Сценарий совместно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе Тема: «Путешествие по островам».
Корабельникова Т.В., Подольская О.В.
Воспитатели
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 45»
Республика Татарстан г. Нижнекамск
Интегрируемые образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Вид: Интегрированная совместная образовательная деятельность
Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники: игровая, коммуникативная, художественно-эстетическая деятельность.
Цель: создание условий для познавательного развития детей через интеграцию содержания образовательных областей и использование развивающих технологий
Задачи:
образовательные: закреплять навыки счета в пределах 10; сравнения чисел; умение ориентироваться во времени, на листе бумаги в клетку, совершенствовать знания геометрических фигур, умение вычленять из представленного ряда лишний предмет по характерному признаку; соотносить предметы, выявляя сходный признак. Совершенствовать умения по измерению объемов при помощи условной мерки.
развивающие: развивать внимание, связную речь, орфографическую зоркость, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость, слуховое восприятие, мышление, память.
воспитательные: воспитывать интерес к занятию, усидчивость, активность, инициативность.
Методические приемы и формы организации деятельности:
I часть. Вводная часть.
1.Привлечение внимания детей, мотивация их интереса, желания участвовать в совместной деятельности — 2 мин.
II часть: реализация задач программного содержания.
Задание 1 «Неделька» -2 мин.
Задание 2 «Волшебная гора» -2 мин.
Задание 3 Выполнение графического диктанта – 3 мин
Задание 4 «Найди пару» — 1 мин.
Задание 5 Круги Эйлера – 2 мин
Задание 6 “Что лишнее?”- 3 мин.
Задание 7 Измерение объемов — 8 мин.
III часть: заключительная — 2 мин.
Подведение итога, анализ.
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал: карандаши красного и черного цвета, лист бумаги, лист бумаги в клетку, 3 пуговицы, простой карандаш, мерный стаканчик, 2 стаканчика, подкрашенная вода розового и зеленого цвета.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Предварительная работа: Изготовление пиратской карты, измерение объемов при помощи условной мерки, выполнение графических диктантов, дидактическая игра «Что лишнее?»
Подбор музыкального сопровождения
Последующая работа: совершенствовать умения по измерению объемов при помощи условной мерки.
Ход занятия:
-Ребята, я пришла сегодня в детский сад и увидела вот эту бутылку. Как вы думаете, что в ней может быть?
Ответы детей.
— Ну что, посмотрим, что в этой необычной бутылке?
Ответы детей.
— Верно, это пиратская карта. Она очень старая, рассыпалась от времени. Видно, бутылка долго плавала в море. Необходимо собрать части карты и рассмотреть ее.
(Карта с островами для детей. Выведена и на интерактивную доску)
— Посмотрите, здесь изображено несколько островов, а в конце карты пиратский корабль. Что это может означать, как вы думаете?
Ответы детей.
— Нужно, миновав все острова, добраться до пиратского корабля и находящихся на нем сокровищ.
Ну что ж путь нам предстоит долгий и трудный, и нам надо будет выполнить немало разных заданий. Вы готовы? Может кто-то сомневается в своих силах и хотел бы остаться на берегу?
— Хорошо, если все согласны, то отправляемся за пиратскими сокровищами.
1 «Неделька»
— Ребята, но все моряки, прежде чем отправляться в плавание, сверяются со звездами. Вот и я обратилась к знакомому звездочету. Он сообщил мне, что среду и следующие два дня на море ожидается сильный туман, а в субботу и следующие два дня будет сильный шторм и, мы тоже не сможем подобраться к сокровищам. Когда же нам отправляться в путь? Сейчас мы узнаем.
Дети выбирают цифру 1-7. Нужно расставить цифры по порядку следования дня недели. Амир, какой у тебя день недели? (Понедельник). Понедельник какой по счету день недели (Первый день недели).
— А теперь давайте определим, когда отправляться в море нельзя (закрывают цифры согласно условиям задачи)
— Осталась незакрытой одна цифра. Как вы думаете, какой день недели остался? (Вторник). Вторник какой по счету день недели? (Второй). Значит именно во вторник можно отправляться в путь. А сегодня, какой день недели, ребята? (Вторник). Так значит, сегодня, мы смело можем отправляться за сокровищами. Не будем терять времени.
— На чем можно добраться до островов, изображенных на карте? (Корабле, катере, самолете). Мы поплывем на корабле.
— Тогда отправляемся в плавание! (Песня)
-Вижу остров, приплыли!
- Это «Остров Волшебной горы». Высаживаемся.
— А вот и сама Волшебная гора.
— Почему как вы думаете, она так называется?
— Потому, что она необычная и состоит из разных геометрических фигур.
Из каких фигур она состоит? Давайте сосчитаем все треугольники, круги, квадраты.
— Каких фигур на горе больше всего?
— Каких фигур на горе меньше всего?
— Молодцы, ребята, с заданием на этом острове вы справились и получаете за это один фрагмент заветного ключа.
— Поплыли дальше.
(«Звуки моря»).
— Вижу новый остров на горизонте. Это остров «Нетландия». Но очень уж на нем тихо, как будто никого нет. Но здесь, ребята, жители просто боятся выходить на улицы. Остров охраняется, а кто его охраняет, мы не знаем. Кто так пугает жителей? Чтобы узнать, необходимо выполнить задание. Садитесь за столы.
3 Графический диктант
Рисование по клеткам под диктовку воспитателя:
2 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 3 – вниз, 3 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 5 – вниз, 2 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 2 – влево, 4 – вверх, 2 – влево.
— Кто же охраняет этот остров? (собака).
— А как будет «собака» по-татарски (Эт).
-Балалар, эт нинди? (эт зур, матур, чиста)
— Ребята, пес благодарен вам за доброе к нему отношение и обещает больше не пугать островитян. А еще, ребята, Рикки говорит, что если мы доберемся до клада, нам будет необходим ключ от сундука, где он лежит. Псу так понравилось ваше доброе к нему отношение, что он готов дать нам фрагмент волшебного ключа. Вот он.
— Ну что ж, пока все складывается удачно. У нас уже есть еще один фрагмент ключа. Двигаемся дальше!
(«Звуки моря»).
— И вот уже новый остров на горизонте. Согласно карте это «Остров потерянного времени»
— Ребята, жители этого острова просят нас о помощи. Пираты пробрались в музей прошлого и настоящего на этом острове и все перепутали. И время на острове остановилось. Чтобы освободить жителей от злых чар нам нужно все разместить на свои места.
- Игра «Прошлое-настоящее».
Детям предлагается серия картинок: свеча- лампа, чугунок — кастрюля, газовая плита- русская печь, счёты – калькулятор, лапти – сандалии, самовар — чайник. Дети находят пару картинок и объясняют свой выбор.
— Ребята, жители острова благодарят вас за помощь и дарят еще один фрагмент ключа.
— Спасибо добрым жителям острова. А нам пора отправляться к следующему острову на нашей карте.
(«Звуки моря»).
— Прямо по курсу «Остров головоломок». Высаживаемся. Рассаживаемся за столами.
- Круги Эйлера
Начертите на листе 2 круга: красного и черного цвета так, чтобы они пересеклись друг с другом.
Возьмите 3 пуговицы и расположите их так, чтобы:
В красном круге было 2 пуговицы, а в черном круге 1;
В черном круге было 2 пуговицы, а в красном круге 1;
В черном круге было 3 пуговицы и в красном круге 3;
В черном круге было 2 пуговицы и в красном круге 2.
- Игра «Что лишнее» (на мультимедийное оборудование)
— Молодцы, отважные путешественники! Все были внимательны и поэтому задание выполнили верно! Получаем за старания фрагмент ключа от сундука сокровищ. Продолжаем наш путь. Осталось добраться до последнего острова.
Занимаем места на корабле. В путь!
Звучит музыка (Шум моря)
- Измерение объемов.
— Ребята, посмотрите, мы приближаемся к острову «Тортуга»
— На этом острове жителям тоже нужна наша помощь. Недавно все жители этого острова простудились и попросили доктора привести им лекарство от кашля и натираний. Доктор выполнил их просьбу, привез лекарство и уехал. Но когда стали разгружать багаж, кувшины с лекарством от кашля и натирании перепутались и теперь не знают жители острова, где у них какая жидкость. Но они хорошо помнят, что: лекарства от кашля было меньше, чем жидкости для растираний.
Вас очень просят помочь разобраться, в каком сосуде какое лекарство.
На глаз сравнить нельзя, так как кувшины непрозрачные, заглянуть внутрь нельзя: ведь горлышко узкое и ничего не видно.
Задача очень ответственная — ошибиться нельзя, надо знать наверняка, где какое лекарство, ведь жидкость для растираний пить нельзя.
Вместе с воспитателем дети решают, что надо жидкость из каждого кувшина измерить меркой и сопоставить результаты измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте, заготавливают таз, в который будут переливать из стакана измеренную жидкость. Измеряют сначала жидкость из одного кувшина — желтую (подкрашенную), а затем из другого кувшина — розовую.
В ходе практической деятельности дети выясняют, в каком сосуде, какая жидкость.
— Ребята, жители острова благодарят вас за помощь и просят запомнить волшебное заклинание, которое поможет открыть сундук с сокровищами.
Собираем ключ.
Посмотрите, ребята, вот и ключ, собранный нами и заветный сундук с сокровищами. Давайте откроем его наконец. Закройте глаза, покружимся, произнося волшебное заклинание:
Эне бене раба кинтер квинтер жаба
Дети кружатся, произнося заклинание. Происходит превращение сундука с мультимедийки в настоящий сундук.
— Вот он наш заветный клад! Заглянем в волшебный сундучок?
Конфеты-медальоны.
— Ребята, вам понравилось путешествовать? Что вам понравилось?
А какие задания вам показались самыми трудными?
Ответы детей.
— Да, ребята, сегодня мы с вами не просто получили сокровища, но и сделали очень много добрых дел и многим помогли по пути. А почему как вы думаете вам это удалось?
-Мы дружно выполняли задания, помогали друг другу, были внимательны.
— А с кем вы сегодня поделитесь впечатлениями.
— А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в корабле.
(«Звуки моря»)
— Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровища.