детей мотивации к народному творчеству, любви к Родине и своему краю.

Преподавателями нашей школы проводится значительная работа по сохранению, развитию музыкальных традиций и формированию новых. Обучающиеся активно и с удовольствием принимают участие в конкурсах, фестивалях музыки народов Поволжья. Например, в Городских конкурсах татарской музыки «Кояшлы буләк» и «Музыкальная мозаика»; Поволжском конкурсе «Татарстан.ru»; Республиканском конкурсе имени В. Гизатуллиной; Всероссийском конкурсе «Мужское братство»; Республиканском конкурсе татарской музыки им. Р.Яхина и других конкурсах; в праздниках «Сабантуй», «День Победы», «День защиты детей».

Проведение различных мероприятий (фестивали, конкурсы, народные и фольклорные праздники, творческие встречи с композиторами, деятелями культуры и искусства, артистами и др.) формируют культуру межнационального общения и нацелено на восприятие уважения к культурам других народов, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.

Фортепианное творчество композиторов Поволжья включает в себя формирование слуха и памяти, воспитанию ритма и организацию двигательных навыков, работу над звуком, техникой, работу над произведением, воспитанием самостоятельности, чтению листа, навыков аккомпанемента, работы над ансамблем; воспитывает артистом, эстрадную выдержку, расширению общего кругозора и формирует мировоззрение личности школьника.

 

Литература:

  1. Богачева Е.М., Иванова Н.А. Традиции обучения в классе фортепиано как основа академического обучении. Роль детской музыкальной школы в воспитании детей. – Десногорск: МБУ ДО «Десногорская ДМШ им. М.И. Глинки», 2017.
  2. Некоторые вопросы музыкального воспитания на начальном этапе воспитания пианиста. – М. Музыка, 2008.
  3. Семенов В.Т. Произведения музыкальных ансамблей композиторов Поволжья. – Самара, 2012.
  4. Ярославцева Н.В. Традиции татарской культуры и деятельности детской музыкальной школы: проблемы сохранения и перспективы развития. – Казань: МБУДО «ДМШ №1», 2016.
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв