«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Лабутина Анна Геннадьевна
Воспитатель 1 кв. категории МБДОУ «Детский сад №114»
Советского района города Казани
Курылева Гузель Фагимовна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №114» Советского района города Казани
Непросто быть воспитателем,
Маленьких детей учить.
Нужно быть не только строгим,
Но и чутким надо быть.
Улыбнуться, похвалить,
Кое-гдеприободрить
Там, где нужно объяснить.
Каждый год в нашей стране происходят значительные изменения, которые вызывают глубокую тревогу и беспокойство за судьбу детей и образование, за сохранение жизни на планете Земля. О гуманности и о духовности в образовании сейчас много говорят и пишут. Как воспитать гуманность в детях, готовность прийти на помощь другому человеку, сопереживать? В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности.
Каждый ребёнок в этой жизни – уникальное явление. Загадку этой уникальности приоткрывает древняя мудрость: «То, с чем я родился – подарок Бога. То, с чем я умру — мой подарок Богу». Ребёнка надо любить. Это — закон воспитателя. Не может человек, не любящий детей, работать с детьми, будь то школа или дошкольное учреждение. Надо отдавать себя всего, без остатка, любви к каждому ребёнку, и дети потянутся к тебе. Дети должны не только овладевать знаниями, но и развиваться духовно и нравственно, раскрыть свою естественную природу.Ребёнок должен знать, что его любят, им занимаются, им интересуются.Необходимо воспитывать в детях, начиная с дошкольного возраста, доброту, гуманность, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, гордость за свою страну.
Во время работы всегда стараемся создать хорошее настроение себе, детям, коллегам – кому советом, кому шуткой, кому примером. Доброта педагога заключается в том, чтобы с готовностью помогать ребёнку осваивать мир, а семье – гармонично воспитывать его. Человек, воспитывающий детей, должен очень любить их, и они будут счастливы.
С.В. Образцов в рассказе «Клибка» очень верно определил, что любовь – это умение и желание жалеть, сопереживать, болеть, когда больно другому, что есть удивительное по своему значению слово – сострадание, что жалость – высшая форма сочувствия, безжалостность – атрофия этого чувства.
Антон Семёнович Макаренко писал, что если от человека не требовать многого, то много от него не получишь. Читая «Педагогическую поэму», обратили внимание на то, что великий педагог в своих исканиях шёл, «осторожно ступая», отбрасывая то, что не действовало, и применяя другое, способствующее воспитательному эффекту. У А.С. Макаренко учились проявлению настойчивости в вопросах воспитания.
Работая в дошкольном учреждении очень часто читаю детям сказки, рассказы. После чтения обязательно проводим беседу о том, что понравилось, а что не понравилось и почему. Дети дают оценку поступкам героев, размышляя о том, как бы они поступили на месте героев.
Для того, чтобы привить детям любовь к живому, мы весной наблюдаем за поведением птиц и насекомых. Рассказываем им о том, из чего птицы строят гнёзда, как высиживают птенцов, где зимуют, чем питаются, как плохо им зимой. Зимой мы кормим птиц, насыпая им в кормушки различный корм.
Воспитывая любовь к природе, мы пробуждаем у детей ласковое, заботливое отношение ко всему живому. Взрослые должны помогать детям открыть для них окружающий мир природы, полюбить его как общий дом.
Экологическое воспитание следует рассматривать как нравственное воспитание, т.к. в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства. Детям необходимо осознавать, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связи.
Воспитывая у дошкольников и младших школьников взаимопонимание, взаимоуважение, отзывчивость, взаимопомощь, мы создаём сюжетно-ролевые игры, их обсуждаем. Если ребёнок не справляется с каким-либо поручением, обязательно найдутся желающие помочь. Дети выучили «золотое» правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Воспитатель должен любить детей, жить для детей – без этого его работа не имеет смысла, кроме того, ему всегда надо помнить о своём долге: вырастить из ребёнка достойного члена общества.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.:Издательский Дом Ш. Амонашвили, 1996.
2. Бордовская Н. В. Педагогика/Н. В.Бордовская, А. А. Реан.-СПб, 2000 год.