Общеобразовательная общеразвивающая программа «Первые шаги»
Учитель-логопед Галанина Н.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 40» Республика Татарстан Г. Нижнекамск
Цель. Познакомить со звуком [Ч] и буквой Ч.
Задачи.
Образовательные.
Закреплять умение выделять звук [Ч] из звуков, слогов, слов, фраз.
Закреплять произношение звука [Ч].
Закреплять умение давать характеристику звуку.
Знакомить с буквой Ч.
Закреплять навыки чтения слогов.
Упражнять в подборе слов со звуком [Ч].
Упражнять в определении позиции звука.
Упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Закреплять понятия о словах-однофамильцах со звуком [Ч].
Упражнять в выкладывании буквы Ч из счетных палочек.
Закреплять знания о внешнем виде грача.
Развивающие.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать мышление, воображение, память.
Воспитательные.
Воспитывать умение работать в команде, сообща; помогать друг другу.
Материал.
Символ звука [Ч], счетные палочки на каждого ребенка, массажный мяч, картинки слов-однофамильцев, картинки со звуком [Ч], картинка поезда, подушки на каждого ребенка, силуэты грачей на каждого ребенка, черная гуашь, салфетки.
Предшествующая работа.
Отыскивание слов-однофамильцев разных звуков, выкладывание букв из палочек, чтение стихотворения С.Я. Маршака «Азбука в стихах».
Ход.
Вводная часть. (Стоя полукругом у мольберта).
Логопед. Я произнесу несколько слов, догадайтесь, о каком звуке мы сегодня говорим. Врач, чай, грач, печка.
Основная часть.
- Произнесите этот звук, дайте ему характеристику. (Он согласный, шипящий, глухой, мягкий.) Как будто едет поезд. (Показ картинки поезда).
- Игра «Хлопушка». Я буду произносить разные звуки, хлопните, если услышите звук Ч:
— звуки: с, ш, ч, у, ч, ть, сь, ч, ш, и, ч…
— слоги: ча, ся, ша, ач, оч, ош, уть,…
— слова: чаша, щека, петь, печь, сирень, червяк…
- (Сидя полукругом на подушках). Подберите слова со звуком [Ч].
- «Определи место звука в слове». Я буду показывать картинку, а вы скажете, где находится звук [Ч]– в начале, середине, конце.
- Чтение стихотворения С. Маршака:
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Назовите все слова со звуком [Ч] из этого стихотворения.
- (Стоя у мольберта). Вот буква Ч. На что она похожа? Мы ее познакомим с гласными буквами. Читаем слоги все вместе.
- (У столов). Покажите пальцем в воздухе, как пишется буква Ч. Подойдите к столам и выложите букву Ч из палочек.
- (Стоя на ковре). «Мяч в кругу». Кому я брошу мяч – тот называет слова ласково. (Стул – стульчик, мяч – мячик, рука – ручка, кошка – кошечка, белка – белочка, юбка- юбочка, блузка – блузочка…).
- (Сидя полукругом на подушках). Как вы знаете, некоторые слова обозначают разные предметы. Фамилия у слова одна, а предметы разные. Эти слова называются слова-однофамильцы. Я покажу вам разные картинки. Какая фамилия у этих слов? (Бабочка, палочка, ручка, кирпич, колокольчик, кисточка).
- (Стоя). Физкультминутка «Грач»
Зима с грачами спорит — грозить пальцем
Морозит и метелит. Разводить руками круги
Открывшуюся землю
Опять снежком устелит. Бросать снежки
Грачи не унывают – руки на щеках – качать головой
И каркают, и скачут: каркать, прыгать
«Дорогу одолели силачи
И будем живы, значит!»
11.Пальчиковая гимнастика «Ходит грач»
По проталинам просторным шаги вперед
Ходит грач в костюме черном. шаги назад
Грач проталине под цвет колечки
И его как будто нет. шар
12.Гимнастика для глаз «Черный грач»
Черный грач чернее ночи глаза вверх-вниз
Утомился, как рабочий: глаза вправо-влево
Он за плугом днем ходил, круг
Клювом червяков ловил. поморгать
- А теперь подойдите к столам. У вас на листах бумаги нарисованы силуэты грачей. Обмакните пальцы в краску и приложите на лист. Весь силуэт заполните отпечатками пальцев рук.
Рисование грача пальцами рук.
Итог занятия. Что вам понравилось больше всего?