Вы здесь: Главная > Дошкольное образование, Духовно-нравственное воспитание, Общее образование > «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста»

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста»


Лабутина Анна Геннадьевна

Воспитатель 1 кв. категории МБДОУ «Детский сад №114»

Советского района города Казани

Курылева Гузель Фагимовна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №114» Советского района города Казани


Непросто быть воспитателем,

Маленьких детей учить.

Нужно быть не только строгим,

Но и чутким надо быть.

Улыбнуться, похвалить,

Кое-гдеприободрить

Там, где нужно объяснить.

Каждый год в нашей стране происходят значительные изменения, которые вызывают глубокую тревогу и беспокойство за судьбу детей и образование, за сохранение жизни на планете Земля. О гуманности и о духовности в образовании сейчас много говорят и пишут. Как воспитать гуманность в детях, готовность прийти на помощь другому человеку, сопереживать? В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности.

Каждый ребёнок в этой жизни – уникальное явление. Загадку этой уникальности приоткрывает древняя мудрость: «То, с чем я родился – подарок Бога. То, с чем я умру — мой подарок Богу». Ребёнка надо любить. Это — закон воспитателя. Не может человек, не любящий детей, работать с детьми, будь то школа или дошкольное учреждение. Надо отдавать себя всего, без остатка, любви к каждому ребёнку, и дети потянутся к тебе. Дети должны не только овладевать знаниями, но и развиваться духовно и нравственно, раскрыть свою естественную природу.Ребёнок должен знать, что его любят, им занимаются, им интересуются.Необходимо воспитывать в детях, начиная с дошкольного возраста, доброту, гуманность, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, гордость за свою страну.

Во время работы всегда стараемся создать хорошее настроение себе, детям, коллегам – кому советом, кому шуткой, кому примером. Доброта педагога заключается в том, чтобы с готовностью помогать ребёнку осваивать мир, а семье – гармонично воспитывать его. Человек, воспитывающий детей, должен очень любить их, и они будут счастливы.

С.В. Образцов в рассказе «Клибка» очень верно определил, что любовь – это умение и желание жалеть, сопереживать, болеть, когда больно другому, что есть удивительное по своему значению слово – сострадание, что жалость – высшая форма сочувствия, безжалостность – атрофия этого чувства.

Антон Семёнович Макаренко писал, что если от человека не требовать многого, то много от него не получишь. Читая «Педагогическую поэму», обратили внимание на то, что великий педагог в своих исканиях шёл, «осторожно ступая», отбрасывая то, что не действовало, и применяя другое, способствующее воспитательному эффекту. У А.С. Макаренко учились проявлению настойчивости в вопросах воспитания.

Работая в дошкольном учреждении очень часто читаю детям сказки, рассказы. После чтения обязательно проводим беседу о том, что понравилось, а что не понравилось и почему. Дети дают оценку поступкам героев, размышляя о том, как бы они поступили на месте героев.

Для того, чтобы привить детям любовь к живому, мы весной наблюдаем за поведением птиц и насекомых. Рассказываем им о том, из чего птицы строят гнёзда, как высиживают птенцов, где зимуют, чем питаются, как плохо им зимой. Зимой мы кормим птиц, насыпая им в кормушки различный корм.

Воспитывая любовь к природе, мы пробуждаем у детей ласковое, заботливое отношение ко всему живому. Взрослые должны помогать детям открыть для них окружающий мир природы, полюбить его как общий дом.

Экологическое воспитание следует рассматривать как нравственное воспитание, т.к. в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства. Детям необходимо осознавать, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связи.

Воспитывая у дошкольников и младших школьников взаимопонимание, взаимоуважение, отзывчивость, взаимопомощь, мы создаём сюжетно-ролевые игры, их обсуждаем. Если ребёнок не справляется с каким-либо поручением, обязательно найдутся желающие помочь. Дети выучили «золотое» правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Воспитатель должен любить детей, жить для детей – без этого его работа не имеет смысла, кроме того, ему всегда надо помнить о своём долге: вырастить из ребёнка достойного члена общества.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.:Издательский Дом Ш. Амонашвили, 1996.

2. Бордовская Н. В. Педагогика/Н. В.Бордовская, А. А. Реан.-СПб, 2000 год.

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв