Вы здесь: Главная > Дошкольное образование, Проекты, Театральное творчество > Проект «Волшебство кукольного театра»

Проект «Волшебство кукольного театра»


Муратова Любовь Петровна

воспитатель 1квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №9 «Ёлочка» г. Нурлат РТ


Предложенный проект способствует развитию общения детей, делает общение более содержательным, вырабатывает коммуникативные навыки, способствует развитию нормальных межличностных отношений между детьми, которые не зависят от конкретной ситуации, содержания разговора, совместной деятельности. Проект «Волшебство кукольного театра» позволил нам успешно решить и реализовать задачи по нравственному воспитанию, а также поможет при формировании поисково – исследовательских качеств, интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста.

Проект «Волшебство кукольного театра»

«Из всех существующих в мире

загадок тайна куклы

самая загадочная;

без понимания сущности куклы

невозможно понять человека».

(М. Е. Салтыков-Щедрин)

Проблема

В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Мы решили помочь своим воспитанникам расширить знания о традиционной кукле, развить интерес к их изготовлению и использованию в детской деятельности.

Актуальность проекта:

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», — гласит поговорка. Играя с куклами, дети познают окружающий мир, учатся вести хозяйство, приобретают навыки семейного общения. С их помощью дети постигают премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь. Поэтому более глубокое знакомство детей с куклами позволит становлению игровой деятельности, расширит знания о разнообразии кукол, позволит познакомиться с историей возникновения кукол на Руси, повысит значимость игр с куклами у детей и взрослых. Обширный материал и наглядность сделает наш проект ярким и незабываемым на долгие годы.

Вид проекта:  игровой, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники 2 младшей группы, музыкальный руководитель.

Цель проекта: формирование интереса к истории и культуре русского народа через образ русской традиционной куклы.

Задачи проекта.

  1. Знакомство детей с материалами, из которых изготавливают кукол, с их назначением в прошлом и настоящем (игровые куклы, куклы-обереги, обрядовые куклы, коллекционные, театральные).
  2. Учить самостоятельно изготавливать тряпичные куклы-Пеленашки.
  3. Формировать навыки игры с куклами.

Гипотеза реализации проекта.

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка, пополнить знания о народных промыслах родного края, о традициях русского народа, а так же способствовать повышению активности родителей в жизнедеятельности дошкольной организации.

Этапы реализации

1Организационный этап

— подбор методической литературы, иллюстраций с изображением старинных тряпичных кукол и современных. Оформить материал для ознакомления с дымковской игрушкой;

-составление мнемотаблиц, помогающие описанию игрушки куклы;

-работа с родителями по пополнению кукольного гардероба; пошив одежды, вывязывание крючком, спицами. Также предложить пополнить количество пеленок для игр с куклами-пупсами;

-изготовление старинных тряпичных кукол оберегов, обрядовых кукол («Домовенок», «Масленица»).

2. Практический этап

Работа с детьми

Направления:

1) Познавательное развитие

Беседы: «Почему мы любим играть с куклами», «Что я знаю о куклах».

«В гости к нам пришли матрешки» — беседа о происхождении игрушки.

«Куклы наших предков» — беседа об истории возникновения кукол. Тряпичные куклы.

Презентация «Народные тряпичные куклы», «Дымковские игрушки».

Занятие-экспериментирование «Какие бывают ткани? », «Из каких материалов делают кукол».

2) Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Парикмахерская».

Игры с дидактической куклой «Оденем куклу на прогулку», «Кукла заболела», «День рождения куклы».

Дидактические игры: «Что делают из соломы, дерева, ткани», «Раз, два, три, четыре, пять – будем куклам помогать», «Моделируем платье для куклы Маши», «Подбери костюм для Вани».

Инсценировка сказок «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Три медведя» на фланелеграфе.

Игры-драматизации с театральными куклами би-ба-бо, пальчиковых цилиндров.

«Театр Петрушки». Инсценировки с помощью куклы Петрушки.

Слушание колыбельных песен.

Экскурсия в музей «Русская изба».

Организация экскурсии в мини-музей кукол. Сюжетно-ролевая игра «Поход в музей».

3) Речевое развитие

Составление рассказа по картине «Девочка играет с куклой»

«В нашем детском саду» — классификация игрушек.

«Поможем Маше-растеряше» — знакомство с понятием «одежда».

«Новоселье Матрешек» — знакомство с названием предметов мебели.

Заучивание стихотворения «Непоседа Неваляшка».

«Кукольное чаепитие» — чтение и обыгрывание стихотворения.

Чтение сказки А. Толстого «Приключения Буратино».

«Баю-баю, баюшек» — разучивание колыбельных песен.

«Пестушки и прибаутки». Знакомство с малыми фольклорными формами устного народного творчества.

4) Художественно-эстетическое развитие

Изготовление кукол Пеленашек.

Аппликация из цветной и фактурной бумаги «Нарядные матрешки».

Лепка из соленого теста «Неваляшка».

Аппликация из цветной и фактурной бумаги «Красивые куколки».

Лепка «Веселые куколки».

«Дерево счастья» с размещением на нем на куколок Кувадок.

Пластилинография «Моя любимая кукла».

Изготовление куколок из картонного цилиндра и конуса.

«Кроватка для дочки» — конструирование из бросового материала.

Конструирование мебели для кукол из стройматериалов.

«Строим двухэтажный дом».

Рисование «Любимые куколки».

Лепка «Дымковские лошадки».

Рисование «Украсим юбку для дымковской барышни».

Раскраски «Дымковские игрушки».

Лепка сюжетная «Баю-бай, засыпай».

«Куколки из ложки» — ручная работа с использованием гофрированной бумаги.

«Наряд для принцессы» (оригами гармошка, косы из ниток) .

«Матрешка в нарядном сарафане» — оригами с элементами аппликации из пайеток, бисера.

5) Физическое развитие

Упражнение «Матрешки».

Подвижные игры «Подарки», «Магазин игрушек», «Заводные игрушки».

Игровое упражнение «Неваляшка».

Игра с цветными кнопками «Веселые шляпки»

Игра на развитие моторики рук «Плетение косичек».

Эстафета игрушек.

«Танцующая шляпа» — подвижная игра.

Оформление картотек загадок, пословиц, частушек о куклах.

Выставка макетов «Детская творческая кукол».

Семейные презентации

Игровая деятельность:

— создание среды для реализации сюжетно – режиссерских игр

— создание среды для драматизации.

— дидактические игры

Работа с родителями

1. Привлечение мам и бабушек к пополнению игрового уголка в группе (пошив одежды для кукол, изготовление авторских кукол, тряпичных обрядовых куколок, кукол-оберегов). Приобщить к этой работе пап: ремонт кукол, игрушечной мебели;

2. Консультации «Роль куклы в развитии детей», «Выбираем детские игрушки», «Значение колыбельных песен для детей»;

3. Родительское собрание с использование мастер-класса «Куклы из бабушкиного сундучка»;

4. Организация фотовыставки «Мы играем с куклами», «Моя любимая игрушка из детства».

3 Связь с другими творческими организациями.

Этот этап направлен на установление связей с другими творческими организациями: работниками культуры, детской библиотекой, волонтеров -школьников , организации по проведению выставок в их стенах, на участие в различных конкурсах и акциях. Публикации и распространение опыта.

 

Ожидаемые результаты:

  • воспитать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
  • развить и обогатить знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления;
  • познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;
  • создать условия для творческого самовыражения.

Дальнейшее развитие проекта

Пополнение мини-музея новыми экспонатами.

Знакомство с музеем народной куклы детей всего детского сада и их родителей.
Проведение мастер-классов по изготовлению народной тряпичной куклы для всех желающих: детей, родителей, педагогов.

Продолжение сотрудничества с другими творческими организациями. Участие в различных акциях, конкурсах. Публикации на сайтах.

Диагностический инструментарий

  Умение называть народные куклы умение использовать в театрализованной деят-ти Умение обыгрывать в повседневной жизни Умение использовать народный фольклор в процессе игры Заучивание и рассказывание небольших худож. произведений
  сен май сен май сен май сен май сен май
1                    
2                    
3                    
4                    
5                    

Умение называть народные куклы

1 балл – ребенок не называет народные куклы

2 балла – называет с помощью взрослого

3 балла – ребенок ответил правильно, самостоятельно.

Умение использовать в театрализованной деятельности

1 балл – не использует в театрализованной деятельности

2 балла – использует при помощи взрослого

3 балла – ребенок самостоятельно использует куклы в театрализованной дея-ти

Умение обыгрывать в повседневной жизни

1 балл – ребенок не использует куклы в повседневной жизни

2 балла – использует куклы для обыгрывания с помощью взрослого

3 балла — ребенок умеет обыгрывать куклами в повседневной жизни

Умение использовать народный фольклор в процессе игры

1 балл – не использует фольклор в игре

2 балла – частично использует народный фольклор, с помощью взрослого

3 балла – ребенок в процессе игры самостоятельно использует народный фольклор.

Заучивание и рассказывание небольших художественных произведений

1 балл — ребенок не умеет рассказывать и не заучивает художественные произведения

2 балла – читает наизусть небольшие произведения, но рассказывает с помощью взрослого

3 балла – ребенок самостоятельно читает наизусть небольшие произведения и рассказывает содержание произведений.

Заключение.

Таким образом, у детей будет сформирован интерес к истории и культуре русского народа через образ русской традиционной куклы. Проект позволил познакомить детей с материалами, из которых изготавливают кукол, с их назначением в прошлом и настоящем, научить самостоятельно изготавливать тряпичные куклы, а также поможет сформировать навыки игры с куклами

Список использованной литературы

1.Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Средняя группа: методическое пособие/Н.В. Алёхина. – М.:МУЦ Перспектива, 2008 -120 с.

2.Бойчук И. А. , Попушина Т. Н. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством», М. : Детство-пресс, 2009

3.Васильева М. А., Гербова В. В. «Комплексные занятия. Средняя группа», Волгоград: Учитель

4. А. Греков «Музей игрушки и его основатель Н. Д. Бортман», Д/В , №1 – 2009

5.«Истоки народной игрушки». Метод. Кабинет

6.Князева О.Л., Моханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 1997

7.Лыкова И. А. «Художественное творчество в детском саду. Средняя группа», М.: Цветной мир, 2010

8.Лыкова И. А. , Шипунова В. А. «Игрушки изначальные», М. : Цветной мир, 2012

9.Лыкова И. А. «Куколки из сундучка», М. : Цветной мир, 2012

10. Лыкова И.А. Мастерилка «Рыбка-рыбка, где ты спишь? », М. : Цветной мир, 2012

11. Лыкова И. А. , Шипунова В. А «Народный календарь. Осень золотая», М. : Цветной мир, 2013

12. Новиковская О. А. «Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет», СПб. : Паритет, 2008

13. Попова О. Н. «Моя первая кукла», Д/В п. 1 – 2009


 

Предложенный проект способствует развитию общения детей, делает общение более содержательным, вырабатывает коммуникативные навыки, способствует развитию нормальных межличностных отношений между детьми, которые не зависят от конкретной ситуации, содержания разговора, совместной деятельности. Проект «Волшебство кукольного театра» позволил нам успешно решить и реализовать задачи по нравственному воспитанию, а также поможет при формировании поисково – исследовательских качеств, интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста.

Проект «Волшебство кукольного театра»

«Из всех существующих в мире

загадок тайна куклы

самая загадочная;

без понимания сущности куклы

невозможно понять человека».

(М. Е. Салтыков-Щедрин)

Проблема

В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Мы решили помочь своим воспитанникам расширить знания о традиционной кукле, развить интерес к их изготовлению и использованию в детской деятельности.

Актуальность проекта:

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», — гласит поговорка. Играя с куклами, дети познают окружающий мир, учатся вести хозяйство, приобретают навыки семейного общения. С их помощью дети постигают премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь. Поэтому более глубокое знакомство детей с куклами позволит становлению игровой деятельности, расширит знания о разнообразии кукол, позволит познакомиться с историей возникновения кукол на Руси, повысит значимость игр с куклами у детей и взрослых. Обширный материал и наглядность сделает наш проект ярким и незабываемым на долгие годы.

Вид проекта:  игровой, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники 2 младшей группы, музыкальный руководитель.

Цель проекта: формирование интереса к истории и культуре русского народа через образ русской традиционной куклы.

Задачи проекта.

  1. Знакомство детей с материалами, из которых изготавливают кукол, с их назначением в прошлом и настоящем (игровые куклы, куклы-обереги, обрядовые куклы, коллекционные, театральные).
  2. Учить самостоятельно изготавливать тряпичные куклы-Пеленашки.
  3. Формировать навыки игры с куклами.

Гипотеза реализации проекта.

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка, пополнить знания о народных промыслах родного края, о традициях русского народа, а так же способствовать повышению активности родителей в жизнедеятельности дошкольной организации.

Этапы реализации

1Организационный этап

— подбор методической литературы, иллюстраций с изображением старинных тряпичных кукол и современных. Оформить материал для ознакомления с дымковской игрушкой;

-составление мнемотаблиц, помогающие описанию игрушки куклы;

-работа с родителями по пополнению кукольного гардероба; пошив одежды, вывязывание крючком, спицами. Также предложить пополнить количество пеленок для игр с куклами-пупсами;

-изготовление старинных тряпичных кукол оберегов, обрядовых кукол («Домовенок», «Масленица»).

2. Практический этап

Работа с детьми

Направления:

1) Познавательное развитие

Беседы: «Почему мы любим играть с куклами», «Что я знаю о куклах».

«В гости к нам пришли матрешки» — беседа о происхождении игрушки.

«Куклы наших предков» — беседа об истории возникновения кукол. Тряпичные куклы.

Презентация «Народные тряпичные куклы», «Дымковские игрушки».

Занятие-экспериментирование «Какие бывают ткани? », «Из каких материалов делают кукол».

2) Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Парикмахерская».

Игры с дидактической куклой «Оденем куклу на прогулку», «Кукла заболела», «День рождения куклы».

Дидактические игры: «Что делают из соломы, дерева, ткани», «Раз, два, три, четыре, пять – будем куклам помогать», «Моделируем платье для куклы Маши», «Подбери костюм для Вани».

Инсценировка сказок «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Три медведя» на фланелеграфе.

Игры-драматизации с театральными куклами би-ба-бо, пальчиковых цилиндров.

«Театр Петрушки». Инсценировки с помощью куклы Петрушки.

Слушание колыбельных песен.

Экскурсия в музей «Русская изба».

Организация экскурсии в мини-музей кукол. Сюжетно-ролевая игра «Поход в музей».

3) Речевое развитие

Составление рассказа по картине «Девочка играет с куклой»

«В нашем детском саду» — классификация игрушек.

«Поможем Маше-растеряше» — знакомство с понятием «одежда».

«Новоселье Матрешек» — знакомство с названием предметов мебели.

Заучивание стихотворения «Непоседа Неваляшка».

«Кукольное чаепитие» — чтение и обыгрывание стихотворения.

Чтение сказки А. Толстого «Приключения Буратино».

«Баю-баю, баюшек» — разучивание колыбельных песен.

«Пестушки и прибаутки». Знакомство с малыми фольклорными формами устного народного творчества.

4) Художественно-эстетическое развитие

Изготовление кукол Пеленашек.

Аппликация из цветной и фактурной бумаги «Нарядные матрешки».

Лепка из соленого теста «Неваляшка».

Аппликация из цветной и фактурной бумаги «Красивые куколки».

Лепка «Веселые куколки».

«Дерево счастья» с размещением на нем на куколок Кувадок.

Пластилинография «Моя любимая кукла».

Изготовление куколок из картонного цилиндра и конуса.

«Кроватка для дочки» — конструирование из бросового материала.

Конструирование мебели для кукол из стройматериалов.

«Строим двухэтажный дом».

Рисование «Любимые куколки».

Лепка «Дымковские лошадки».

Рисование «Украсим юбку для дымковской барышни».

Раскраски «Дымковские игрушки».

Лепка сюжетная «Баю-бай, засыпай».

«Куколки из ложки» — ручная работа с использованием гофрированной бумаги.

«Наряд для принцессы» (оригами гармошка, косы из ниток) .

«Матрешка в нарядном сарафане» — оригами с элементами аппликации из пайеток, бисера.

5) Физическое развитие

Упражнение «Матрешки».

Подвижные игры «Подарки», «Магазин игрушек», «Заводные игрушки».

Игровое упражнение «Неваляшка».

Игра с цветными кнопками «Веселые шляпки»

Игра на развитие моторики рук «Плетение косичек».

Эстафета игрушек.

«Танцующая шляпа» — подвижная игра.

Оформление картотек загадок, пословиц, частушек о куклах.

Выставка макетов «Детская творческая кукол».

Семейные презентации

Игровая деятельность:

— создание среды для реализации сюжетно – режиссерских игр

— создание среды для драматизации.

— дидактические игры

Работа с родителями

1. Привлечение мам и бабушек к пополнению игрового уголка в группе (пошив одежды для кукол, изготовление авторских кукол, тряпичных обрядовых куколок, кукол-оберегов). Приобщить к этой работе пап: ремонт кукол, игрушечной мебели;

2. Консультации «Роль куклы в развитии детей», «Выбираем детские игрушки», «Значение колыбельных песен для детей»;

3. Родительское собрание с использование мастер-класса «Куклы из бабушкиного сундучка»;

4. Организация фотовыставки «Мы играем с куклами», «Моя любимая игрушка из детства».

3 Связь с другими творческими организациями.

Этот этап направлен на установление связей с другими творческими организациями: работниками культуры, детской библиотекой, волонтеров -школьников , организации по проведению выставок в их стенах, на участие в различных конкурсах и акциях. Публикации и распространение опыта.

 

Ожидаемые результаты:

  • воспитать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
  • развить и обогатить знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления;
  • познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;
  • создать условия для творческого самовыражения.

Дальнейшее развитие проекта

Пополнение мини-музея новыми экспонатами.

Знакомство с музеем народной куклы детей всего детского сада и их родителей.
Проведение мастер-классов по изготовлению народной тряпичной куклы для всех желающих: детей, родителей, педагогов.

Продолжение сотрудничества с другими творческими организациями. Участие в различных акциях, конкурсах. Публикации на сайтах.

Диагностический инструментарий

  Умение называть народные куклы умение использовать в театрализованной деят-ти Умение обыгрывать в повседневной жизни Умение использовать народный фольклор в процессе игры Заучивание и рассказывание небольших худож. произведений
  сен май сен май сен май сен май сен май
1                    
2                    
3                    
4                    
5                    

Умение называть народные куклы

1 балл – ребенок не называет народные куклы

2 балла – называет с помощью взрослого

3 балла – ребенок ответил правильно, самостоятельно.

Умение использовать в театрализованной деятельности

1 балл – не использует в театрализованной деятельности

2 балла – использует при помощи взрослого

3 балла – ребенок самостоятельно использует куклы в театрализованной дея-ти

Умение обыгрывать в повседневной жизни

1 балл – ребенок не использует куклы в повседневной жизни

2 балла – использует куклы для обыгрывания с помощью взрослого

3 балла — ребенок умеет обыгрывать куклами в повседневной жизни

Умение использовать народный фольклор в процессе игры

1 балл – не использует фольклор в игре

2 балла – частично использует народный фольклор, с помощью взрослого

3 балла – ребенок в процессе игры самостоятельно использует народный фольклор.

Заучивание и рассказывание небольших художественных произведений

1 балл — ребенок не умеет рассказывать и не заучивает художественные произведения

2 балла – читает наизусть небольшие произведения, но рассказывает с помощью взрослого

3 балла – ребенок самостоятельно читает наизусть небольшие произведения и рассказывает содержание произведений.

Заключение.

Таким образом, у детей будет сформирован интерес к истории и культуре русского народа через образ русской традиционной куклы. Проект позволил познакомить детей с материалами, из которых изготавливают кукол, с их назначением в прошлом и настоящем, научить самостоятельно изготавливать тряпичные куклы, а также поможет сформировать навыки игры с куклами

Список использованной литературы

1.Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Средняя группа: методическое пособие/Н.В. Алёхина. – М.:МУЦ Перспектива, 2008 -120 с.

2.Бойчук И. А. , Попушина Т. Н. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством», М. : Детство-пресс, 2009

3.Васильева М. А., Гербова В. В. «Комплексные занятия. Средняя группа», Волгоград: Учитель

4. А. Греков «Музей игрушки и его основатель Н. Д. Бортман», Д/В , №1 – 2009

5.«Истоки народной игрушки». Метод. Кабинет

6.Князева О.Л., Моханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 1997

7.Лыкова И. А. «Художественное творчество в детском саду. Средняя группа», М.: Цветной мир, 2010

8.Лыкова И. А. , Шипунова В. А. «Игрушки изначальные», М. : Цветной мир, 2012

9.Лыкова И. А. «Куколки из сундучка», М. : Цветной мир, 2012

10. Лыкова И.А. Мастерилка «Рыбка-рыбка, где ты спишь? », М. : Цветной мир, 2012

11. Лыкова И. А. , Шипунова В. А «Народный календарь. Осень золотая», М. : Цветной мир, 2013

12. Новиковская О. А. «Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет», СПб. : Паритет, 2008

13. Попова О. Н. «Моя первая кукла», Д/В п. 1 – 2009

 


Предложенный проект способствует развитию общения детей, делает общение более содержательным, вырабатывает коммуникативные навыки, способствует развитию нормальных межличностных отношений между детьми, которые не зависят от конкретной ситуации, содержания разговора, совместной деятельности. Проект «Волшебство кукольного театра» позволил нам успешно решить и реализовать задачи по нравственному воспитанию, а также поможет при формировании поисково – исследовательских качеств, интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста.

Проект «Волшебство кукольного театра»

«Из всех существующих в мире

загадок тайна куклы

самая загадочная;

без понимания сущности куклы

невозможно понять человека».

(М. Е. Салтыков-Щедрин)

Проблема

В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Мы решили помочь своим воспитанникам расширить знания о традиционной кукле, развить интерес к их изготовлению и использованию в детской деятельности.

Актуальность проекта:

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», — гласит поговорка. Играя с куклами, дети познают окружающий мир, учатся вести хозяйство, приобретают навыки семейного общения. С их помощью дети постигают премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь. Поэтому более глубокое знакомство детей с куклами позволит становлению игровой деятельности, расширит знания о разнообразии кукол, позволит познакомиться с историей возникновения кукол на Руси, повысит значимость игр с куклами у детей и взрослых. Обширный материал и наглядность сделает наш проект ярким и незабываемым на долгие годы.

Вид проекта:  игровой, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники 2 младшей группы, музыкальный руководитель.

Цель проекта: формирование интереса к истории и культуре русского народа через образ русской традиционной куклы.

Задачи проекта.

  1. Знакомство детей с материалами, из которых изготавливают кукол, с их назначением в прошлом и настоящем (игровые куклы, куклы-обереги, обрядовые куклы, коллекционные, театральные).
  2. Учить самостоятельно изготавливать тряпичные куклы-Пеленашки.
  3. Формировать навыки игры с куклами.

Гипотеза реализации проекта.

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка, пополнить знания о народных промыслах родного края, о традициях русского народа, а так же способствовать повышению активности родителей в жизнедеятельности дошкольной организации.

Этапы реализации

1Организационный этап

— подбор методической литературы, иллюстраций с изображением старинных тряпичных кукол и современных. Оформить материал для ознакомления с дымковской игрушкой;

-составление мнемотаблиц, помогающие описанию игрушки куклы;

-работа с родителями по пополнению кукольного гардероба; пошив одежды, вывязывание крючком, спицами. Также предложить пополнить количество пеленок для игр с куклами-пупсами;

-изготовление старинных тряпичных кукол оберегов, обрядовых кукол («Домовенок», «Масленица»).

2. Практический этап

Работа с детьми

Направления:

1) Познавательное развитие

Беседы: «Почему мы любим играть с куклами», «Что я знаю о куклах».

«В гости к нам пришли матрешки» — беседа о происхождении игрушки.

«Куклы наших предков» — беседа об истории возникновения кукол. Тряпичные куклы.

Презентация «Народные тряпичные куклы», «Дымковские игрушки».

Занятие-экспериментирование «Какие бывают ткани? », «Из каких материалов делают кукол».

2) Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Парикмахерская».

Игры с дидактической куклой «Оденем куклу на прогулку», «Кукла заболела», «День рождения куклы».

Дидактические игры: «Что делают из соломы, дерева, ткани», «Раз, два, три, четыре, пять – будем куклам помогать», «Моделируем платье для куклы Маши», «Подбери костюм для Вани».

Инсценировка сказок «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Три медведя» на фланелеграфе.

Игры-драматизации с театральными куклами би-ба-бо, пальчиковых цилиндров.

«Театр Петрушки». Инсценировки с помощью куклы Петрушки.

Слушание колыбельных песен.

Экскурсия в музей «Русская изба».

Организация экскурсии в мини-музей кукол. Сюжетно-ролевая игра «Поход в музей».

3) Речевое развитие

Составление рассказа по картине «Девочка играет с куклой»

«В нашем детском саду» — классификация игрушек.

«Поможем Маше-растеряше» — знакомство с понятием «одежда».

«Новоселье Матрешек» — знакомство с названием предметов мебели.

Заучивание стихотворения «Непоседа Неваляшка».

«Кукольное чаепитие» — чтение и обыгрывание стихотворения.

Чтение сказки А. Толстого «Приключения Буратино».

«Баю-баю, баюшек» — разучивание колыбельных песен.

«Пестушки и прибаутки». Знакомство с малыми фольклорными формами устного народного творчества.

4) Художественно-эстетическое развитие

Изготовление кукол Пеленашек.

Аппликация из цветной и фактурной бумаги «Нарядные матрешки».

Лепка из соленого теста «Неваляшка».

Аппликация из цветной и фактурной бумаги «Красивые куколки».

Лепка «Веселые куколки».

«Дерево счастья» с размещением на нем на куколок Кувадок.

Пластилинография «Моя любимая кукла».

Изготовление куколок из картонного цилиндра и конуса.

«Кроватка для дочки» — конструирование из бросового материала.

Конструирование мебели для кукол из стройматериалов.

«Строим двухэтажный дом».

Рисование «Любимые куколки».

Лепка «Дымковские лошадки».

Рисование «Украсим юбку для дымковской барышни».

Раскраски «Дымковские игрушки».

Лепка сюжетная «Баю-бай, засыпай».

«Куколки из ложки» — ручная работа с использованием гофрированной бумаги.

«Наряд для принцессы» (оригами гармошка, косы из ниток) .

«Матрешка в нарядном сарафане» — оригами с элементами аппликации из пайеток, бисера.

5) Физическое развитие

Упражнение «Матрешки».

Подвижные игры «Подарки», «Магазин игрушек», «Заводные игрушки».

Игровое упражнение «Неваляшка».

Игра с цветными кнопками «Веселые шляпки»

Игра на развитие моторики рук «Плетение косичек».

Эстафета игрушек.

«Танцующая шляпа» — подвижная игра.

Оформление картотек загадок, пословиц, частушек о куклах.

Выставка макетов «Детская творческая кукол».

Семейные презентации

Игровая деятельность:

— создание среды для реализации сюжетно – режиссерских игр

— создание среды для драматизации.

— дидактические игры

Работа с родителями

1. Привлечение мам и бабушек к пополнению игрового уголка в группе (пошив одежды для кукол, изготовление авторских кукол, тряпичных обрядовых куколок, кукол-оберегов). Приобщить к этой работе пап: ремонт кукол, игрушечной мебели;

2. Консультации «Роль куклы в развитии детей», «Выбираем детские игрушки», «Значение колыбельных песен для детей»;

3. Родительское собрание с использование мастер-класса «Куклы из бабушкиного сундучка»;

4. Организация фотовыставки «Мы играем с куклами», «Моя любимая игрушка из детства».

3 Связь с другими творческими организациями.

Этот этап направлен на установление связей с другими творческими организациями: работниками культуры, детской библиотекой, волонтеров -школьников , организации по проведению выставок в их стенах, на участие в различных конкурсах и акциях. Публикации и распространение опыта.

 

Ожидаемые результаты:

  • воспитать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
  • развить и обогатить знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления;
  • познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;
  • создать условия для творческого самовыражения.

Дальнейшее развитие проекта

Пополнение мини-музея новыми экспонатами.

Знакомство с музеем народной куклы детей всего детского сада и их родителей.
Проведение мастер-классов по изготовлению народной тряпичной куклы для всех желающих: детей, родителей, педагогов.

Продолжение сотрудничества с другими творческими организациями. Участие в различных акциях, конкурсах. Публикации на сайтах.

Диагностический инструментарий

  Умение называть народные куклы умение использовать в театрализованной деят-ти Умение обыгрывать в повседневной жизни Умение использовать народный фольклор в процессе игры Заучивание и рассказывание небольших худож. произведений
  сен май сен май сен май сен май сен май
1                    
2                    
3                    
4                    
5                    

Умение называть народные куклы

1 балл – ребенок не называет народные куклы

2 балла – называет с помощью взрослого

3 балла – ребенок ответил правильно, самостоятельно.

Умение использовать в театрализованной деятельности

1 балл – не использует в театрализованной деятельности

2 балла – использует при помощи взрослого

3 балла – ребенок самостоятельно использует куклы в театрализованной дея-ти

Умение обыгрывать в повседневной жизни

1 балл – ребенок не использует куклы в повседневной жизни

2 балла – использует куклы для обыгрывания с помощью взрослого

3 балла — ребенок умеет обыгрывать куклами в повседневной жизни

Умение использовать народный фольклор в процессе игры

1 балл – не использует фольклор в игре

2 балла – частично использует народный фольклор, с помощью взрослого

3 балла – ребенок в процессе игры самостоятельно использует народный фольклор.

Заучивание и рассказывание небольших художественных произведений

1 балл — ребенок не умеет рассказывать и не заучивает художественные произведения

2 балла – читает наизусть небольшие произведения, но рассказывает с помощью взрослого

3 балла – ребенок самостоятельно читает наизусть небольшие произведения и рассказывает содержание произведений.

Заключение.

Таким образом, у детей будет сформирован интерес к истории и культуре русского народа через образ русской традиционной куклы. Проект позволил познакомить детей с материалами, из которых изготавливают кукол, с их назначением в прошлом и настоящем, научить самостоятельно изготавливать тряпичные куклы, а также поможет сформировать навыки игры с куклами

Список использованной литературы

1.Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Средняя группа: методическое пособие/Н.В. Алёхина. – М.:МУЦ Перспектива, 2008 -120 с.

2.Бойчук И. А. , Попушина Т. Н. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством», М. : Детство-пресс, 2009

3.Васильева М. А., Гербова В. В. «Комплексные занятия. Средняя группа», Волгоград: Учитель

4. А. Греков «Музей игрушки и его основатель Н. Д. Бортман», Д/В , №1 – 2009

5.«Истоки народной игрушки». Метод. Кабинет

6.Князева О.Л., Моханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 1997

7.Лыкова И. А. «Художественное творчество в детском саду. Средняя группа», М.: Цветной мир, 2010

8.Лыкова И. А. , Шипунова В. А. «Игрушки изначальные», М. : Цветной мир, 2012

9.Лыкова И. А. «Куколки из сундучка», М. : Цветной мир, 2012

10. Лыкова И.А. Мастерилка «Рыбка-рыбка, где ты спишь? », М. : Цветной мир, 2012

11. Лыкова И. А. , Шипунова В. А «Народный календарь. Осень золотая», М. : Цветной мир, 2013

12. Новиковская О. А. «Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет», СПб. : Паритет, 2008

13. Попова О. Н. «Моя первая кукла», Д/В п. 1 – 2009

 

Теги:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв