Вы здесь: Главная > Без рубрики > «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации дошкольника по ФГОС» (из опыта работы)

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации дошкольника по ФГОС» (из опыта работы)

Валиуллина Алсу Хамитовна

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №87»

г. Нижнекамск РТ


Содержание

1. Введение……………………………………………………………… …… 2

2. Основная часть …………………………………………………………… 3 — 4

3. Заключение ………………………………………………………………4 — 5

4. Литература …………………………………………………………………5

  1. Введение

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Известный советский психолог Л.С. Выготский подчёркивал, что «через игровую деятельность и движется ребёнок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие».

Дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью. Поэтому социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является сюжетно-ролевая игра. Сюжетная игра — это главный и самый развивающий вид деятельности ребенка. В ФГОС  игра рассматривается  как  один из сквозных механизмов развития ребенка,  как важное средство его социализации. Игра напрямую влияет на процесс социализации дошкольника.

Задача воспитателя – правильно и умело помочь ребенку приобрести социальные навыки, сделать игру интересной и содержательной, чтобы в её процессе дети учились переживать возвышенные, благородные чувства, учились мечтать и фантазировать.  Положительные эмоции, впечатления, знания – вот основа содержательных игр! 

В последние годы многие исследователи с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова и др.). Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Стали углубляться противоречия между признанием роли игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей, их раннего вовлечения в систему дополнительного образования.

Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменениями социума.

Учитывая актуальность проблемы и важность её для психического развития детей подготовительной к школе группы, я поставила перед собой цель — повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе. А в работе с детьми — актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка; способствовать использованию в практике современных требований к организации сюжетно-ролевых игр.

  1. Основная часть

Одним из основных этапов нашей работы стало обогащение предметно–развивающей среды в группе. Длительные наблюдения за сюжетно–ролевыми играми старших дошкольников показали, что дети в основном играют в игры, отображающие нашу повседневную бытовую жизнь: «Семья», «Магазин», «Детский сад», «Больница», «Парикмахерская». Вследствие жизненных обстоятельств и возрастных особенностей они не знают, какие действия присущи, например, таким профессиям, как актёр, режиссёр, банкир, учёный, журналист, менеджер. Чтобы донести до сознания ребёнка сущность этих профессий, не менее интересных, чем традиционные «продавец», «воспитатель», «врач», «парикмахер», мы создали в группе центры детской активности с учётом условий современной жизни. Среди них — сюжетно-ролевые игры «Туристическое агентство», «Кругосветное путешествие», «Банк», «Кафе», «Служба спасения» и «Автозаправочная».

Самые интересные для наших воспитанников являются «Туристическое агентство» и «Кругосветное путешествие». Через эти игры у них уточняются и расширяются представления о туризме; появляется интерес к познанию достопримечательностей дальнего зарубежья, животного и растительного мира разных континентов; расширяется словарный запас. Они знакомятся с профессиями директора туристической фирмы, менеджера по туризму, курьера, кассира, пилота самолета, стюардессы, машиниста поезда, бортпроводника, капитана корабля, штурмана, рулевого и т.п.

На занятиях по  формированию целостной картины мира у дошкольников возник вопрос о том,  где можно купить путевки и билеты в ту или иную страну. В ходе беседы с ними мы пришли к выводу, что следует обратиться в туристическое агентство, где опытные специалисты смогут помочь советом и сделать путешествие удобным и безопасным. С целью ознакомления с обязанностями работников турагентства, с детьми рассматривали картины, иллюстрации с изображением их рабочих мест, журналы, открытки, буклеты о местах отдыха туристов. У детей постепенно появилось представление о том, чем занимается каждый работник бюро. Директор агентства налаживает контакты с другими странами, создаёт и размещает вывески и рекламу, руководит работой своих сотрудников; менеджер по туризму встречает клиентов, помогает им выбрать направление маршрута, рассказывает о странах, используя презентацию и журналы, демонстрирует сувениры из разных стран; туроператор помогает выбрать отель, рассказывает об условиях проживания, связывается с отелем и бронирует нужное количество мест, выдаёт путёвку и билеты; кассир принимает оплату за наличные деньги и по безналичному расчёту; клиент вежливо здоровается, интересуется направлениями туристического отдыха, просматривает слайды, буклеты, журналы, выбирает страну, оформляет у оператора путёвку и билеты, оплачивает у кассира.

В течение учебного года мы проводили с детьми познавательные беседы о материках, морях и океанах. Чтобы пробудить у них интерес к игре. Я сначала преподнесла глобус и карту мира. Начав с путешествия по карте, дети узнали много интересного. Они уже уверенно называют и показывают все шесть материков (Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная и Южная Америка) и пять океанов (Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий и Южный). По ходу путешествий решались многие познавательные задачи, расширялись знания детей о животном и растительном мире разных стран (например: Египет – страна песков, верблюдов и пирамид; Япония – страна восходящего солнца и сакуры; Индия – страна слонов и т.п.).

Для обогащения содержания сюжетно-ролевых игр мы использовали изучение и чтение детских энциклопедий, справочников,  книг из серии «Что? Где? Почему?». Наши дети получили дополнительные знания через чтение художественных произведений: Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», С. Сахарнов «Кто в море живет», Р. Киплинг «Маугли», «Рики-Тики-Тави», сказок Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик», «Кот в сапогах»; через дидактические игры «Кто где живет?» и «Что где растет?». В процессе игр-путешествий у них появилось желание знать все больше и больше. Многие стали приносить из дома интересные познавательные книги, рекламные буклеты из туристических бюро. Полученные знания способствуют введения ребенком в игру новых ролей, расширяют игровые отношения, вызывают его активность.

В своих работах по рисованию, лепке и аппликации детям нравится отражать природу и животный мир разных континентов; они любят конструировать корабли, самолеты и поезда.

Детям с большим желанием смотрят мультфильмы «Умка», «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля». Песни «Чунга-чанга» (муз. В. Шаинский, сл. Ю. Энтин); «Мы танцуем буги-вуги» (муз. и сл. М. Науменко); «Голубой вагон» (муз. В. Шаинский, сл. М. Пляцковский); «Колыбельная медведицы» (муз. Е. Крылатов, сл. Ю. Яковлев) они знают наизусть и часто напевают.

В группе имеется картотека подвижных игр народов мира. Из них самые любимые для наших воспитанников – японская игра «Кагоме», аргентинская игра «Поезда», игра детей Танзании «Салки по кругу», в которые дети охотно играют во время прогулок.

Родители воспитанников – наши активные помощники. В течение учебного года они были привлечены к изготовлению необходимых атрибутов: ж/д билеты и авиабилеты, паспорта, деньги, бейджики и отличительные знаки для сотрудников турагентства; детские ноутбуки, кассовый аппарат, пластиковые карты, телефоны и т.д. С совместным участием родителей и детей организовали фотовыставку «Мы туристы» и выставку сувениров, привезенных ими с дальнего зарубежья (Индия, Италия, Китай, Таиланд, Турция).

  1. Заключение

Таким образом, с принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни детей в ДОУ.  В игре у них проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности, в игре они познают окружающий мир. Педагоги должны максимально насытить жизнь детей игрой и яркими эмоциональными событиями.

В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети, играя, — в значительной степени зависит от нас, педагогов. Нельзя забывать, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими «деловой».

Список литературы

    1. Бакина М. Современные дети, современные игры.// Дошкольное воспитание. 2005 — №4 – с 58-60.
    2. Бойченко Н.А., Григоренко П.И., Коваленко Е.И., Щербакова Е.И. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. – Киев: Рад. Школа, 1982г.
    3. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. -Ростов н/Д: Феникс, 2008г.
    4. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. — М.: Линка-Пресс, 2009. – с 96.
    5. Смирнова Е.И. современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002 — №4 – с 70-74.
    6. Солнцева О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010г.

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв