Вы здесь: Главная > Без рубрики > Музыкально-педагогическое значение сборника пьес Петра Ильича Чайковского «Детский альбом».

Музыкально-педагогическое значение сборника пьес Петра Ильича Чайковского «Детский альбом».

Ишкаева Татьяна Ханифовна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Детская музыкальная школа №24»  Кировского района г.Казани

1.Введение

    «Детский Альбом» П.И. Чайковского — произведение заслуженно любимое как в среде профессиональных музыкантов, так и в широких кругах любителей музыки.  Оно постоянно звучит  и в стенах детских музыкальных школ,  и в концертных залах. Педагоги очень часто обращаются к этому шедевру, а маленькие исполнители с удовольствием работают над его пьесами. Хотя надо заметить, что предметом основательного исследования этот цикл становится не так часто, хотя необходимость в этом определённо есть.

     Как это бывает с выдающимися произведениями (особенно по прошествии времени),  различных взглядов  на их содержание и трактовку становится всё больше, а индивидуальность исполнения выдающихся пианистов таких как  А.Гольденвейзер, Я.Флиер, М. Плетнёв  будит воображение и обогащает наше понимание этой бессмертной музыки.

    Знакомство с пьесами цикла  начинается в раннем возрасте и по завершении профессионального образования свои впечатления, являющиеся как бы окном в мир детства,  музыкант-исполнитель, а впоследствии и педагог, использует в своей работе. Такой своеобразный мостик, соединяющий взрослый и детский мир в едином поле и  роднящий  души педагога и ученика, —  это ещё одно уникальное свойство музыки «Детского альбома».

2.Немного истории

    Известно,  что Чайковский  любил бывать в Каменке,  большом украинском селе под Киевом.  Там, среди друзей и родных, он чувствовал себя  очень комфортно, с удовольствием  отдыхал и сочинял.  Любимая сестра Чайковского Анна Ильинична  была замужем  за одним из хозяев каменского имения, Львом Васильевичем Давыдовым,  который был  другом Петра Ильича. Именно Володе Давыдову, сыну Льва Васильевича и Анны Ильиничны, которому было в ту пору 6 с половиной лет,  был посвящён  написанный в 1878 году цикл пьес.  В том же году он был выпущен в издательстве Юргенсона  с посвящением племяннику под  названием «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».  В первом издании  художником А.Cтепановым  были сделаны рисунки к каждой пьесе.

    Впервые о замысле «Детского альбома»  мы узнаём  из письма  Чайковского Юргенсону  в феврале 1878 года,  которое он написал из Флоренции, находясь в длительном путешествии.  Он пишет: «Хочу попробовать написать ряд легких пьес, Kinderstuck’ов [детских пьес]». 

    Познакомившись с новым произведением Чайковского, некоторые музыканты выражали сомнение,  многое казалось странным и необычным.  Музыка «утренней молитвы», «похоронного марша» заключительной пьесы » В  церкви» казалась чересчур серьёзной,  вызывала сомнение по-взрослому страстная  лирика «Сладкой грезы».  Возникал вопрос: придётся ли такой необычный сборник по  вкусу  учителям и детям?

    Сейчас, когда несколько поколений музыкантов безоговорочно приняли и полюбили  цикл, можно сказать, что сомнения были напрасны.  Но глубина этой с виду простой музыки  ещё долго будет ставить перед исполнителями и педагогами  множество вопросов  и проблем. Чайковский показал  мир детства  во всей его сложности,  и воплощение  этой сложности требует соразмерных усилий.

3.Образный строй, построение цикла

    Многие выдающиеся композиторы с удовольствием писали музыку для детей, вспомним Р.Шумана, М.Мусоргского, К.Дебюсси, С.Прокофьева.  Тем не менее, эта задача была и есть одной из самых сложных.  Как совместить высокие художественные достоинства  и доступность  маленьким музыкантам?  Как говорить о самом сложном с ребенком на понятном ему языке?

    Чайковскому  во всех произведениях свойственна   особая  ясность  мышления, формы. Эти свойства  отличают все пьесы цикла, некоторые являются образцами. Например,  «Старинная французская песенка» — типичная двухчастная репризная форма, или «Камаринская» — маленькие вариации.

     Понятный музыкальный язык, доверительность интонации,  связь с бытовым музицированием —  это те качества  музыки, которые делают ее понятной и близкой детям. 

    Но «Детский альбом» — не просто музыка для детей и о детях. «Детскость» — не единственная из его сторон. Смыслы «подтекста» становятся ясными в авторских указаниях, которые иногда выглядят необычными в не всегда понятной последовательности номеров.

    Если даже бегло взглянуть на  последовательность пьес, можно заметить некоторые связи между номерами. Первые две пьесы  «Утренняя молитва» и «Зимнее утро» — пробуждение, начало дня; последняя  «В церкви» — его завершение, вечернее обращение к Богу. «Кукольная трилогия», «Песенки», «Танцы», «Сказки» представляют  собой некие части внутри  цикла. Вместе с тем, далеко не все выглядит последовательным. Почему, например, «Кукольный цикл» разделён «Вальсом»?

     Почему «Мама» стоит не в числе «утренних» пьес, что было бы  естественным, а среди «игровых» — между «Игрой в лошадки» и «Маршем деревянных солдатиков»? Такие вопросы возникают часто.

    Но если мы посмотрим на автограф, у нас появляется пища для размышлений. По неизвестной причине порядок пьес  в первом издании был изменён. Изучению первоначальной композиции цикла, его тонально-тематическим связям посвящена статья Кандинского-Рыбникова и Месроповой. Авторы приходят к выводу: в первоначальном варианте, отраженном в автографе, параллельно развиваются  как бы два «сюжета». Первый из них — явный, очевидный. Он отражает день ребенка. Второй — скрытый, символизирует жизнь человека.

     Сравним два варианта порядка пьес:

Автограф

  1. Утренняя молитва
  2. Зимнее утро
  3. Мама
  4. Игра в лошадки
  5. Марш деревянных солдатиков
  6. Новая кукла
  7. Болезнь куклы
  8. Похороны куклы
  9. Вальс
  10. Полька
  11. Мазурка
  12. Русская песня
  13. Мужик на гармонике играет
  14. Камаринская
  15. Итальянская песенка
  16. Старинная французская песенка
  17. Немецкая песенка
  18. Неаполитанская песенка
  19. Нянина сказка
  20. Баба-яга
  21. Сладкая греза
  22. Песенка жаворонка
  23. В церкви
  24. Шарманщик поет

Публикация

  1. Утренняя молитва
  2. Зимнее утро
  3. Игра в лошадки
  4. Мама
  5. Марш деревянных солдатиков
  6. Болезнь куклы
  7. Похороны куклы
  8. Вальс
  9. Новая кукла
  10. Мазурка
  11. Русская песня
  12. Мужик на гармонике играет
  13. Камаринская
  14. Полька
  15. Итальянская песенка
  16. Старинная французская песенка
  17. Немецкая песенка
  18. Неаполитанская песенка
  19. Нянина сказка
  20. Баба-яга
  21. Сладкая греза
  22. Песенка жаворонка
  23. Шарманщик поет
  24. В церкви

    Похоже, что в автографе «Детский альбом» более заметно делится на микроциклы. Начальный можно определить как «утреннее настроение». Сдержанно-строгому  строю «Утренней молитвы»  идет на смену бурная, тревожная музыка «Зимнего утра». Мир в душу героя возвращает «Мама», но в ее ласковых фразах также можно услышать подспудную тревогу. Микроцикл объединен и тонально — соль мажор в начальной и заключительной пьесах.

     Если выделить следующий раздел, то ему  можно дать условное название «Домашние игры и танцы». Он открывается, пожалуй, самыми безоблачными, детски-наивными пьесами «Альбома» — озорной токкатиной «Игра в лошадки» и игрушечным «Маршем деревянных солдатиков». Это — «игры мальчиков». Следующие три номера — «игры девочек» («кукольная трилогия») — вносят столь типичный для Чайковского резкий драматический контраст.

    Восприятие последовательности пьес  из автографа и первого издания имеют  совершенно различный эффект. Слушая вариант автографа, поражаешься  легкости и изяществу образов самой краткой пьесы цикла — «Новой куклы», но она же – и самая краткая в цикле, благодаря чему   акцент переносится на  тягостно-печальные настроения «Болезни куклы».  В первом издании микроцикл завершает  веселая пьеса, в автографе же —  траурный марш.     Тяжелое настроение немного рассеивает мечтательно-поэтичный «Вальс». Но в его середине до минор, пришедший будто из «Похорон куклы», и двухдольность, перебивающая трехдольный метр вальса, заставляет опять вспомнить о похоронном марше.

     «Вальс» будто бы открывает маленькую танцевальную сюиту, содержащую 3 пьесы (9-11), она заключает маленький цикл «домашних» образов. Радостная «Полька» идет на смену движению «Вальса». В «Мазурке» снова зарождаются беспокойные мотивы. «Домашний» микроцикл соединен аркой: ре мажор в «Игре в лошадки» и ре минор в «Мазурке».

     Дальше — «странствия». Сначала по родной стране («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), потом  —  европейские («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая и «Неаполитанская» песенки). Здесь все пронизано личными впечатлениями. Мотивы «Итальянской песенки», а также «Шарманщика» — своеобразные «зарисовки с натуры»: мелодии были услышаны Чайковским во время странствий  в 1878 году. Интересно, что 2 песни из четырех— «Итальянская» и «Старинная французская» — были связаны с очень личными переживаниями. Слова «Итальянской песенки», спетой уличным певцом, удивил Петра Ильича резким несоответствием лика ребенка-исполнителя и драматического смысла песни (подробнее см. в анализе данной пьесы). Мотив «Старинной французской песенки» была потом использован в «Песне менестрелей» из оперы «Орлеанская дева», где  рассказывается о мучениях, жертвах, трагической любви…

    Путешествиям приходит конец. Последняя маленькая сюита  (№ 19-24) — как бы «Возвращение домой». Но умиротворение наступает не вдруг. Начальные 3 номера (№ 19-21) — драматическое ядро «Детского альбома». Их условно можно обозначить как  «ночные». В забавной «Няниной сказке» угадываются гармонии «Зимнго утра». Из тревожных аккордов «Няниной сказки» будто рождается призрак «Бабы-Яги». Ночной кошмар сменяется сентиментальной «Сладкой грезой»…

    Душа обретает равновесие только в трех  заключительных пьесах, в последнем микроразделе.  «Песня жаворонка», открывающая его, подводит черту под ночными страхами и томительными  мечтами.  На смену ей  идёт скорбно- величавый хор «В  церкви», в основе которого лежит подлинная тема церковного покаянного псалма.  Во всех изданиях  эта пьеса и завершает цикл,  хотя в автографе  пьеса «Шарманщик поёт»  является последней.  Нехитрая  мелодия  этой  умиротворённой  темы  рассеивает  мрачный колорит.  Тут можно усмотреть некий религиозный смысл. Но здесь он пока скрыт, зашифрован.

    В песне шарманщика слышатся отголоски интонаций «Утренней молитвы». Взятый терцией выше, он звучит теперь нежнее и ласковее. Мотив будто тает в выси — тут намек на воскрешение, возрождение? Перекличка с началом цикла подкреплена тональными ассоциациями. Завершающий номер, как и первый, написан в соль мажоре, таким же образом объединен и заключительный маленький цикл: соль мажор («Песня жаворонка»), параллельный ми минор («В церкви») и вновь соль мажор («Шарманщик поет»).

    То есть, обозначаются как бы 2 сюжета.       

    Первый — «Жизнь ребенка». Утренние игры и танцы; прогулка по деревне; мечты о далеких странствиях; вечер и ночь; освобождение от сна под звуки песни жаворонка; снова вечер, молитвы, раскаяние в своих грехах, добрые чувства перед сном.

    Второй — «Жизнь человека». Осознание личного «я», мысли о религии, тревоги окружающего мира; радости молодости и первые потери; путешествия, возвращение домой, жизненные драмы; душевное обновление, присутсвие смерти, покаяние, радость примирения с жизнью.

     Нас не оставляет мысль, что есть какой-то скрытый смысл расхождения порядка пьес 1 издания и автографа. Может, здесь присутствует некая программность, как  в 4 симфонии, написанной незадолго до «Детского альбома»? 

    Мы знаем, что Чайковский рассказала ней в письме к Н. фон Мекк, ко-торой была посвящена симфония. Возникает вопрос, почему композитор изменил порядок номеров и придал им другой смысл в 1 издании по сравнению с автографом?  М. Месропова и А. Кандинский-Рыбников так отвечают на этот вопрос: «Возможно, Чайковский, создав цикл (далеко превосходящий первоначальное намерение «сделать ряд маленьких отрывков»), решил сохранить его для себя — в рукописи, которую он передал в архив Юргенсона, а опубликовал облегченную, детскую редакцию «Детского альбома» — с тем, чтобы повременить обращаться к детям, и, прежде всего, к своему любимому племяннику Володе Давыдову, с глубоко личной интерпретацией недетской проблемы жизни и смерти. Но вероятно, обдуманная, хотя и замаскированная несообразность местоположения нескольких пьес — не тайный ли призыв автора к потомкам разгадать и воссоздать замысел, оставшийся в рукописи?».

  1. Особенности стиля, педагогические аспекты прочтения «Детского альбома».

     Во всех номерах цикла ярко выражены черты  стиля  Чайковского.  Здесь есть и песенность («Итальянская песенка», «Сладкая грёза», «Шарманщик поёт»), и танцевальность («Вальс», »Мазурка», »Полька»). Встречаются  жанровые зарисовки  в народном духе («Русская песня», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»), пейзажная лирика, картины природы («Зимнее утро», «Песня жаворонка»).

    Пьесы имеют разную степень трудности.  Есть  пьесы доступные совсем маленьким детям(1-2кл), но есть и другие, требующие значительных пианистических умений, определенного уровня эмоциональной зрелости.

     Однако благодаря огромному дарованию композитора, пьесы доступны для детского мышления. Даже самые сложные, такие как «Игра в лошадки»,  «Баба-Яга», «Сладкая греза», можно играть в 3-4 классе.

    Можно проследить внутренние связи «Детского альбома» с циклом «Альбом для юношества» Р.Шумана. Особенно  они  проявляются  в выборе сюжетов: европейские танцы, картины природы, детские игры.  Но цикл Чайковского отличает глубокая  национальная природа музыки.

     Хочется заострить внимание на трилогии «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла». «Болезнь куклы»  представляет собой неспешное  движение с очень печальным наполнением, где как вздохи, падают вниз  интонации мелодии. Настроение скорбное, и на протяжении всей пьесы ощущается  груз тревоги.  «Похороны куклы»  — торжественный   и мрачный (похоронный) марш.  В  «Новой кукле»  совершенно иное душевное состояние. Вальсовый аккомпанемент на фоне взбирающейся вверх мелодии создают очень безмятежное и радостное настроение.

     Особая педагогическая ценность заключается в том, что Чайковский, никогда не занимавшийся пианизмом с детьми,  проявил  потрясающее знание возможностей детских рук и использовал удобные приемы игры и изложения материала. Он сознательно отказался в этом цикле  от  насыщенной полифонической  фактуры – обилия  имитаций и подголосков.  Нижний регистр используется крайне мало, а звуки верхнего  встречаются лишь в  «Песне жаворонка». Главенствующее  место отведено аккордовому типу изложения. Однако в сборнике не используются широкие интервалы и аккорды (нельзя найти шире септимы – так как это стало бы помехой для исполнения пьес детьми). Аккордовый аккомпанемент встречается в следующих пьесах: «Вальс», «Мазурка», «Итальянская полька», «Немецкая песенка» и др.

     Еще один тип фактуры – сплошная гармонизация мелодии, образующая движение аккордами. «Утренняя молитва», «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы», «Нянина сказка».

   («Мужик на гармонике играет» имитация звучания гармоники D7 в тесном расположении, средний регистр)

 «Игра в лошадки» — токкатный тип изложения (оживленный темп, легкость движения кисти, игра фактуры на стаккато). Пьеса исполняется аккордами по 2 звука в каждой руке.

     Работе над штрихами посвящается  много внимания. Навыкам игры стаккато дети обучаются в пьесах «Баба-Яга», «Камаринская». Штриху легато, «умению петь на рояле»,  посвящены уже упомянутые «Итальянская песенка», «Шарманщик поет». Есть более сложные пьесы, где легато сохраняется в партиях обеих рук ( «Мама», «Старинная французская песенка», «Сладкая греза»)

    Все это являет собой хороший материал для развития выразительной фразировки и приемов игры на фортепиано. Надо заметить, что легато употребляется в  медленных пьесах, а стаккато  — в более быстрых,виртуозных.  Отсутствие быстрого пальцевого легато, гаммообразной техники, подвижных мелодических фигураций,  обилия орнаментики, еще раз потверждают  направленность идеи Чайковского на создание именно учебного репертуара.

    Для всех пьес характерны  приемы позиционной техники, позволяющие руке сохранять почти неизменное положение пальцев ( «Зимнее утро»).

    То, что в сборнике преобладают формы техники, требующие движения всей руки, развития кистевой, аккордовой техники  говорит о том, что Чайковский придерживался прогрессивных  принципов  Листа, который центральное место в фортепианной педагогике отводил воспитанию свободы движения рук (в отличие от педагогов старой школы с их приоритетом пальцевой беглости). 

  1. Заключение

      «Детский альбом» Чайковского стал одним из основополагающих инструктивно-педагогических пособий для детей в России.  Отечественные композиторы продолжили эту традицию (произведения и циклы пьес Гречанинова, Гедике, Свиридова, Кабалевского, Прокофьева, Щедрина).  Наряду с неоспоримой художественной ценностью, эти пьесы знакомят детей со стилем композитора и помогают в дальнейшем понимании более сложных его произведений. Кроме того «Детский альбом» Чайковского  еще и отражает быт жизни  детей позапрошлого столетия, что для современных школьников поучительно и увлекательно.

     Фортепианная музыка Чайковского – огромный мир, воплощенный в звуках. Его фортепиано – это и человеческий голос, и инструменты симфонического оркестра, и звуки природы…Однако Чайковский не был профессиональным пианистом. Фактура его  не всегда удобна – это знают и концертирующие пианисты, исполняющие Первый концерт, и дети, изучающие «Детский альбом». Но неудобства такого рода искупаются удивительным богатством интонационного содержания, глубиной и разнообразием эмоционального спектра.

     Работа над «Детским альбомом» требует от педагога огромной душевной отдачи, напряженного интонационного вслушивания, неугасающего стремления к новым знаниям. Однако затраты интеллектуальной и эмоциональной энергии с лихвой окупаются высоким художественным наслаждением и сознанием того, что  педагог, вводя ученика в художественное пространство «Детского альбома», приобщает его к миру высших духовных ценностей отечественной и мировой культуры.

  1. Список литературы
  2. С.А.Айзенштадт « Детский альбом» П. И. Чайковского. – М.: Издательский дом « Классика – ХХI», 2006.
  3. А.Д. Алексеев История фортепианного искусства М.: Музыка 1988 г.
  4. А.Д. Алексеев Методика обучения игре на фортепиано М., 1971 г.
  5. А.Кандинский – Рыбников, М.Месропова «О неопубликованной П.И.Чайковским первой редакции «Детского альбома».
  6. Г.Г. Нейгауз «Записки педагога». М., 1961; 1982.
  7. А.Николаев «Фортепианное наследие Чайковского» . — М., Музгиз 1949 г.
  8. Вопросы музыкальной педагогики 11 М. Музыка, 1997 г.
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв