Мастер класс — для родителей по теме: «Головоломки и логические игры»
Николаева Наталья
Витальевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 45 «Машенька»
г. Набережные Челны Республика Татарстан
Цель: формирование представлений у родителей о необходимости использования головоломок и логических игр для развития логического мышления детей не только в детском саду, но и дома.
Задачи:
- Обратить внимание родителей на большую значимость дидактических игр для развития ребёнка.
- Познакомить родителей с различными видами головоломок и логических игр.
- Способствовать положительной мотивации родителей на использование полученных знаний для совместного проведения досуга с детьми.
Предварительная работа: провести анкетирование среди родителей. (Приложение)
Организовать в зале выставку развивающих игр и головоломок: Блоки Дьенеша, Палочки Кьюизнера, «Математический планшет», игры Никитина (Узелки, Сложи узор, Уникуб), картотека игр со спичками, альбомы с головоломками «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра», «Головоломка Пифагора», «Пентамино» и т. д.
Ход — мастер класса:
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер классе.
Хотелось бы начать нашу совместную встречу с результатом нашего опроса. (Подвести итоги анкетирования)
А между тем с помощью развивающих игр ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого, я хотела бы сегодня вас познакомить с играми, головоломки которые помогут вам в развитии логического мышления, смекалки ваших детей.
Первая игра, которую я хотела бы представить сегодня вашему вниманию Логические блоки Дьенеша.
Для начала рассмотрим, что же представляют собой Логические блоки Дьенеша – это комплект геометрических фигур, который состоит:
- из фигур четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);
- из фигур трех цветов (красный, синий, желтый);
- из фигур двух размеров (большие и маленькие);
- из фигур двух видов толщины (толстые и тонкие).
Каждая геометрическая фигура имеет 4 признака: форму, цвет, размер, толщину. И сегодня я также хотела бы познакомить вас с некоторыми методами работы с логическими блоками.
Блоки Дьенеша разовьют у детей комбинаторику, аналитические способности, умение выделять различные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие. Обобщать по нескольким свойствам, разовьют память, воображение, творческие способности, научат сравнивать, анализировать, классифицировать.
Задание для родителей: Вам нужно разложить фигуры в два обруча, в красный обруч положите все желтые фигуры, а в синий обруч – все круглые. (Если затрудняются – объяснить про зону пересечения)
Приглашаются несколько родителей для выполнения заданий.
В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). (Кодирование и декодирование)
Задание для родителей: Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок (показывается карточка с изображением символов, необходимо найти соответствующий блок)
цвет обозначается пятном
величина — силуэт домика (большой, маленький).
форма — контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
толщина — условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий)
Задание для родителей: Кто живет в доме? (с помощью закодированной карточки с отрицанием найти жильцов дома)
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.
К этой игре кроме этого можно придумать и самим множество заданий, изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Продолжи ряд» и т. д. Существует множество альбомов с заданиями к блокам Дьенеша, можно посмотреть в интернете и в книжных магазинах.
С помощью блоков Дьенеша, дети получают умение строго следовать правилам при выполнении действий. Приближаются к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат. Играя в них сегодня, вы поможете своему ребенку с легкостью решать сложные задачи в будущем.
Кубики Никитина — «Сложи узор»
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.
Сложи квадрат. Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула нас на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.
Уникуб. Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. А раннее развитие пространственного мышления поднимает возможности на целую ступень выше обычного житейского уровня и делает ребенка сильнее интеллектуально.
Следующая игра называется «Математический планшет». Её можно изготовить и в домашних условиях, к деревянной разделочной доске в определенном порядке прикрепить канцелярские кнопки и взять разноцветные резинки.
С помощью разноцветных резинок можно познакомить ребенка с различными геометрическими понятиями. Ребенку легче понять наглядно, что такое точка или линия — прямая или замкнутая, что такое угол прямой, острый или тупой, что такое отрезок и т.д. С таким игровым наглядным пособием ребенок легко узнает и усваивает различные геометрические фигуры — треугольник, прямоугольник, трапеция. Но с помощью резинок Воскобовича можно устраивать и другие, самые различные игры. Например, превращать геометрические фигуры друг в друга, передвигая резинки по гвоздикам или достраивать симметричную половинку какой-нибудь фигуре, или переворачивать фигуру зеркально.
Задание для родителей: Родителям предлагаются Математические планшеты, необходимо из резинок изобразить заданную фигуру и отобразить его симметрично на второй половине планшета.
Из резинок можно создавать не только геометрические фигуры, но и самые разнообразные узоры. Можно собрать узоры по образцам, представленным в предлагающемся альбомчике, а можно придумать свои. Можно не просто составлять узоры, а по заданному воспитателем алгоритму. Воспитатель говорит ребенку имена гвоздиков, на которые следует одеть резиночки, а он создает узор и демонстрирует результат.
В результате игр с «Математическим планшетом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.
Также хотела бы вам напомнить о таких видах головоломок типа «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино» и т.д. Сущность игр заключается в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или по замыслу. Они развивают пространственное представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторские способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач. Их также очень просто сделать дома. Используется самый разнообразный материал: плотная бумага, картон, фанера, пластик и т. д. Чертеж целого изображения игры переносится на выбранный материал, и по основным линиям вырезается, далее делится на части по чертежу (разрезается на более мелкие геометрические фигуры). Размер целого изображения игры и его частей можно увеличивать или уменьшать по желанию, соблюдая при этом соотношение между частями.
Предложить родителям рассмотреть альбомы с головоломками.
На нашей выставке представлены и множество других игр, если у кого то, возникнет интерес к ним можно будет это обсудить индивидуально.
Так же в домашних условиях можно изготовить игры на развитие логики из доступных материалов.
Задание для родителей: Предлагаю вам изготовить игру «Продолжи ряд». Эта игра помогает закрепить с детьми понятие ритм, умение видеть закономерность.
Родителям предлагается изготовить наборное полотно из картона и цветной бумаги, на котором изображена цепочка с определенной закономерностью из геометрических фигур и вырезать, геометрические фигуры из цветного картона для того, чтобы продолжить цепочку.
Мы представили вам варианты игр, с помощью которых можно весело вам поиграть с вашими детьми. Дети обожают игры и им очень важно проводить время с родителями, если вы предложите им поиграть вместе, я не сомневаюсь в том, что они с удовольствием включатся в игру. Совместное решение головоломок – прекрасный способ провести с ребенком свободное время с пользой, тренируя при этом логику, смекалку и воображение. Логические игры способствуют интеллектуальному развитию ребенка. Будем очень рады, если игры продемонстрированные сегодня вам понравятся и станут любимым развивающим материалом.
Спасибо за участие!
Приложение
Анкета-опросник для родителей:
1. Любит ли ваш ребёнок играть в дидактические и развивающие игры?
- — да;
- — нет;
- — не знаю, дома не играем;
- — свой вариант ответа.
2. Любимая игра вашего ребёнка?
3. Как часто вы играете с детьми в игры развивающего характера дома?
- — не играем из-за отсутствия свободного времени;
- — играем, когда приобретаем новую игру;
- — по желанию ребёнка;
- — свой вариант ответа.
Литература и интернет источники.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников — Москва: «Просвещение», 1985
- Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников -Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002
- https://урок.рф/library/matematicheskij_planshet_201340.html
- http://nikitiny.ru/igri_nikitinyh
- http://novijmir.blogspot.com/p/blog-page_17.html?m=1