Вы здесь: Главная > Без рубрики > Духовно- нравственное образование и воспитание школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий

Духовно- нравственное образование и воспитание школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий

Кузьмина Эльвира Валентиновна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  МБОУ «СОШ №153» Кировского района г. Казани


Вступление…………………………………………..стр.3

Основная часть

Русские женщины…………………………………. стр.6

 

Поэт народной жизни………………………………стр.25

Заключение…………………………………….……стр.56

Вступление

 

 «Воспитание – великое дело;

им решается участь человека».

В. Белинский

Проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выдвигается на первый план и становится наиболее значимой для современного общества.

Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к родной культуре, языку, литературе. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств духовности и нравственности. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию духовно-нравственных, патриотических качеств личности.

Не секрет, что духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.

Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле, это внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе.

Важная роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности отводится и школе. Воспитание школьников в этом направлении должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в этом направлении является актуальной задачей современной школы.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал.

Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Огромную роль в духовно-нравственном воспитании учащихся играет литература. Русская литература — один из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры. 

Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. На каждом уроке и внеклассном мероприятии мы учим детей, даём им знания, прививаем определенные умения и навыки. Именно через школьного учителя происходит формирование мировоззрения ученика, мы воспитываем отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.

В этой работе представлены мероприятия, которые способствуют духовно- нравственному воспитанию личности.

Целью представленных мероприятий  является формирование нравственного, потенциала личности школьника, готовой и способной к самоизменению.

Задачи мероприятий:

1. Приобщать обучающихся к традиционным для России духовно- нравственным ценностям и расширять их ценностный кругозор в процессе внеклассной деятельности.

2.    Способствовать развитию потребностей поступать в соответствии с общечеловеческими ценностями и мотивов нравственного поведения.

3. Формировать способности быть субъектом деятельности и желания совершенствовать личностные качества с позиции общечеловеческой нравственности, любви к Родине и своему народу.

Основная часть

«Русские женщины»

Мероприятие «Русские женщины», посвященное творчеству Н. А. Некрасова, рекомендовано для проведения в 8-10 классах. Кабинет должен быть оформлен в духе времени 19 века. В центре располагаются два стола: слева — отражающий жизнь крестьянского быта (простая цветастая скатерть, самовар, баранки), справа- символично передающий жизнь дворянина ( бархатная скатерть, изящный графин, книги и т.п.). За «крестьянским» столом разыгрывается сценка из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», а за «дворянским» столом – сценка из поэмы «Русские женщины» (разговор с губернатором). На доске -портреты Н. А. Некрасова, его близких, друзей.

В литературном вечере принимает участие 15 человек: 4 ведущих, 6 чтецов; 5 человек участвуют в сценках, остальные участники вечера- зрители.

Данный сценарий следует рассматривать как ориентир, в который при необходимости можно вносить коррективы.

Слово учителя. Вслед за А. С. Пушкиным, который считал одной из самых важных заслуг то, что «чувства добрые» он «лирой пробуждал», Н. А. Некрасов также стремился пробудить в читателях чувство сострадания и любви ко всем, кто страдает от гнета и произвола, терпит нужду и голод, мучится от сознания невозможности обрести право на достойное существование. Недаром Ф. М. Достоевский говорил о Некрасове, что это «было навсегда раненое сердце, раз и на всю жизнь, и незакрывающаяся рана эта и была источником всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой доле его».

Наше мероприятие называется «Русские женщины», и посвящено оно творчеству великого русского поэта- Н. А. Некрасову.

Перед вами пройдут четыре пленительных женских образа

— это образ матери, возлюбленной, крестьянки и образ дворянки. Через все творчество поэта красной нитью проходит тема тяжелой женской судьбы.

Звучит музыкальное вступление (фрагмент из какого- либо произведения композитора той эпохи,эмоционально созвучное общей теме мероприятия).

Ведущий 1. Редко у кого из поэтов с такой пронзительной искренностью и отзывчивостью на чужое горе звучал голос сострадания и боли, как у Некрасова. И голос этот органически вписывался в поэтическое многоголосие народной стихии, становясь выразителем точки зрения народа на окружающий мир. Именно поэтому многие произведения Н. А. Некрасова народ признавал за свои собственные, превращая их в популярные песни и романсы. На протяжении всей своей жизни поэт стремился постигнуть правду народной жизни, понять, в чем ее сущность, ответить на вопрос, где же спрятаны ключи от счастья народного и как их найти.

На экране появляется слайд с портретом его матери.

Музыка продолжает звучать.

Ведущий 2.Через всю жизнь пронес Н. А. Некрасов любовь и благоговейное отношение к своей матери и с поразительной, щемящей нежностью воспел ее во многих своих стихотворениях. Образ матери в сознании поэта являлся воплощением начала жизни, олицетворением беспредельного добра, высшей справедливости и всепрощения. На протяжении всего творчества Некрасов обращается к святому имени матери. О ней он писал в стихотворении «Родина», в поэме «Несчастные», о ней постоянно думал и вспоминал на смертном одре, когда писал поэму «Мать» и колыбельную «Баюшки-баю».

К светлой памяти матери поэт обращался в тяжелые минуты своей жизни, стремясь найти у нее понимание и утешение.

Ведущий 1.С уважением и признательностью мы смотрим на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего ее старость. Презрением казним того, кто забыл о женщине, породившей и вырастившей его, и в горькую старческую пору отвернулся от нее, отказал в доброй памяти, куске или крове.

По отношению человека к матери народ меряет свое отношение к человеку, к Родине. Облик матери приобрел пленительные черты хранительницы очага, работящей верной жены, защитницы собственных детей, всех обездоленных, оскорбленных, униженных. И у Некрасова по-настоящему глубоко и сильно звучит эта тема.

Чтец 1. Звучит отрывок из поэмы Н. А. Некрасова « Мороз, Красный нос» (Есть женщины в русских селеньях…)

Ведущий 2. Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли и благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать!»

Солдат, наткнувшийся на осколок и падающий на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу: «За Родину-мать!» Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни. Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым теплом и светом материнского взгляда.

Чтец 2. Звучит стихотворение Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны».

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна-

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы-

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей.

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

Ведущий 1. Н. А. Некрасов был не только печальником народного горя и борцом с социальной несправедливостью, но и тончайшим, проникновенным лирическим поэтом. Его интимная лирика- это особый мир, не похожий на поэзию других поэтов. У Некрасова свое представление о личном счастье, свое отношение к возлюбленной, его любовное чувство многогранно, емко и эмоционально насыщенно.

Звучит музыкальный фрагмент, на фоне которого участник литературного вечера читает стихотворение Н. А. Некрасова

«Ты всегда хороша несравненно».

Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,

Так врагов моих глупых бранишь,

То, понурив головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,

Поцелуй твой так полон огня,

И твои ненаглядные глазки

Так голубят и гладят меня,-

Что с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперед — в это темное море-

Без обычного страха гляжу…

Ведущий 2. Интимная лирика Некрасова явилась новым словом в поэзии. Она разрушала привычные представления о любовных стихотворениях, поскольку у некрасовского лирического героя свое отношение к любимой женщине. В лирике Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник, равная ему во всем: у каждого из них позади нелегкая судьба. Но это не мешает им любить друг друга пусть трудной и сдержанной в выражении чувств, но глубокой и самоотверженной любовью.

Чтец 4. Звучит стихотворение Н. А. Некрасова «Где твое личико смуглое?»

Где твое личико смуглое

Нынче смеется кому?

Эх, одиночество круглое!

Не посулю никому!

А ведь, бывало, охотно

Шла ты ко мне вечерком,

Как мы с тобой беззаботно

Веселы были вдвоем!

Как выражала ты живо

Милые чувства свои!

Помнишь, тебе особливо

Нравились зубы мои,

Как любовалась ты ими,

Как целовала, любя!

Но и зубами моими

Не удержал я тебя…

На экране появляется слайд с портретом А. Я Панаевой. Звучит музыка.

Ведущий 2. А.Я. Панаевой, гражданской жене поэта, посвящен целый цикл стихотворений, в котором автор запечатлел историю сложной, радостной, а порой мучительной любви. Их союз не был безоблачным. Несмотря на общность интересов, отношения их не были гладкими и ровными. Но даже после того как они расстались, Некрасов всегда отмечал, что в лучшие времена их объединяла общность взглядов и взаимопонимание.

Познакомился Некрасов с А.Я. Панаевой в 1843 году, когда он делал первые шаги в литературе.Все, кто знал Панаеву, в один голос говорили о ней, как о женщине замечательной красоты и обаяния, умной и интересной собеседнице, гостеприимной хозяйке. В течение 18 лет ее жизнь была теснейшим образом связана с Н.А.Некрасовым. Это был трудный и все же прекрасный союз. В доме Панаевых к молодому поэту относились сначала довольно сдержанно и даже подтрунивали над его не очень выразительной внешностью и светскими манерами. Но постепенно отношение к Некрасову изменилось. Мало-помалу они прониклись доверием друг к другу. А. Панаева рассказывала Н. А. Некрасову о жизни, в которой было мало радостного.

Ведущий 1.Родилась А. Я.Панаева в актерской семье и в детстве немало претерпела от жестокого обращения со стороны матери. Стремясь поскорее покинуть неласковый родительский дом. Она 18-ти лет вышла замуж за известного тогда уже писателя Ивана Панаева. Но брак этот был несчастливым. Панаев был добрым, но легкомысленным человеком. Она была одинока. Одинок после смерти матери был и Некрасов. В Авдотье Яковлевне Некрасов нашел человека, которому он мог открыть свою душу. В 1848 году она стала гражданской женой поэта.

Но жизнь их совместная, хотя и оказала на Н.А.Некрасова благотворное влияние, все же не была безоблачной. Часто она омрачалась взаимными обидами, ревностью, ссорами. Это объясняется не только сложными, с детства изломанными характерами, но и обстоятельствами жизни- болезнью поэта, смертью детей. Свои чувства к А.Я.Панаевой Н.А.Некрасов передал в целом ряде удивительных по глубине стихотворений.

Чтец 5. Звучит стихотворение Н.А.Некрасова “Застенчивость”(отрывок). Чтение сопровождается романсом (гитара).

Ах ты, страсть роковая, бесплодная,

Отвяжись, не тумань головы!

Осмеет нас красавица модная.

Вкруг нее увиваются львы:

Поступь гордая, голос уверенный,

Что ни скажут-их речь хороша,

А вот я – то войду как потерянный,-

И ударится в пятки душа!..

Помещусь, молчаливо досадуя,

В дальний угол… уныло смотрю

И сижу неподвижно, как статуя,

И судьбу потихоньку корю:

“ Для чего-де меня, горемычного,

Дураком ты на свет создала?

Ни умишка, ни виду приличного,

Ни довольства собой не дала?..”

Полно роль-то играть сумасшедшего,

В сердце искру надежды беречь!

Не стряхнуть рокового прошедшего

Мне с моих невыносливых плеч!..

На экране появляется слайд с портретом З.Н. Некрасовой

Ведущий 2. Была в жизни Н.А.Некрасова еще одна муза-жена Зинаида Николаевна, которая с трогательной заботой ухаживала за больным поэтом до самых последних его дней. Настоящее ее имя –Фекла Анисимовна Викторова.Но поэт сам назвал ее более благозвучным именем — Зина. А отчество образовал от своего имени. И вот стала она Зинаида Николаевна.

Некрасов был счастлив с Зинаидой Николаевной. Она помогла ему обрести душевное равновесие и покой, умела найти нужные слова, чтобы успокоить. От нее веяло добротой, и она была глубоко привязана к Некрасову.

Есть в творчестве Н.А.Некрасова стихи, обращенные к Зине.Но все они созданы в бессонные ночи, когда поэт боролся с недугом, и , конечно же, отличаются по настроению от “панаевского” цикла.

Звучит стихотворение ”Зине”.

Ты еще на жизнь имеешь право,

Быстро я иду к закату дней.

Я умру- моя померкнет слава,

Не дивись- и не тужи о ней!

Знай, дитя: ей долгим, ярким светом

Не гореть на имени моем:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата человека.

Только тот себя переживет…

Ведущий 1.Творчество Н.А. Некрасова поражает своим многообразием. В нем отразились все стороны жизни нашей многострадальной родины. И вообще в сознание многих читателей Некрасов вошел только как автор стихов, посвященных тяжелой женской доле. И это не случайно. Никто не мог так проникновенно, лирично и чутко передать трагическую судьбу русской крестьянки, как это делал Н.А.Некрасов. Все этапы жизни простой русской женщины описаны поэтом: от беспечного детства в доме родителей до обремененной тяжкими заботами жизни в семье мужа.

Сценка из поэмы “ Кому на Руси жить хорошо” ( Из 3 части “Крестьянка”, гл.1 от слов “Мне счастье в девках выпало…до слов…И петь плясать охотница я смолоду была.” Заканчивается сценка пляской (ученица, исполняющая роль Матрены Тимофеевны, танцует под песню “Коробейники”).

Ведущий 2. И петь, и танцевать может русская женщина, но в те далекие годы чаще всего ей приходилось плакать и страдать. Судьба ее была горькая, жизнь несчастная.

Звучат стихи Н. А. Некрасова “Тройка, “ В полном разгаре страда деревенская”

Ведущий 2.Три женских образа прошли перед нами: образ матери, образ возлюбленной и образ труженицы- крестьянки. Но у Некрасова Н.А. есть произведения, героями которых были и аристократки, дворянки по происхождению. И для женщин высшего сословия в творчестве поэта нашлось место.

В конце 1860-х годов в России начался новый общественный подъем, связанный с деятельностью революционеров. Н.А. Некрасов решил воспроизвести историческое прошлое и через него обратиться к молодому поколению быть достойными преемниками освободительных идеей, служению которым посвятили свою жизнь декабристы. Именно об этом думал поэт, когда создавал поэмы «Дедушка» и « Русские женщины». Вот о последней поэме и пойдет речь.

Ведущий 1.Поэма «Русские женщины» посвящена удивительным женщинам, которые отправились за своими мужьями-декабристами в Сибирь. И Трубецкая, и Волконская — обе из аристократических семей, выросшие в утонченно-изысканной обстановке дворянского уюта и благополучия.

Под звуки вальса появляются две пары учеников, изображающих чету Волконских и Трубецких. Танцуют.

На экране появляется слайд с изображением Екатерины Трубецкой и Марии Волконской.

Жены декабристов совершили настоящий подвиг, отправившись за своими мужьями в далекую ссылку. Обе были далеки от общественно-политической жизни, но горячая любовь к близким людям убедила их в правоте выбранного мужьями дела.

И Трубецкой, и Волконский за участие в восстании осуждены царем на 20-летнюю каторгу и впоследствии на вечное поселение в Сибири. Царь все сделал, чтобы лучшие люди страны были навсегда преданы забвению.

Первая из жен декабристов, отправившаяся в этот тяжелый, страшный, полный унижений и опасностей путь, была Екатерина Ивановна Трубецкая. Вслед за ней, оставив на попечение родных крошечного сына, отправилась на каторгу Мария Волконская, потом поехали другие жены.

Царь, хотя и разрешил женам следовать за мужьями на каторгу, сделал все, что мог, чтобы воспрепятствовать этому: им не давали лошадей, запугивали страшными указами, которые женщины должны были подписать.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент из поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины», когда губернатор всеми силами пытается задержать Е. Трубецкую, не дает ей лошадей. Но любовь Екатерины Ивановны к своему мужу восхитила его, и губернатор сдается.декабристов,отправившаяся в этот тяжелый. ыли навсегда преданы забвению.Марии Волконскойбранного мужьями дела.

Сценка из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины».

Разговор Е.Трубецкой с губернатором (фрагмент).

Княгиня

В Нерчинск! Закладывать скорей!

Губернатор

Пришел я – встретить вас.

Княгиня

Велите ж дать мне лошадей!

Губернатор

Прошу помедлить час.

Дорога наша так дурна,

Вам нужно отдохнуть…

Княгиня

Благодарю вас! Я сильна…

Уж недалек мой путь…

Губернатор

Все ж будет верст до восьмисот

А главная беда:

Дорога хуже тут пойдет,

Опасная езда!..

Два слова нужно вам сказать

По службе,- и притом

Имел я счастье графа знать,

Семь лет служил при нем.

Отец ваш редкий человек

По сердцу, по уму,

Запечатлев в душе навек

Признательность к нему,

К услугам дочери его

Готов я… весь я ваш…

Княгиня

Но мне не нужно ничего!

Готов ли экипаж?

Губернатор

Покуда я не прикажу,

Его не подадут…

Княгиня

Так прикажите ж! Я прошу…

Губернатор

Но есть зацепка тут:

С последней почтой прислана

Бумага…

Княгиня

Что же в ней:

Уж не вернуться ль я должна?

Губернатор

Да-с, было бы верней.

Княгиня

Да кто ж прислал вам и о чем

Бумагу? Что же — там

Шутили, что ли, над отцом?

Он все устроил сам!

Губернатор

Нет… не решусь я утверждать.

Но путь еще далек…

Княгиня

Так что же даром и болтать!

Готов ли мой возок?

Губернатор

Нет! Я еще не приказал…

Княгиня! Здесь я – царь!

Садитесь! Я уже сказал,

Что знал я графа встарь,

А граф… хоть он вас отпустил,

По доброте своей,

Но ваш отъезд его убил…

Вернитесь поскорей!

Княгиня

Нет! Что однажды решено-

Исполню до конца!

Мне вам рассказывать смешно,

Как я люблю отца,

Как любит он. Но долг другой,

И выше, и святей,

Меня зовет. Мучитель мой!

Давайте лошадей!

Губернатор

Позвольте-с. Я согласен сам,

Что дорог каждый час,

Но хорошо ль известно вам,

Что ожидает вас?

Бесплодна наша сторона,

А та — еще бедней,

Короче нашей там весна,

Зима – еще длинней.

Да-с, восемь месяцев зима

Там – знаете ли вы?

Там люди реки без клейма,

И те душой черствы;

На воле рыскают кругом

Там толҗко варнаки;

Ужасен там тюремный дом,

Глубоки рудники.

Вам не придется с мужем быть

Минуты глаз на глаз:

В казарме общей надо жить.

А пища: хлеб да квас…

Пускай ваш муж – он виноват…

А вам терпеть… за что?

Княгиня

Ужасна будет, знаю я ,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!..

Пусть смерть мне суждена –

Мне нечего жалеть!..

Я еду! еду! я должна

Близ мужа умереть.

Губернатор

«… Вы поедете!.. — вскричал

Нежданно старый генерал,

Закрыв рукой глаза. –

Как я вас мучил…Боже мой!..

Простите! Да, я мучил вас,

Но мучился и сам,

Но строгий я имел приказ

Преграды ставить вам!

И разве их не ставил я?

Я делал все, что мог,

Перед царем душа моя
Чиста, свидетель Бог!

Острожным жестким сухарем

И жизнью взаперти,

Позором, ужасом, трудом

Этапного пути

Я вас старался напугать.

Не испугались вы!

И хоть бы мне не удержать

На плечах головы,

Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас…

Я вас в три дня туда домчу…

Эй, запрягать, сейчас!…»

Ведущий 2. Жены декабристов абсолютно лишались защиты государственных учреждений в случае оскорблений. Дети, рожденные в Сибири, будут считаться не дворянами, а казенными заводскими крестьянами. Женам запрещено брать с собой деньги и ценные вещи, уничтожалось их право на крепостных людей. Весь багаж подвергался тщательному обыску.

Тяжко пришлось этим женщинам в Сибири. Просто выжить в тех условиях — уже равносильно было подвигу. Но они хотели ободрить, облегчить жизнь своим мужьям. Любовь, верность, понимание гражданского подвига возвышали их нравственно и помогали выжить.

Звучит мелодия из оперы « Орфей и Эвридика» Глюка.

Ведущий 1.В дни предсмертной болезни Некрасова часто посещали грустные мысли. Ему казалось, что жизнь прожита напрасно, что его борьба, его страдания остались непонятными и никому не нужными. Но он ошибся. Он никогда не был чужд народу, а народ никогда не забывал о нем. Все творчество поэта пронизано таким лиризмом, нежностью к людям, что и сейчас нельзя без волнения читать его стихи. А уж женская тема в поэзии Н.А. Некрасова достойна, на наш взгляд, особого внимания.

Поэзия Н.А.Некрасова близка современному читателю тем, что помогает нам понять самих себя, подумать, а так ли мы живем, что утратили и что сумели приобрести, задуматься над вечными вопросами бытия: в чем смысл нашей жизни? В чем предназначение человека и каково его место в окружающем мире?

«Поэт народной жизни»

Литературный вечер, посвященный творчеству А.Т.Твардовского, рекомендован для 7-9 классов.

В центре кабинета располагается стол, покрытый бархатной скатертью. На столе лежат атрибуты жизни фронтового корреспондента: фотоаппарат старинного образца, солдатская каска, фляжка, блокнот; портрет А.Т.Твардовского, цветы.

Рядом со столом располагается стул, на котором лежит солдатская шинель

( во время инсценировки главы «Смерть и воин» из поэмы «Василий Теркин» ученик, исполняющий роль Василия Теркина, накидывает эту шинель себе на плечи).

В мероприятии задействован весь класс: 4 ведущих, 8 чтецов, 16 учеников – исполнители ролей в сценках.

Всю литературную композицию сопровождает музыка, созвучная общей теме мероприятия, и показ слайдов с фрагментами из жизни поэта.

На доске — слова К.Кулиева: «Твардовский- художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности».

Вступительное слово учителя. Есть такие художники, творческая судьба которых становится частью судьбы народной. Без их произведений не только невозможно себе представить этапы и пути развития нашей литературы, но и глубоко понять особенности и закономерности развития самой действительности. К таким художникам принадлежит Александр Трифонович Твардовский.

Именно этому замечательному поэту посвящается наша литературная композиция.

Предлагаем вам сегодня вспомнить факты жизни этого удивительного человека, осмыслить трагические моменты жизни поэта, послушать стихи А.Т.Твардовского, добрые, чуткие, светлые.

ЧТЕЦ. звучит стихотворение «Есть обрыв, где я играя…»

Есть обрыв, где я, играя,

Обсыпал себя песком.

Есть лужайка у сарая-

Там я бегал босиком.

 

Есть речушка — там я плавал,

Как бывало, не дыша.

Там я рвал зеленый явор,

Плетки плел из камыша.

Есть береза вполобхвата,

Та береза на дворе,

Где я вырезал когда-то

Буквы САША на коре…

Но во всей отчизне славной

Нет такого уголка,

Нет такой земли, чтоб равно

Мне была не дорога.

На экране появляется портрет А.Т. Твардовского.

1-й ведущий.

Он был поэтом

…правды сущей.

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Александр Трифонович Твардовский был поэт общенациональный. В нем сошлись демократизм и культура.

Его взгляд, прямой и открытый, обычно глаза в глаза, взывает к ответной искренности. От его большой фигуры исходило несуетливое достоинство. Речам его была свойственна раздумчивая простота и веселое лукавство, рассчитанное на быстрое взаимопонимание. Шутки ложились прямо в цель, но редко бывали злыми.

2-й ведущий.

Особенность личности поэта А.Т.Твардовского, по высказываниям всех, знавших поэта, сотрудничавших с ним в газетах, журнале, встречавшихся с ним, не только в том, что это был образованнейший человек, «жадный читатель», выдающийся литературный деятель, редактор и критик, но полный достоинства и скромности, честности и чистоты, искренности и простоты гражданин своей страны.

Родился А.Т. Твардовский в Смоленщине, в1910 году, 21 июня, «на хуторе пустоши Столпово», так назывался в бумагах клочок земли, приобретенной его отцом Трифоном Гордеевичем Твардовским… Местность эта была довольно дикая, в стороне от дорог, и отец, замечательный мастер кузнечного дела, вскоре закрыл кузницу, решив жить с земли. Но то и дело приходилось обращаться к молотку: арендовать чужой горн и наковальню, работая исполу (пополам с другими).

В исполнении чтеца звучит стихотворение «Сельское утро»

Звон из кузницы несется,

Звон по улице идет.

Отдается у колодца,

У заборов, у ворот.

Дружный, утренний, здоровый

Звон по улице идет.

Звонко стукнула подкова,

Под подковой хрустнул лед;

Подо льдом ручей забулькал,

Зазвенело все кругом;

Тонко дзинькнула сосулька,

Развиваясь под окном;

Молоко звонит в посуду,

Бьет рогами в стену скот,-

Звон несется отовсюду-

Наковальня тон дает.

3-й ведущий.

В жизни семьи бывали изредка просветы относительного достатка, но вообще жилось скудно и трудно… Отец был человеком грамотным и даже начитанным по- деревенски. Книга не была редкостью в доме. «Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Отец и на память знал много стихов. Кроме того, он любил и умел петь, смолоду даже отличался в церковном хоре».

На экране появляется слайд с портретом матери А.Т.Твардовского — Марии Митрофановны. Звучит красивая, нежная мелодия, которая то затихает, то усиливается.

4-й ведущий.

Мать А.Т. Твардовского, Мария Митрофановна, по его собственным словам, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. «Ее до слез трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами, или отголосок песни с далеких полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца»

Звучит музыкальный фрагмент, на фоне которого участник вечера читает стихотворение А.Т.Твардовского «Песня».

Сам не помню и не знаю

Этой старой песни я

Ну – ка, слушай, мать родная,

Митрофановна моя.

Под иголкой на пластинке

Вырастает песня вдруг,

Как ходили на зажинки

Девки, бабы через луг.

Вот и вздрогнула ты, гостья,

Вижу — песню узнаешь…

Над межой висят колосья,

Тихо в поле ходит рожь.

В знойном поле сиротливо

День ты кланяешься, мать.

Нужно всю по горстке ниву,

По былинке перебрать.

Бабья песня. Бабье дело.

Тяжелеет серп в руке.

И ребенка плач несмелый

Еле слышен вдалеке.

Ты присела, молодая,

Под горячею копной.

Ты забылась, напевая

Эту песню надо мной.

В поле глухо, сонно, жарко

Рожь стоит, — не перестой.

…Что ж ты плачешь? Песни ль жалко

Или горькой жизни той?

Или выросшего сына,

Что нельзя к груди прижать?

На столе поет машина,

И молчит старуха мать.

СЦЕНКА. (Учащиеся исполняют роли Твардовского А.Т., матери, отца, учителя).

Твардовский: Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой.

Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать , еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения. Там не было ни лада, ни ряда-ничего от стиха, но я отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание всего этого- и лада, и ряда, и музыки, — желание родить их на свет, и немедленно.

По- разному благосклонно и по- разному с тревогой относились мои родители к тому, что я стал сочинять стихи.

Отец: Мне очень нравится, что мой сын поэт. Но из книг я знаю, что писательство не сулит больших выгод, писатели бывают и не- знаменитые, безденежные, живущие на чердаках и голодающие. Часто они бывают несчастными. А так хочется, чтобы твои дети были счастливыми.

Мать: А я чувствую, что из Саши что-то получится, он будет знаменитым.

Твардовский:

Лет 13 я как-то показал свои стихи одному учителю. Ничуть не шутя, он сказал:

Учитель: Ну, дружок, так писать не годится теперь. Все у тебя до слова слишком понятно.

Твардовский: А как нужно?

Учитель: А нужно, чтобы ни с какого конца нельзя было понять, что и про что. Таковы современные литературные требования. Вот, посмотри журналы с образцами. Видишь, как люди пишут! Вот как надо. А у тебя? Все ясно, прозрачно, как день!

Твардовский: Какое-то время я упорно добивался в своих стихах непонятности. Это долго не удавалось мне, и я пережил тогда, пожалуй, первое по времени горькое сомнение в своих способностях. Помню, что все-таки я что-то такое написал, но ни с одной строчки сейчас не могу вспомнить оттуда и даже не знаю, о чем там шла речь.

1-й ведущий. Обучение А.Т. Твардовского прервалось, по существу, с окончанием сельской школы. Годы, назначенные для нормальной и последовательной учебы, ушли. 18-летним парнем он приехал в Смоленск, где не мог устроиться на работу, так как специальности у него еще никакой не было. Пришлось принимать за источник существования грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций. Твардовский понимал незавидность своего положения, но вернуться в деревню он не мог, а молодость позволяла видеть впереди, в недалеком будущем только хорошее.

2-й ведущий. Когда в московском «толстом» журнале «Октябрь» были напечатаны стихи Твардовского, он приехал в Москву. Но начинающего поэта изредка печатали, кто-то одобрил его опыты, поддерживал «ребяческие» надежды, но жизнь не складывалась и в Москве. И А.Т.Твардовский возвращается в Смоленск, где поступает в Педагогический институт. Этот период совпал с тяжелыми испытаниями его семьи: родители и братья были раскулачены и сосланы. Трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана в поэме А.Т.Твардовского «По праву памяти» Все, что происходило тогда в деревне, касалось его самым ближайшим образом в житейском, общественном, морально-этическом смысле.

На экране появляется слайд с портретом брата А.Т.Твардовского.

Звучит стихотворение «Братья».

Лет семнадцать тому назад

Были малые мы ребятишки.

Мы любили свой хутор,

Свой сад,

Свой колодец,

Свой ельник и шишки.

Нас отец, за ухватку любя,

Называл не детьми, а сынами.

Он сажал нас обапол себя

И о жизни беседовал с нами.

-Ну, сыны?

Что сыны?

Как, сыны?-

И сидели мы, выпятив груди,-

Я с одной стороны

Брат с другой стороны,

Как большие женатые люди.

Но в сарае своем по ночам

Мы вдвоем засыпали несмело.

Одинокий кузнечик сверчал,

И горячее сено шумело…

Мы, бывало, корзинки грибов,

От дождя побелевших, носили.

Ели желуди с наших дубов-

В детстве вкусные желуди были!..

Лет семнадцать тому назад

Мы друг друга любили и знали.

Что ж ты, брат?

Как ты, брат?

Где ж ты, брат?

На каком Беломорском канале?

Твардовский: (слова произносит ученик, играющий во всех сценках роль поэта)

Эти годы учебы и работы в Смоленске навсегда отмечены для меня высоким душевным подъемом. Никаким сравнением я не мог бы преувеличить испытанную тогда впервые радость приобщения к миру идей и образов, открывшихся мне со страниц книг, о существовании которых я ранее не имел понятия. Отрываясь от книг и учебы, я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет. Вникал во все, что составляло собою новый строй сельской жизни. Писал статьи, вел всякие записи, каждый раз отмечая про себя что-то новое».

3-й ведущий. Серьезным этапом в его поэтическом творчестве стала поэма «Страна Муравия», посвященная коллективизации. С этого произведения, встретившего одобрительный прием у читателей и критики, он начинает счет своим писаниям, которые могут характеризовать его как литератора. Выход этой книги в свет послужил причиной значительных перемен и в личной жизни поэта. 1939 году окончил МИФЛИ, выпустил книгу новых стихов «Сельская хроника».

На экране появляются слайды с изображением А.Т.Твардовского в должности военного корреспондента.

4-й ведущий.

Осенью 1939 года А.Т. Твардовского призвали в армию. Он участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Белоруссию. После увольнения в запас был вскоре призван и, уже в офицерском звании, но в той же должности спецкорреспондента военной газеты, участвовал в войне с Финляндией. Месяцы фронтовой работы в условиях суровой зимы 40-го года в какой-то мере предварили для него военные впечатления Великой Отечественной войны. А участие Твардовского в создании фельетонного персонажа «Васи Теркина»- это, по существу, основная работа в годы Отечественной войны.

На экране появляются иллюстрации из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

1-й ведущий.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов поэт работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки. Очень широкую известность получила поэма «Василий Теркин». Главный герой книги – не только Василий Теркин, но и народ на войне. А в поступках и действиях В.Теркина проступает нравственный облик воюющего народа: выдержка, любовь к шутке, выносливость, смекалка, открытая и щедрая душа, готовая прийти на помощь в любой ситуации.

Твардовский: (Слова произносит ученик, исполняющий роль поэта)

« Книга про бойца», каково бы ни было ее собственно литературное значение, в годы войны была для меня истинным счастьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся, непринужденной форме изложения. «Теркин» был для меня моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой по случаю.

2-й ведущий.

А как ждали бойцы продолжения «Василия Теркина» Книга вдохновляла, звала на подвиг, помогала выжить в невыносимых ситуациях. Бойцы переписывали текст поэмы, знали ее наизусть и понимали, что в каждом из них есть что-то от самого Василия Теркина.

Показываются две сценки из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин». 1 инсценировка- глава «О награде» (участвуют 5 человек: В.Теркин, 2девочки-подружки, 2 мальчика-друга).

— Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.

Буду ль жив еще?- Едва ли.

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчет медали:

Мне ее тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое-

Человек пришел с войны.

Вот пришел я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришел, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно, нет.

Я в другой колхоз и в третий-

Вся округа на виду.

Где-нибудь я в сельсовете

На гулянку попаду.

( Изображается гулянка. Звучит веселая озорная музыка тех лет, и две девочки-подружки задорно танцуют, вовлекая в свой танец то ученика, исполняющего роль Василия Теркина, то двух мальчиков-друзей, участвующих в этой сценке. )

И, явившись на вечерку,

Хоть не гордый человек,

Я б не стал курить махорку,

А достал бы я «Казбек».

И сидел бы я, ребята,

Там как раз, друзья мои,

Где мальцом под лавку прятал

Ноги босые свои.

И дымил бы папиросой,

Угощал бы всех вокруг,

И на всякие вопросы

Отвечал бы я не вдруг.

( В диалог вступают два мальчика-друга)

-Как, мол, что?- Бывало всяко.

-Трудно все же?- Как когда.

-Много раз ходил в атаку?

-Да, случалось иногда.

И девчонки на вечерке

Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.

И шутил бы я со всеми,

И была б меж них одна…

И медаль на это время

Мне, друзья, вот так нужна!

Ждет девчонка, хоть не мучай,

Слова, взгляда твоего…

-Но, позволь, на этот случай

Орден тоже ничего?

Вот сидишь ты на вечерке,

И девчонка – самый цвет.

-Нет, — сказал Василий Теркин

И вздохнул. И снова: — Нет.

Нет, ребята, Что там орден.

Не загадывая вдаль,

Я ж сказал, что я не гордый,

Я согласен на медаль…

2 инсценировка — глава (в сокращении) “Смерть и воин” ( участвуют 5 человек: Василий Теркин, Смерть, два санитара, автор).

За далекие пригорки-

Уходил сраженья жар,

На снегу Василий Теркин

Неподобранный лежал.

Снег под ним , набрякши кровью,

Взялся грудой ледяной.

Смерть склонилась к изголовью:

— Ну, солдат, пойдем со мной.

Я теперь твоя подруга,

Недалеко провожу,

Белой вьюгой, белой вьюгой

Вьюгой след запорошу.

Дрогнул Теркин, замерзая,

На постели снеговой.

-Я не звал тебя, Косая,

Я солдат еще живой.

Смерть, смеясь, нагнулась ниже:

-Полно, полно, молодец,

Я-то знаю, я-то вижу:

Ты живой, да не жилец.

Мимоходом тенью смертной

Я твоих коснулась щек,

А тебе и незаметно,

Что на них сухой снежок.

Моего не бойся мрака,

Ночь, поверь, не хуже дня…

-А чего тебе, однако,

Нужно лично от меня?

Смерть как будто бы замялась,

Отклонилась от него.

-Нужно мне… такую малость,

Ну почти что ничего.

Нужен знак один согласья,

Что устал беречь ты жизнь,

Что о смертном молишь часе…

-Сам, выходит, подпишись?-

Смерть подумала.

-Ну что же,-

Подпишись и на покой.

-Нет, уволь. Себе дороже.

-Не торгуйся, дорогой.

Все равно идешь на убыль.-

Смерть подвинулась к плечу.-

Все равно стянулись губы,

Стынут зубы…

-Не хочу.

-А смотри-ка, дело к ночи.

На мороз горит заря.

Я к тому, чтоб мне короче

И тебе не мерзнуть зря…

-Потерплю.

-Ну что ты, глупый!

Ведь лежишь, всего свело.

Я б тебя тотчас тулупом,

Чтоб уже навек тепло.

Вижу, веришь. Вот и слезы,

Вот уж я тебе милей.

-Врешь, я плачу от мороза,

Не от жалости твоей.

-Что от счастья, что от боли-

Все равно. А холод лют.

Завилась поземка в поле.

Нет, тебя уж не найдут..

И зачем тебе, подумай.

Если кто и подберет

Пожалеешь, что не умер

Здесь, на месте, без хлопот…

-Шутишь, Смерть, плетешь тенета-

Отвернул с трудом плечо.-

Мне как раз пожить охота,

Я и не жил-то еще…

А и встанешь, толку мало,-

Продолжала Смерть, смеясь.-

А и встанешь- все сначала:

Холод, страх, усталость, грязь…

-А тоска, солдат, впридачу:

Как там дома, что с семьей?

-Вот уж выполню задачу-

Кончу немца- и домой.

-Так. Допустим. Но тебе-то

И домой к чему прийти?

Догола земля раздета

И разграблена, учти…

И со Смертью человеку

Спорить стало свыше сил.

Истекал уже он кровью,

Коченел.Спускалась ночь…

-При одном моем условье,

Смерть, послушай… я не прочь…

И, томим тоской жестокой,

Одинок, и слаб, и мал,

Он с мольбой, не то с упреком

Уговариваться стал:

-Я не худший и не лучший,

Что погибну на войне.

Но в конце ее, послушай,

Дашь ты на день отпуск мне?

Дашь ты мне в тот день последний,

В праздник славы мировой,

Услыхать салют победный,

Что раздастся над Москвой?

Дашь ты мне в тот день немножко

Погулять среди живых?

Дашь ты мне в одно окошко

Постучать в краях родных?

И как выйдут на крылечко,-

Смерть, а Смерть, еще мне там

Дашь сказать одно словечко?

Полсловечка?

-Нет. Не дам…

Дрогнул Теркин, замерзая

На постели снеговой.

-Так пошла ты прочь, Косая,

Я солдат еще живой.

Буду плакать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда…

Снег шуршит, подходят двое,

Об лопату звякнул лом.

-Вот еще остался воин,

К ночи всех не уберем…

Смотрят люди: вот так штука!

Видят: верно, -жив солдат!

-Что ты думаешь!

-А ну-ка,

Понесем его в санбат…

И подумала впервые

Смерть, следя со стороны:

“До чего ж , они, живые,

Меж собой свои –дружны.

Потому и с одиночкой

Сладить надобно суметь,

Нехотя даешь отсрочку”.

И, вздохнув, отстала Смерть.

Звучит песня “РУССКИЙ ПАРЕНЬ” (исполняют учащиеся класса).

3-й ведущий.

В разгар Великой Отечественной войны он написал стихотворение «Две строчки» о бойце- парнишке, убитом еще в Финляндии зимой 1940 года:

В исполнении чтеца звучит стихотворение «ДВЕ СТРОЧКИ»

Из записной потертой книжки

Две сточки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далеко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,

А все еще бегом бежал,

Да лед за полу придержал…

Среди большой войны жестокой,

С чего — ума не приложу,-

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький лежу.

И это не просто мучительная, жестокая память о том, что и в самом деле больно припомнить. Это благородное, ревнивое беспокойство, чтобы перед лицом все новых, огромных событий не был забыт и тот, кто честно сложил голову на «войне незнаменитой». В одном из стихов 1940 года о герое сказано:

Не добежав, он был сражен,

Но шаг и тот был дорог.

Звучит стихотворение А.Т.Твардовского « Я знаю, никакой моей вины…». Чтение сопровождается грустной мелодией.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие

Не пришли с войны,

В том, что они —
Кто старше, кто моложе-

Остались там,

И не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том,

Но все же, все же, все же…

Инсценируется стихотворение А.Т.Твардовского «Мать героя» (участвуют 2 ученика: мать, почтальон)

МАТЬ:

Из деревни отдаленной

Пишет в полк старуха мать.

Пишет Лаптева Олена,

Просит правду отписать.

Описать, ответить вскоре,-

Хоть простым, хоть заказным:

Что так долго сын Григорий

Ей не пишет? Что там с ним?

Как он, родный, где он, кровный?-

В ночь до света не заснуть,

Не забыться. — Жив, здоров ли

Или вовсе что-нибудь?..

Край не близкий, свет — не хата.-

Ничего не слышит мать.

Или почта виновата?

Так ли, нет ли — только б знать…

День за днем идут, проходят,

Все гадает про ответ.

То на сердце легче вроде,

То подступит — мочи нет.

Умываться ль станет кошка,

Нож ли на пол упадет,

Снег ли хрустнет под окошком-

И — не веря- сердце ждет.

Час пришел. Стоял морозец.

Послыхала из сеней-

Скрипнул близко письмоносец

Сумкой кожаной своей.

И в тоске невыразимой

Сжала руки на груди.

Проходи ты, горе, мимо,

На порог не заходи.

ПОЧТАЛЬОН:

Вот письмо. Письмо про сына.

Заняла дыханье боль.

Правды всей сама просила,

Да узнать ее легко ль?

Как прочесть письмо такое?

Только радость с первых слов:

«Сын ваш Лаптев, храбрый воин,

Жив, и весел, и здоров.

Сообщить Вам нынче рады,

Что за редкий подвиг он

Самой высшею наградой

По Указу награжден.

Он стоит, Герой, на страже,

И от нашего лица,

От полка, спасибо наше,

Вам за сына- храбреца.

Шлем его привет сыновний,

Он еще отпишет сам…»

Под последней строчкой ровной

Подпись книзу: комиссар…

Что прошло — минута, час ли,

Или канул год в дыму?

Не бывало столько счастья

Сразу, вдруг, в одном дому,

И пришло на память старой
Все, что может вспомнить мать…

Хорошо и комиссару

Весть такую посылать.

4-й ведущий.

Жизнь народа во множестве ее проявлений — таков прекрасный облик музы Твардовского.

Пожалуй, после Некрасова, которого вместе с Пушкиным считает Твардовский своими наставниками и учителями, не было в русской поэзии такого разнообразия человеческих характеров. Какое множество типов русских женщин населяет одну только лирику поэта! И, пожалуй, самый проникновенный из них — образ матери. То это женщина, слушающая пластинку с песней, как бы воскрешающей перед ней давнюю молодость, то мать павшего героя, то, другая, еще только задумывающаяся о том, кем вырастет ее сын. Вершины драматизма достигает этот образ в цикле «Памяти матери», запечатлевшем и все сложные коллизии ее судьбы, и не ослабевшее с годами сыновнее горе.

Чтец читает стихотворение А.Т.Твардовского «Памяти матери» под звуки нежной мелодии.

Прощаемся мы с матерями

Задолго до крайнего срока-

Еще в нашей юности ранней,

Еще у родного порога,

Когда нам платочки, носочки

Уложат их добрые руки,

А мы, опасаясь отсрочки,

К назначенной рвемся разлуке.

Разлука еще безусловней

Для них наступает попозже,

Когда мы о воле сыновней

Спешим известить их по почте

И, карточки им посылая

Каких-то девчонок безвестных,

От щедрой души позволяем

Заочно любить их невесток.

А там — за невестками — внуки…

И вдруг назовет телеграмма

Для самой последней разлуки

Ту старую бабушку мамой.

На экране появляются слайды с портретами поэта в разные годы его жизни.

1-й ведущий.

В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми разнообразными средствами художественной выразительности. Поэт переводил стихи с белорусского, украинского и других языков. Его произведения были переведены на многие иностранные языки.

Следует сказать, что взгляд лирического героя в поэзии Твардовского направлен не столько на природу, сколько из природы — поэтому собственно пейзажных стихов у Твардовского не так уж и много. В стихах «Признание», «Жить бы мне соловьем- одиночкой» природа выступает прежде всего как грустное и ласковое напоминание о чем-то дорогом, оставленном вдали.

Звучит стихотворение «Жить бы мне соловьем- одиночкой». Чтение стихотворения сопровождается показом пейзажей Смоленщины.

Жить бы мне век соловьем-одиночкой

В этом краю травянистых дорог,

Звонко выщелкивать строчку за строчкой,

Циклы стихов заготавливать впрок.

О разнотравье лугов непримятых.

Зорях пастушьих, угодьях грибных.

О лесниках-добряках бородатых.

О родниках и вечерних закатах

Девичьих косах и росах ночных…

Жить бы да петь в заповеднике этом,

От многолюдных дорог в стороне,

Малым, недальним довольствуясь эхом-

Вот оно счастье. Да, жаль, не по мне.

Сердце иному причастно всецело,

Словно с рожденья кому подряжен

Браться с душой за нелегкое дело,

Биться, беситься и лезть на рожон.

И поспевать, надрываясь до страсти,

С болью, с тревогой за нынешним днем.

И обретать беспокойное счастье
Не во вчерашнем, а именно в нем…

Да! Но скажу я: без этой тропинки,

Где оставляю сегодняшний след,

И без росы на лесной паутинке-

Памяти нежной ребяческих лет-

И без иной — хоть ничтожной- травинки

Жить мне и петь мне? Опять-таки — нет…

Не потому, что особой причуде

Дань отдаю в этом тихом краю.
Просто — мне дорого все, что и людям,

Все, что мне дорого, то и пою.

2-й ведущий.

Твардовский вел большую общественную работу. Он был главным редактором журнала «Новый мир», секретарем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Европейского сообщества писателей.

Поэзия Твардовского- образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственно подлинным счастьем.

Перечитать стихи Твардовского — значит заново пережить целую эпоху народной жизни. Недаром почти про каждую страницу книг поэта можно сказать его словами: она — «что-то вновь тебе напомнит, чего вовеки забывать нельзя».

Заключение

Духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками личности, и поэтому духовно- нравственное воспитание учащихся — это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Духовно- нравственное воспитание — процесс сложный и разноплановый, но в то же время организованный и целенаправленный на «возвышение сердца» ребёнка как центра духовной жизни. Неоценимую роль в осуществлении духовно-нравственного развития личности играет литература, и прежде всего – классическая литература, потому, что, решая проблему человеческих ценностей, классическая литература приходит к гармонии мира как к своей основной задаче.

Мероприятия, созданные на основе литературных произведений , играют особую роль в этом процессе. Человек живёт в мире, осмысливает его, осваивает, и русский писатель, размышляя об этом человеке на земле, ищет великую гармонию человека, мира и Бога. Это так важно сегодня, когда произошла смена ценностных ориентиров, повлекших за собой нарушение духовного единства общества, деформацию общепринятых моральных норм и нравственных законов.

Русская классическая литература — это духовно-нравственная литература, основанная на ценностях православно — христианских, питавших русскую жизнь много столетий. Не внешний жизненный успех, не богатство, не мнение в глазах окружающих, не звания и чины, а внутренний мир человека независимо от его положения в обществе, жгучая совестливость оказались в центре её произведений. За этим стояла высота православно — христианских идеалов, которые питали нашу классику, на которых воспитывались многие поколения. И эта чистота и высота идеала так необходима современному школьнику в воспитании высоконравственной личности.

C:\Users\Игорь\Desktop\МБОУ 153\Рисунок (38).jpg

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв