Вы здесь: Главная > Без рубрики > «Речевое развитие старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку»

«Речевое развитие старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку»

Степанова Елена Андреевна

учитель-дефектолог (олигофренопедагог)

высшей квалификационной категории

ГБОУ «Альметьевская школа № 19 для детей с ОВЗ» г. Альметьевск


На всех этапах становления коррекционной школы, ее основная задача осознавалась педагогами как подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Однако интеграция умственно отсталых учащихся в социум затруднена не только в силу ограниченности их интеллектуальных возможностей, но и вследствие недоразвития речевой деятельности, от которой зависит общая и специальная культура человека.

От того, насколько будет сформирована речь детей с нарушением интеллектуального развития, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития.

Полноценная речь ребенка – это одно из средств повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности. В конечном итоге – это способ достижения лучшей социальной адаптации.

Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально – трудовыми навыками, что также в значительной степени улучшает его жизненные успехи. Основная нагрузка в формировании речи детей падает на уроки русского языка, где язык, речь становятся не только средством обучения, но и предметом изучения.

На современном этапе, обучение русскому языку в старших классах школы для детей с ОВЗ имеет коммуникативно-ориентированную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы обучения под редакцией Аксеновой А.К., Галунчиковой Н.Г., которую использую в своей работе. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.

Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка — катушка, семья — семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.

Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение (плывет, бежит, струится), речь (говорит, шепчет, кричит), чувства (сердится, радуется, любит, ненавидит), цвет (зеленеет, краснеет, желтеет). Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащиеся при помощи учителя, обучаются более точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.

Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).

Большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в обучение данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.

Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание уделяется точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.

С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы обучения русскому языку проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.

При изучении темы «Текст» у учащихся старших классов формируются следующие умения:

  • определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
  • выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
  • выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
  • определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
  • выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.;
  • отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
  • подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
  • с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.

В своей работе, использую учебники русского языка. Учебники под редакцией Н.Г. Галунчиковой и Э.В. Якубовской отвечают современным требованиям развития коммуникативной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Особая роль в учебниках отводиться работе с текстом, активизирующей процесс общения и развитие коммуникативной функции речи обучающихся.

Деловое письмо, работу с диалогом, письменный пересказ, изложение, составление рассказа, сочинение с использованием коммуникативного подхода, создания речевых ситуаций стараюсь использовать не только в целях совершенствования речевой практики учеников с интеллектуальным недоразвитием, но и для возникновения у учащихся потребности вступить в речевое общение (обменяться мыслями, воздействовать на собеседника, передать информацию и т. д.).

Рассмотрим некоторые примеры из педагогического опыта.

Во время работы с текстом пытаюсь практиковать задания, вызывающие класс на дискуссию с учителем, на диалог с ним, способствующие не только развитию коммуникативной функции речи учащихся, но и способности умственно отсталого ребенка доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Классу задается вопрос и предлагается готовый вариант ответа на него, а учащиеся либо соглашаются с высказанным мнением учителя, либо опровергают его. Приведем два примера:

6 класс.

Стыдно перед соловушкой

Подружки сели на траву отдохнуть и пообедать. Когда закончился обед, запел соловей. Девочки сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля бросила объедки под куст. Лида завернула крошки в газету и положила в сумку. Оля удивилась: «Ведь мы в лесу. Никто не видит». Лида прошептала: «Стыдно… перед соловушкой» (По В. Сухомлинскому).

1. Как поступила Оля? Я думаю, что Оля поступила правильно, ведь её никто не видел. Согласитесь со мной или оспорьте мою точку зрения. Свой ответ начните словами: «Я согласен с Вами, что Оля поступила правильно…» или «Я не согласен с Вами, что Оля поступила правильно…».

2. Как вы считаете, стыдно ли было Лиде за свою подругу? Я считаю, что стыдно. Согласны вы или не согласны со мной? Докажите свою точку зрения. Начните ответ так (образцы ответов, как и сам вопрос, лексика которого используется при ответе, записываются на доске): «Да, я согласен с Вами, что Лиде стыдно было за свою подругу…» или «Нет, я не согласен с Вами, что Лиде стыдно было за свою подругу…».

Школьники охотно вступали в диалог с учителем, опровергали умышленно неверную точку зрения, пытались доказать свою правоту или же соглашались с точкой зрения учителя, дополняя ее своими суждениями.

Ринат: «Я не согласен с Вами, что Оля поступила правильно. Культурный человек никогда так не поступит».

Наиль: «Я не согласен с Вами, что Оля поступила правильно. Видит, не видит, какая разница? В лесу сорить нельзя!»

Катя: «Да, я согласна с Вами, что Лиде стыдно было за свою подругу. Лида не такая, как Оля. Она вежливая».

Лена: «Да, я согласна с Вами, что Лиде стыдно было за свою подругу. Она опустила голову и прошептала. Лиде не хотелось разговаривать с Олей».

Ильсур: «Да, я согласен с Вами, что Лиде стыдно было за свою подругу. Девочки так поступать не должны…»

Учитель: «А мальчики?»

Ильсур: «Мальчики тоже».

Далее были даны задания на развитие связной письменной речи.

  1. Разделить текст на три части по плану:
    1. Песня соловья.
    2. Девочки убирают остатки пищи.
    3. Разговор.
  2. Записать рассказ, начиная каждую часть с красной строки.

Таким образом, цель работы: усиление коммуникативной направленности методических приемов в работе с текстом была достигнута.

В работе с учащимися использую такой прием, как создание диалога на основе монологического рассказа. При работе с новым текстом или словами, которые представлены в виде тематического словаря, использую такие тематические речевые ситуации, которые предлагают сами дети. Моделируем следующие ситуации – обращение и привлечение внимания, знакомство, прощание, сочувствие, просьба, совет и т.д.

7 класс

Помощь при ушибах.

Ты можешь ушибиться дома, на улице, в школе. Чаще ушибам подвержены голова, руки и ноги. Причём повреждаются при этом обычно мышцы, сосуды и нервы. В результате появляются на месте ушиба припухлость и синяк.

К месту ушиба нужно скорее приложить холод. Массаж, тепло, компрессы противопоказаны в первые четыре дня.

При сотрясении мозга появляются боль, тошнота, головокружение. Здесь нужна срочная медицинская помощь (По С. Левитину).

Речевая ситуация представляет определённую трудность для детей с интеллектуальными и речевыми проблемами, потому в работе с учащимися, стараюсь использовать наглядные схемы-опоры с синонимическими рядами языковых средств.

Приветствие: Здравствуй! Здравствуйте! Добрый день! Доброе утро! С Добрым утром! Добрый вечер! Привет! Приветствую вас!

Приглашение: Приглашаю тебя (вас), приходите, давай(те) пойдём, прошу прийти.

Согласие: Хорошо, спасибо, ладно, сейчас, с удовольствием, охотно, я не возражаю, согласен, договорились и т.д.

Ситуация №1«Совет».

М. – Привет.

Э. – Здравствуй. Как дела?

М. –Плохо. Я ударил ногу.

Э. – У тебя синяк. Я думаю, это ушиб.

М. – Наверное.

Э. — Нога сильно болит?

М. – Сильно. Что мне делать?

Э. — К месту ушиба нужно скорее приложить холод.

М. –Ладно. Попробую.

Ситуация №2 «В поликлинике».

Кроме схем-опор, в диалоге предлагается использовать тематический словарь: хирург, лекарство, операция, температура, пациент, рецепт, рентген.

И. — Доброе утро!

А. – Здравствуйте!

И. – Мне нужен хирург.

А. — Проходите пациент. Что у вас болит?

И — У меня болит голова, тошнота, головокружение.

А. – А температура есть?

И. – Нет.

А. – Пройдите рентген.

И. – Зачем?

А. — У вас сотрясение мозга.

И. – Мне будут делать операцию?

А. – Надо провериться.

И. – Согласен.

А. – Я вам дам рецепт на лекарство.

И. — Хорошо.

На уроках русского языка стараюсь проводить связь исторических событий, сказаний, легенд, притч с ситуациями из современной жизни.

8 класс

Богиня Лада.

В далекие времена наши предки поклонялись многим богам. Любовь была отдана богине Ладе. Вечно юная и прекрасная, Лада дарила людям великое счастье любви.

Издавна все хорошее, доброе, красивое называется на Руси ладным. Если дело спорится, говорят, что оно идет на лад. А если люди ссорятся — начинается разлад.

Слово «ладошка» тоже находится в родстве с именем богини Лады. Если боитесь потеряться — берите друг дружку за руки — ладошка в ладошку.

Хорошо, когда на Земле царит лад. Давайте уметь жить в ладу с огромным данным нам миром (По А. Вазанову).

При обсуждении текста, не все учащиеся сразу определили главную мысль в легенде. Были высказаны мнения о том, что эта легенда о богине любви Ладе. После беседы, рассуждений о замысле автора восьмиклассники делали уже другой вывод: «Автор показал нам что, добрыми отношениями друг к другу можно добиться любви, мира, дружбы и согласия».

Учащимся был предложен такой вопрос: «Можно ли добиться любви выполнением любого желания любимого человека?»

Зная по опыту работы о том, как трудно умственно отсталому школьнику дать грамматически верно построенный ответ, в помощь учащимся на доске записывался вопрос и предлагалась примерная схема построения ответа. Ответ начните с использования слов, которые есть в вопросе: «Добиться любви выполнением любого желания любимого человека можно (нельзя), потому что…»

Это позволяло учащимся более свободно и правильно отвечать на задаваемый вопрос.

Каждый старался обосновать, доказать и отстоять свою точку зрения. Практически все восьмиклассники были непоколебимы в своем утверждении: «Добиться любви выполнением любого желания любимого человека нельзя, потому что…

Диана: …это унижает.

Искандер: …от этого всем только плохо.

Алина: …если он тебя не любит, ты ничего не сможешь сделать.

Ваня: …это обидно.

Разумеется, эта задача не из простых – научить умственно отсталого ребенка, прочитав текст, осознать его и проанализировать, дать развернутое высказывание, построить диалог. Эта работа под силу далеко не каждому учащемуся специальной коррекционной школы. Но пытаться проводить работу в этом направлении, нацеливать учащихся на такие задания, требовать и добиваться хотя бы минимума просто необходимо.

Кроме того, речевые ситуации использую на уроках делового письма. На уроках делового письма по теме – поздравительная открытка, письмо родителям, товарищу, объявление, телеграмма, применяю следующие речевые ситуации – обращение, приветствие, поздравление, пожелание, извинение, благодарность и т.д.

Моделирование речевых ситуаций является необходимым условием, обеспечивающим формирование коммуникативных навыков и умений учащихся.

Такое наполнение содержания делает урок интересным. На интересном уроке работает каждый, и работают все. Содержательной стороной урока является совместный поиск истинно научного знания. С позиции этого знания ученики учатся объяснять факты, явления, толковать слова, тем самым развивают свои интеллектуальные, речевые способности и личностные качества.

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв