Вы здесь: Главная > Дошкольное образование, Проекты > Краткосрочный проект «В гостях у Оле-Лукойе. Ознакомление старших дошкольников с миром книг»

Краткосрочный проект «В гостях у Оле-Лукойе. Ознакомление старших дошкольников с миром книг»


Гимадиева Лилия Анваровна

Мингазева Гузель Салимовна

воспитатель 1квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №9 «Ёлочка» г. Нурлат РТ


Взрослые всегда использовали детскую литературу как средство воспитания детей, что она отражает то мировоззрение, те ценности, которые они хотят передать своим детям. Но и в детях необходимо развивать любовь к художественной литературе.

«В книгах заключено особое очарование:

книги вызывают в нас наслаждение:

они разговаривают с нами,

дают нам добрый совет,

они становятся

живыми друзьями для нас»

(Петрарка Ф.)

Современные дети катастрофически мало читают. Проблема детского «нечтения» настолько серьёзна, что может привести к настоящей гуманитарной катастрофе и затронуть каждого. С этой целью в своей группе разработала проект для того, чтобы вызвать желание детей читать книги, беречь книги; регулярно пополнять библиотечки лучшими современными детскими книгами.

Образовательная область.

Название проекта: «В гостях у Оле-Лукойе»

Вид проекта: творческий.

Цель проекта:

— повышение интереса детей к книгам;

— возрождение домашнего чтения;

— повышение культуры речи родителей и детей.

Задачи проекта:

1)воспитывать интерес дошкольников к чтению и книге;

2) развивать фантазию, воображение; расширять словарный запас; развивать креативное мышление;

3) обучать детей выделять из собранного материала ту информацию, которая необходима для изготовления книги.

Участники проекта:

— дети в возрасте 5-6 лет;

— родители детей – участников.

Вид проекта: краткосрочный.

Работа с детьми:

  • Рассматривание и сравнение книг с разными иллюстрациями.
  • Разучивание пословиц о книге.
  • Организация выставки «Моя любимая книга».
  • НОД. « Путешествие в прошлое книги» (с использованием ИКТ).
  • Участие в акции: «Подари жизнь книге».
  • Экскурсия в центральную библиотеку города.
  • Экскурсия в Дом Книги.
  • Экскурсия в типографию города.
  • Видеописьмо от директора типографии.
  • Просматривание видеороликов о создании книг.
  • Творчество и помощь детей в создании «Книги впечатлений».
  • Выпуск альбома «Путешествие Книжкалюба».

Работа с родителями.

  • Анкетирование на тему: «Книга в вашей жизни».
  • Беседа на тему: «Как воспитать у детей культуру чтения».
  • Беседа с родителями на тему: «Книга и видео».
  • Выступление на родительском собрании на тему: «Роль книги в игре».
  • Акция «Подари детям книгу».
  • Выпуск семейных книжек с использованием ИКТ.

План проекта.

Март месяц:

1неделя –

  • Рассматривание и сравнение книг с разными иллюстрациями.
  • Разучивание пословиц о книге.
  • Экскурсия в Дом Книги.(экскурсия проводится сотрудниками магазина)
  • Анкетирование родителей на тему: «Книга в вашей жизни»
  • Беседа с родителями на тему: Как воспитать у детей культуру чтения»

2 неделя –

  • Организация выставки «Моя любимая книга».
  • НОД. «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ.
  • Просматривание видеороликов о создании книг.
  • Экскурсия в типографию города.(беседа с редактором)
  • Видеописьмо от директора типографии.
  • Беседа с родителями на тему: «Книга или видео».

3 неделя –

  • Экскурсия в центральную библиотеку города.(по сценарию сотрудников библиотеки)
  • Акция родителей «Подари детям книгу».
  • Творчество и помощь детей в создании «Книги впечатлений».

4 неделя –

  • Выступление на родительском собрании на тему: «Роль книги в игре».
  • Выпуск семейных книжек с использованием ИКТ.
  • Выпуск альбома «Путешествие Книжкалюба».

Пословицы о книге.

Книга – зеркало души.

Кто много читает, тот много знает.

Прочитал новую книгу – встретился с другом.

Книга помогает в труде, выручит в беде.

С книгой поведёшься – ума наберёшься.

Книги не говорят, а правду рассказывают.

Чего сам не знаешь, то в книге прочтёшь.

Хорошая книга – лучший друг.

C:\Users\Лилия\Desktop\ФОТО К ПРОЕКТУ\ФОТО К ПРОЕКТ.JPG

Рис. 1. Выставка «Моя любимая книга»

Конспект. НОД. «Путешествие в прошлое книги»

Цель: воспитывать бережное отношение к книгам; развивать интерес; познакомить детей с историей возникновения книги и её созданием, показать, как книга преобразовалась под влиянием развития культуры.

Словарная работа: бамбуковые пластины, пергамент, папирус, свиток, иероглифы, чернила, кодекс, тетрада, береста, печатный станок, типография, переплёт, издательство.

Оборудование:ноутбук, проектор, экран, видеоролики с изображением старинных книг, иллюстрации из книг, видеоролики с изображением символов, современные книги.

Воспитатель: — Я хочу вам загадать загадку. Отгадав её, вы узнаете о чём мы с вами сегодня поговорим.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней.(Книга)

Воспитатель: Правильно, ребята, это книга. А для чего нужны книги?

Дети: Чтобы много знать, чтобы стать умным, узнавать новое, хорошо учиться в школе.

Воспитатель: Верно, ребята(показываю выставку современных книг разного формата, ярких, красочных). Посмотрите, какие красивые, красочные книги. А ведь когда-то книг совсем не было. Я вас хочу познакомить с историей возникновения книги. Для этого мы с вами отправимся в гости к Оле-Лукойе. У него есть сказочный телевизор, по нему мы увидим и узнаем много интересного(просмотр с использованием проектора и экрана).

В очень далёкие времена, когда ещё люди не умели читать и писать, они хранили информацию в своей памяти и передавали друг другу, используя различные сигналы-символы. Каждый народ придумывал свой способ передачи информации: звук, жест, дым костра, огонь. Эти символы что-либо разрешали, запрещали. Но не обо всём могли рассказать эти звуки. Поэтому человек научился рассказывать о своей жизни при помощи рисунков. Нарисуют озеро, рядом — огромную рыбу. Это означает память об удачной ловле рыбы. Нарисуют холмы и речку, а среди деревьев и холмов вдоль реки — тропинка. Это память о дальнем путешествии. Люди сидят у костра, рисуют быка и охотников — значит, была хорошая охота. А вот эти мешки означают, что человек собрал хороший урожай. Всё это можно было изобразить в картинках. Очень удачная придумка — такие картинки.они применяются и в наши дни. Например, нарисован телефон и земной шар — значит, здесь можно поговорить по телефону с любым городом.

Но рисунок не всегда мог обо всём рассказать. Люди пытались на мягкой глине острой палочкой выдавливать знаки и картинки. Потом глину сушили и обжигали в печах. Получались глиняные таблички, очень прочные. Но такие таблички было неудобно хранить, т.к. глина разрушалась.

Люди решили «остановить звуки». И придумали буквы, и поэтому стали появляться первые книги. Например, в Китае стали писать книги на тонких бамбуковых пластинах, связывали их между собой крепкой бечёвкой. Писали на таких книгах иероглифами — знаками, которые использовались для написания. Но такие книги из дерева часто сгорали.

А в Древнем Египте тексты высекали на каменных плитах. Ребята, скажите, а удобно держать каменные книги дома?

Дети: Нет, они тяжёлые, занимают много места, трудно поднимать…

Воспитатель: Да, конечно.

— Ребята, есть такое растение — папирус. Это растение вдвое выше человека, его ствол толщиной в руку. Растёт оно в Африке, по берегам рек и болот. У него сладкий сок. Вот на нём писались книги. Сердцевину тростника резали на полосы, укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы склеивали в длинный-предлинный свиток. Появились книги — свитки, похожие на широкую и длинную ленту, в которой нет страниц (просмотр рисунков на мультимедийном оборудовании).

— Ребята, а там где не было зарослей папируса, научились писать на пергаменте. Что это такое? Это кожа овец, телят, козлят. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась жёлтой или белой. Несколько пергаментных листков составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, а иногда и не один год. Для защиты от царапин обложку делали из меди, и книга напоминала сундук с «застёжками». Её очень долго делали вручную. Краска легко снималась с пергамента, поэтому его можно было использовать повторно.

-Ребята, а откуда люди узнали о том, на чём писали книги, как они создавались?

Дети: — Узнали из раскопок.

Воспитатель: Верно, ребята. А ещё узнали из берестяных грамот. Береста — это наружная часть берёзовой коры. На неё писали специальным инструментом — писалом.

Была ещё одна форма книги — Кодекс. Брали 4 листа, сгибали каждый пополам и вкладывали друг в друга. Его называли тетрада, сейчас тетрадь.

— Ребята, давайте немного отдохнём. Угадайте, про какие книжки спрашивает Оле-Лукойе:

Девочка — малышка.

Появилась девочка

В чашечке цветка,

А была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Девочка спала,

Вот какая девочка,

Как она мала.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку — малышку.

( Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»)

Кто унёс братишку?

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая

Голубая речка.

Все нам помогали,

Все нас укрывали,

К батюшке и матушке

Мы домой попали!

Кто унёс братишку?

Назовите книжку.

(Народная сказка» Гуси — лебеди»)

Кому принадлежат: корзиночка, бутылочка молока, пирожок, шапочка?

(Красной Шапочке из сказки Ш.Пьерро)

Кто съел целую банку варенья?

(Карлсон)

Вот и отдохнули, ребята.

Обо всём на свете рассказывают книги. Ты можешь побывать, не выходя из комнаты, в жарких и холодных странах, в морских и подземных глубинах, подняться к звёздам, прогуляться по горам, на луне.

Протяни руку — и книга заговорит о том, что тебе предстоит узнать. Книга радуется и печалится вместе с тобой, она — надёжный друг, верный товарищ.

В старину книги писались от руки. Работа продвигалась медленно. На изготовление одной — единственной рукописи — книги уходило иногда 5-7 лет. И могли их читать только богатые люди. Тот, кто писал книги — писец, должен был обладать чётким и красивым почерком. Каждая буква не просто писалась, а рисовалась гусиным пером и чернилами. Писали даже золотом. На обложках были драгоценные камни.

Прошло много времени. Как вы думаете, легко ли было писать книги несколько лет? (Ответы детей)

В Москве открылась первая типография. Иван Фёдоров создал печатный станок, с помощью которого можно было быстрее писать книги. Сначала он вырезал буквы, чтобы печатать. Вырезал буквы из металла. Нажимал на клавишу и буква отпечатывалась на бумаге. Фёдоров сам вырезает каждую букву. Украшает их листочками. Поэтому первую книгу Фёдоров назвал «Азбука».

Как вы думаете, для кого была напечатана «Азбука»?

Дети: для детей.

Воспитатель: Верно. А для чего?(Ответы детей)

Шло время. Постепенно люди улучшали печатный станок, придумали новые машины. В заключение вспомним крылатые выражения о книге.

(Дети рассказывают пословицы о книгах).

Книга — зеркало души.

Кто много читает, тот много знает.

Прочитал новую книгу — встретился с другом.

Книга помогает в труде, выручит в беде.

С книгой поведёшься — ума наберёшься.

Книги не говорят, а правду рассказывают.

Чего сам не знаешь, то в книге прочтёшь.

Хорошая книга — лучший друг.

C:\Users\Лилия\Desktop\ФОТО К ПРОЕКТУ\ФОТО 3.JPG

Рис. 2. Экскурсия в Дом книги.

C:\Users\Лилия\Desktop\ФОТО К ПРОЕКТУ\ФОТО 4.JPG

Рис.3.Экскурсия в Центральную городскую библиотеку.

Творческая работа: Изготовление «Книги впечатлений»

Цель:научить детей творчески подходить к изготовлению книги, выполнять работу дружно, согласованно.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Ход работы.

_ Ребята, мы с вами узнали много интересного о книгах: об их возникновении, многообразии, были на разных экскурсиях, выставках. Вы все свои впечатления отражали в рисунках. Посмотрите, сколько их. Все интересные, необычные. Я хочу предложить вам сегодня побыть редакторами и выпустить книгу, которая будет называться «Книга впечатлений». Хочу вам облегчить работу. Мы не просто посмотрим рисунки на столах, а как в видеозале будем смотреть их на большом экране и выбирать. Вместе будем просматривать какие работы будут в начале книги, какие в середине и завершающие страницы. Когда подберём рисунки для книги, нам необходимо будет подобрать формат и рамку. Затем, ребята, книгу выпустим через цветной принтер.

— Итак, приступаем!

Коллективная работа по изготовлению книги.

C:\Users\1\Desktop\фото для проектов\DSC02122.JPG

Вопросы анкетирования родителей на тему: «Книга в вашей жизни»

  1. Интересуется ли Ваша семья книгами? Какими?
  2. Какие книги Вы покупаете своему ребёнку?
  3. Читаете ли Вы ребёнку перед сном книжки? Какие?
  4. Предпочитаете ли Вы вместо чтения сказки просмотр её на компьютере? Почему?
  5. Внимательно ли слушает малыш ваше чтение?
  6. Может ли Ваш ребёнок пересказывать прочитанное?
  7. Бережно ли Ваш ребёнок относится к книгам?
  8. Какое место книга занимает в вашей жизни?

Беседа с родителями на тему: «Как воспитывать у детей культуру чтения»

Культура чтения – это на всю жизнь хороший художественный вкус и потребность каждый день общаться с книгой.

Культура чтения – это на всю жизнь умение учиться и ориентироваться в мире знаний. А начинается культура чтения с бережного отношения к книге.

Не позволяйте малышу рвать, мять, пачкать книжку, брать её грязными руками. Игрушки даются ребёнку в полное распоряжение, а книги, если он не умеет беречь их, лучше рассматривать только вместе.

Расскажите детям о правилах бережливости: с книгами надо обращаться аккуратно, не бросать где попало, а класть в определённое место; переворачивать страницы за правый верхний угол, не загибать углов страниц, а пользоваться закладкой. Научите ребёнка делать закладки для себя, папы, мамы, украсив их картинками.

Прочитайте ребёнку стихотворение С.Я Маршака «Книжка про книжки». Он посмеётся над неряхой Гришкой, от которого книги убежали в библиотеку и подумает: «От меня не убегут, я люблю и берегу книги!»

Мало знать правила, надо привыкнуть выполнять их. Для этого каждый день следите за тем, как ваш сын или дочь относятся к книгам.

Ну а что, если книжка всё-таки порвётся? Тогда вместе с ребёнком подклейте её, как в стихотворении:

Заболела

Эта книжка:

Изорвал её

Братишка.

Я больную

Пожалею:

Я возьму её

И склею.

(Б.Заходер « Переплётчица»)

Беседуйте с детьми о значении книг: как было бы грустно и печально, если бы на белом свете не было книг с картинками, сказок, песенок, рассказов! Объясните, что без книг не было бы ни самолётов, ни автомобилей, ни многого из того, что нас окружает: ведь из книг люди узнают, как работать, построить самолёт, зажечь лампу, провести газ в вашу кухню.

В беседе прочтите стихи С. Маршака «Как печатали вашу книгу», а также книги: Зубков Б.В. «Книжка про книжку», Дацкевич В.П. «Как делают книгу». С интересом дети узнают и о том, как много людей старалось, чтобы сделать книжку: писатель, художник, рабочие (лесорубы, рабочие бумажной фабрики, наборщики из типографии). Но есть и дополнения: сегодня книги печатают на компьютере.

Учите ребёнка просматривать книги. Учите ребёнка пользоваться оглавлением. Если он ещё не умеет читать, возьмите сборник рассказов или сказок с иллюстрированным оглавлением: после каждого заголовка маленький рисунок.

Малыш будет приятно удивлён и начнёт игру: по картинкам оглавления выбирать что почитать, а потом находить рассказ или сказку в книге.

С раннего детства обращайте внимание детей на авторов книг и рассказывайте, как сами с детства и навсегда полюбили и Пушкина, и Лермонтова, и Толстого, и Андерсена, других писателей, которых любят все люди на свете и вся ваша семья. Спрашивайте, что писал В.Бианки? Рассказы о животных и птицах. Что писал Н.Носов? Весёлые рассказы и повести о ребятах и девочках, книжки про Незнайку и его друзей.

Воспитывать культуру чтения у детей – это значит растить их на высокохудожественной литературе; объяснять роль книги в жизни людей и учить ценить книгу как результат большого труда; учить бережно и аккуратно относится к книгам; учить самостоятельно выбирать и просматривать книги.

Беседа с родителями на тему: «Книга и видео»

В наше время почти в каждом доме есть компьютер. Многие родители приобретают видеозаписи детских стихов и сказок в исполнении артистов, музыкантов. Особенно любимы мультфильмы и телефильмы. Они играют большую роль в общении между детьми: ребята обмениваются кассетами, делятся впечатлениями.

Польза раннего приобщения к экранной классике детской литературы очевидна, но захочет ли ребёнок, когда придёт время, читать сказочные повести А.Толстого «Приключения Буратино» или «Маугли» Р. Киплинга?

Смотреть телевизор или компьютер легче, чем читать, и ребёнок, предоставленный самому себе, предпочитает просмотр видео, а не книги, поэтому необходимо руководство, обеспечивающее разумное сочетание экранной и словесной детской литературы.

Нельзя умолчать о тревоге по поводу бесконтрольного просмотра телевизора, компьютера в домах с утра до вечера, неся «информационный мусор», ослабляя слух и зрение ребёнка и делая его не способным воспринимать книги.

Некоторые родители радуются, что ребёнок часами сидит у телевизора и компьютера и не беспокоит, не мешает им. Однако уже к 4-5 годам этот ребёнок не сможет сосредоточиться на книге и слушать чтение, он даже не захочет, чтобы ему рассказывали сказки, потому что для восприятия слова ему нужны движущиеся картинки. А это уже дефект познания, слабость воли: читая, надо потрудиться, напрячь воображение, мысль, а телевизор и компьютер дают готовенькое, только глотай. Замечено, при неразумном их использовании, они, вторгаясь в свято святых – мозг, разрушают созданный природой механизм познания.

Маленьким детям для восприятия слова, фразы нужны многократные повторения, что сохраняется и в дошкольном возрасте, но дети, перегруженные видео, как правило не любят повторных чтений, когда раз от разу ребёнок всё больше радуется сказке, потому что всё больше видит в ней. Оно и понятно, дети просят читать им одно и то же произведение, потому что хотят вновь насладиться им, но если у ребёнка переизбыток впечатлений, то эта потребность не возникает.

Продолжая размышлять о том, почему при неразумном использовании телевизора у детей часто возникают трудности с восприятием книги, хочется сказать и так называемом клиповом, т.е. коротком сознании, которое вырабатывается у человека от привычки к мгновенной и неожиданной смене различных впечатлений, взаимно исключающих друг друга, в то время как чтение предполагает протяжённость во времени, длительность.

Вообще «клиповое» сознание притупляет восприятие жизни и у детей, и у взрослых. Вот обычная, каждодневная ситуация. Вы смотрите высокую драму, трагедию, вы взволнованы и поражены тонкостью и глубиной жизненных наблюдений автора, и вдруг в кульминационный момент врывается реклама стирального порошка, губной помады… в результате ваши чувства ослаблены, мысль потеряна, и незаметно, возникает ощущение, что всё на свете безразлично и не стоит переживаний. Так мы разучиваемся размышлять о жизни, сопереживать.

Телевидение в нашей стране существует уже полвека, а серьёзные трудности с детским чтением обозначались лишь в последние 10лет. Почему? Сейчас на телеэкранах господствует диснеевский стиль, где много стремительного действия, движения, но мало текста, а наши прежние фильмы были неторопливыми, задумчивыми и несли поэтическое слово А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, народных сказок… Такие мультфильмы и телефильмы не только мешали чтению, а, наоборот, способствовали ему. Увы, современным детям они не нравятся.

Конечно, все мы любим смотреть телевизор, и было бы неправильно лишать детей этой радости, только при этом надо предупредить возможные отрицательные последствия для здоровья и развития, обязательно сохранив роль книги в детской жизни.

Взаимодействие книги с электронными средствами массовой информации – важнейшая научная проблема, которой озабочен весь мир, так как падение роли книги в духовной жизни нации угрожает её интеллектуальному потенциалу и нравственному здоровью. К сожалению педагогическая наука не поспевает за чтением в новых условиях, вызванных научно-техническим прогрессом. Но все равно есть семьи, где несмотря ни на что, родители успешно руководят чтением своих детей. Примерно до года и 3 месяцев младенец видит в книге только предмет, который шуршит и легко рвётся. Но позже его можно побудить посмотреть на картинку. У малютки внимание неустойчивое, рассеянное, остановить его трудно, но возможно. И тогда у ребёнка первые художественные впечатления будут связаны не с движущейся, мерцающей картинкой на экране, а с неподвижными книжными иллюстрациями, которые он многократно рассматривал.

В ежедневный режим миллионов российских детей вошла передача ОРТ «Спокойной ночи, малыши!». Её авторы и ведущие очень умело общаются с ребятами: читают им стихи и сказки, задают загадки, показывают отрывки из мультфильмов и даже порой беседуют о них и всё это за 15 минут! Во многих семьях этой передачей и ограничивают трёхлетних детей, но и позднее строго дозируют телевизор, отбирая только лучшее и стремясь к разнообразию художественных впечатлений.

При разумной дозировке и режиме, а главное, при руководстве, отборе и беседах, телепередачи – союзники книги, а не её враги, потому что вызывает интерес к чтению. Очень полезно сравнение книги с её экранизацией. Важно показать, что не вошло и не могло войти в фильм. Особенно полезны беседы о языке произведений: как, какими словами описан пейзаж или переживания героя, как метко охарактеризован тот или иной персонаж т.д.

Пусть дети смотрят экранизации литературных произведений, но пусть им будет доступна и другая, высшая радость: самому общаться с писателем, воспроизводить в своём воображении нарисованные картины, наслаждаться художественным словом.

C:\Users\Лилия\Desktop\ФОТО К ПРОЕКТУ\DSC02125.JPG

Список использованной литературы:

  1. Дацкевич В.П. Как делают книги. — Москва: Дет.лит., 1987 г.
  2. Детский сад и библиотека. // Дайджест для библиотекарей и воспитателей детских садов.- Казань, 1998 г.
  3. Евгений Осетров. Малыш.- С-П., 1981 г.
  4. Маршак С. Как печатали вашу книгу. – Москва, 1960 г.
  5. Тимофеева И. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти.// Семейное чтение.- №4.- 2007 г.
  6. Тимофеева И. Как воспитывать у детей культуру чтения.// Семейное чтение.- №6.- 2007 г.
  7. Тимофеева И. Книга и игра.// Семейное чтение.- №2.- 2007 г.

Содержание:

Образовательная область……………………………………………………… 3

Работа с детьми……………………………………………………………… 4

Работа с родителями………………………………………………………… . 4

План проекта…………………………………………………………………… 5

Пословицы о книге…………………………………………………………….. 5

Конспект. НОД. «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ………………………………………………………………………………6

Творческая работа «Изготовление «Книги впечатлений»…………………..11

Вопросы анкетирования родителей на тему:«Книга в вашей жизни»………13

Беседа с родителями на тему:«Как воспитывать у детей культуру чтения»15

Беседа с родителями на тему: «Книга и видео»………………………………15

Список использованной литературы»…………………………………………18

Содержание………………………………………………………………………19

Приложение…………………………………………………………………….21

Приложение

Работа с педагогами

Методика организации детского чтения

Для реализации развивающего потенциала художественной литературы воспитатель должен использовать совокупность художественных текстов, подобранных с учётом их структуры (художественной формы) и содержательно-смысловой наполнённости, по степени сложности соответствующих уровню детского восприятия и понимания, создающих «напряжение души», т.е. продвигающих детей на шаг вперёд в умственной и эмоциональной работе.

Воспитание и обучение с помощью художественной литературы требует соблюдения следующих принципов: в содержании текста должны быть отражены предметы или действия, яркие впечатления из опыта ребёнка или те, которые можно воспроизвести и конкретизировать; необходимо сочетать чтение и прослушивание текста с инсценированием, широко применяя наглядность; следует привлекать ребёнка к активному, действенному участию в инсценировании и декламации.

Существуют разные формы использования художественных текстов в воспитательной работе.

Урочная:

— на занятии «Ознакомление с художественной литературой» в соответствии с поставленными целями, задачами; чтение и разбор произведения, формулирование выводов, которые затем в процессе воспитательной работы внедряются в реальную жизнь дошкольника;

— «эмоциональная вставка» на занятиях ФЭМП, по изодеятельности, развитию речи, физкультуре и т.д.

Внеурочная:

— в режимные моменты, в основном на прогулке при наблюдениях за окружающим миром;

— чтение перед сном больших художественных произведений, рассчитанных на несколько дней;

— в свободное от занятий время – небольшие группы, по желанию детей.

В качестве смыслового фона, окрашивающего другие формы совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми:

— большие тексты для организации интересной познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

— в играх-драматизациях, театрализованных играх, досугах и развлечениях.

Персонажи больших художественных произведений обычно предстают перед детьми удивительными экспериментаторами, исследователями, путешественниками. Поэтому события, происходящие с ними, могут послужить мотивом, отправным моментом для интересной деятельности взрослого с детьми.

Приведу несколько примеров.

Прочитав книгу Ю.Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина», воспитатель задаёт вопросы: «Неужели разбойник смог так легко справиться с Самоделкиным с помощью простого магнита? Давайте посмотрим, как действует магнит: обладает ли он такой «волшебной» силой на самом деле?»

«Полетит или не полетит воздушный шар?» — гадают малыши из Цветочного города, наблюдая за приготовлениями Знайки в книге Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Воспитатель спрашивает: «В чём тут дело? Попробуем сами провести опыт».

При обсуждении книги А.Милна «Винни-Пух и вс-все-все»: «Удачно ли выбрал Винни-Пух плавательное средство для спасения от наводнения? Что надёжнее – пустой горшок или зонтик? Не утонет ли пустой горшок? Почему один предмет тонет, а другой – нет? Можно провести эксперимент».

По поводу книги Г.Остера «Сказочные рассказы»: «Удобно ли измерять Удава попугаями? Придумаем свои мерки. А может быть, воспользоваться подходящими инструментами?»

Итак, к чтению тех или иных текстов можно приурочить соответствующую продуктивную или исследовательскую деятельность, воспроизводящую и продолжающую поиски и исследования персонажей. При этом в выборе темы воспитатель опирается на текст.

При прочтении книг можно проводить интересные беседы и игры, направленные на эмоциональное развитие и нравственно-эстетическое воспитание. В частности, для формирования уважительного отношения к окружающему миру можно использовать такой приём, как эмпатия (вхождение в образ персонажа). Например, при чтении стихотворения И.Мазнина «Давайте дружить» детям предлагается образ «Я – планета Земля» и задаются вопросы экологического и нравственно-эстетического содержания: «Планета наша на всех одна. Почему её надо беречь, и как мы можем это сделать?»

Очень важно использование художественных произведений для осознания детьми разнообразных коллизий и конфликтов, возникающих в их отношениях со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни. С этой целью необходимо специально подбирать короткие тексты «на злобу дня», дающие возможность увидеть эти конфликты со стороны и понять, какими способами их можно разрешить. Кроме того, практически весь диапозон типичных детских нравственных коллизий отражён в больших повествовательных текстах с вымышленными или реалистическими персонажами-детьми, и их можно обсуждать по мере чтения.

Разумеется, чтобы подбирать художественные произведения для чтения и использовать их как смысловой фон для других видов деятельности, воспитатель должен хорошо ориентироваться в текстах, прочитывать их заранее и определять, какие из них «придутся по душе» детям его группы.

Реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит от подбора текстов и правильной организации чтения как совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми. В связи с этим целесообразно определить некоторые общие методические требования.

Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы оно вошло в привычку, создало традицию в жизни группы.

Время для чтения должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 10 – 15 минут в младших группах, 20-25 минут – в старшей и подготовительной. Чтение вне занятия должно проходить в непринуждённой обстановке (дети располагаются вблизи взрослого как им удобно); каждый ребёнок присоединяется добровольно, это не вменяется ему в обязанность. Остальные дети обязательно соблюдают правило: заниматься своими делами тихо, не мешая чтению. Читая книгу, воспитатель выступает партнёром детей по восприятию её содержания (проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и прочее); монотонное механическое (отчуждённое) чтение может отбить у детей желание слушать даже очень интересную книгу.

Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты, определяет последовательность их чтения, чередуя большие литературные формы для длительного (продолжающегося) чтения и малые формы для непродолжительного. Целесообразно также чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам. Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (в зависимости от объёма чтение может занять от 2 до 10-12 дней), так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность событий, «вжиться» в воображаемый мир книги. Всё это становится затруднительным, если тексты накладываются друг на друга или один текст читается с большими перерывами. Ежемесячно воспитатель прочитывает детям одно – два больших произведения, например, «Дядя Фёдор, Пёс и Кот» Э.Успенского, «Винни-Пух и все-все-все» А.Милна и др. Между чтением двух больших художественных текстов используются короткие произведения: фольклорные и авторские сказки, стихотворные тексты, реалистические рассказы. Здесь возможны сочетания нескольких коротких текстов по жанрам или тематической направленности. Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения, а тем более принуждать их к анализу поэтических произведений и многок4ратному пересказу прозы. (Это не относится к текстам, изучаемым на занятиях «Ознакомление с художественной литературой», когда анализ и беседа необходимы.) обсуждения должны носить непринуждённый характер. Они уместны сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения относительно прочитанного, если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон, стимул для непосредственно следующей за чтением деятельности или видит необходимость сравнить коллизии художественного текста с реальными событиями. Педагог может через некоторое время вспомнить с детьми прочитанные тексты, обсудить их при развёртывании других видов деятельности, поскольку обращение к книге помогает стимулировать активность детей – осмыслить и прояснить какие либо факты, события и т.п.художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперёд, сделав сбалансированный выбор из рекомендательного списка программы, по которой работает детский сад, с учётом интересов большей части детей группы. (В начале года необходимо выяснить, какие книги из списка уже прочитаны большинством дома.) Этот предварительный план корректируется по мере необходимости.

Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения предварительно подбираются на неделю – месяц также с охватом разных разделов рекомендательного списка. Кроме того, при подборе и планировании последовательности чтения коротких текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезоном, праздниками, памятными датами), тематическими циклами, намеченными для познавательно-исследовательской деятельности, актуальными интересами детей группы. Список подобранных текстов постоянно корректируется педагогом с учётом появляющихся у детей вопросов, возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может подсказать книга.

В каждой группе всегда должно быть несколько сборников художественных текстов (стихов, фольклорных и авторских сказок, рассказов детских писателей), из которых воспитатель, реагируя на актуальную ситуацию, может в любой момент выбрать подходящее произведение. Дополнительно он может пользоваться хрестоматией для детей своей возрастной группы, но это не единственный или основной источник художественных текстов.

Книги для длительного чтения целесообразно хранить в общей библиотеке детского сада, чтобы ими могли пользоваться все группы по мере необходимости.

Важное условие организации с книгой и формирования у детей нравственно-эстетических личностных качеств – создание атмосферы радости и удовольствия от чтения, творческое сотрудничество детей и взрослых.

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 Елочка» г.Нурлат Республики Татарстан»

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности

для детей подготовительной группы

на тему: “История книги”

в рамках проекта “Книжка и малыш”.

                                                                               

                 

                                                 

                                                                       

                                                                               

2018 г.

Цель:  развивать устойчивый интерес к книге как к самостоятельному, наглядному объекту литературы; создавать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи:

Образовательная область “Познание”:

— познакомить детей с историей возникновения книги, проследить развитие книги в прошлом, настоящем и будущем;

— расширять знания о книгах, познакомить с работой книжных издательств и библиотек;

— формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной  

Образовательная область “Социализация”:

— развивать личностные качества: уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность доброжелательность.

Образовательная область “Коммуникация”:

— развивать речевое творчество;

— способствовать развитию индивидуальных способностей к речевой активности.

Образовательная область “Художественное творчество”:

— развивать творческие способности, воображение;

— содействовать развитию мелкой моторики рук;

— закреплять умение аккуратно пользоваться  красками.

Взаимодействие с родителями:

— предложить родителям воспитанников помочь в сборе информации по истории возникновения книг, видов книг, способов поиска информации;

— предложить оказать помощь воспитателям группы в организации экскурсии в детскую библиотеку.

Материалы: глина, береста, цветные карандаши, восковые мелки,  краски, белая и тонированная бумага.

Материалы остаются детских уголках для дальнейшей самостоятельной деятельности детей.

Предварительная работа:

придумывание загадок о зиме;

— чтение научно-популярной литературы;

— сюжетно-ролевая игра   “Библиотека”;

-игра-викторина в библиотеке;

— экскурсия в детскую библиотеку,

— чтение пословиц, поговорок о зиме.

Формы организации совместной деятельности воспитателя и детей

оказание воспитателем помощи родителям и воспитаннику, в подготовке презентации к выступлению ребенка;

— беседа воспитателя с детьми;

Организационный момент, введение в игровую ситуацию.

Мотивация. Воспитатель вносит в группу красивую коробку с книгой. Заинтересовавшиеся дети подходят к педагогу.

Воспитатель: Ребята, как вы думайте, что лежит в этой коробке? (Ответы детей)

Вы хотите знать, что здесь лежит?

Я загадаю вам загадку.

                                               Не куст, а с листочками,

                                               Не рубашка, а сшита,

                                               Не человек, а рассказывает.

Правильно, здесь лежит книга. Рассмотрите внимательно: из каких частей она состоит? (Ответы детей) Какой материал используют для ее создания? (Ответы детей) А где можно увидеть книгу? (Ответы детей) А какие бывают книги? (Ответы детей)

Не всегда книги были такими, какими мы их видим сейчас. Давным давно, много лет назад, так много, сколько песчинок в горстке песка, когда бумагу еще не изобрели, для записей люди использовали совсем другие материалы. Дети,  а вы знаете, какие это были материалы? (Ответы детей)

Вы  хотите попробовать  сделать надписи на глиняных табличках. Дети подходят к столу, где лежат глиняные таблички для каждого ребенка, и пробуют выдавливать значки острой палочкой.

В Древней Руси письма и документы процарапывали на бересте особым инструментом, сделанным из кости. (Показывает бересту)

Бумагу придумали в Китае. С ее появлением книги стали похожи на настоящие: с обложками, страницами, картинками. Книги писали и красиво разрисовывали от руки, поэтому их называли рукописными. Возможность создавать книги быстрее и проще появилась, когда люди изобрели печатный станок. Дети, вы знаете, кто придумал первый печатный станок в Древней Руси, и какая книга была напечатана первой? (Ответы детей)

   Ребята, вы наверно устали, хотите подвигаться? (Ответы детей)

Вставайте в круг и повторяйте за мной.

                                             

                                                Физкультминутка

.            Открывай скорее книжку! –отхлопываем ритм в ладоши

             В книжке мошка, мышка, мишка, —изображаем пальчиками

             В книжке мячик круглый бок:- движения соответствуют тексту

             Вверх-вниз, прыг-скок. – движения соответствуют тексту

             В книжке зонт, открой и пой,— движения соответствуют тексту

             Лупит дождь, а ты сухой! — присесть, закрыть голову ладошками

             Киска в книжке близко-близко. – показываем расстояние ладошками

             На цветной картинке киску –ладошки как книжка

             Долго глажу я рукой- “гладим киску” медленно и плавно

             Ведь у киски мех такой. – отхлопываем ритм

Физкультминутка повторяется 2 раза. Первый раз показывает воспитатель, второй раз дети делают вместе с воспитателем.

Мы с вами узнали, какими были первые печатные книги, как они выглядели. Поговорим о привычных для нас современных книгах, напечатанных на бумаге. Как вы думаете, чтобы книга появилась на книжной полке, кому придется потрудиться? (Ответы детей, перечисляются профессии)

Продуктивная деятельность. Создание рукописной книги для младшей группы.

Воспитатель: Ребята, мы многое узнали о появлении книги, хотите попробовать сами создать книгу?

— Какой сюжет будет у нашей книги? (Ответы детей) 

— Ребята, посмотрите пожалуйста в окно, какое время года сейчас? (Ответы детей) 

— Скажите пожалуйста, сможем мы с вами сделать книгу зимних пейзажей? (0тветы детей) 

Дети вместе с воспитателем пословицы, поговорки, загадки о зиме, приметы зимы, зимние месяцы.

— Добро пожаловать в нашу мастерскую.

     Детям предлагается подойти к столам, выбрать материал для работы. (карандаши, восковые мелки, краски, белая и тонированная бумага) Во время творческой деятельности  звучит музыка.  

— Ребята, посмотрите, какие замечательные пейзажи у нас получились. Какие красивые и все разные. Нет ни одного похожего.

— Вам, нравятся? (Ответы детей)

— Как вы думайте, что нам нужно сделать чтобы получилась красивая книга? (Ответы детей) С помощью дырокола и ленточки собираем листочки в книгу.

— У нас с вами получилась замечательная рукописная книга. Эту книгу мы поместим в наш книжный уголок.

Воспитатель благодарит детей за активное участие и инициативу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 Елочка» г.Нурлат Республики Татарстан»

Сценарий праздника «День рождения КНИГИ»

старший дошкольный возраст

                                                                               

                 

                                                 

                                                                       

                                                                               

Цель: формирование интереса детей к чтению, к произведениям детской литературы.

Задачи:

1. Активизировать и обобщить знания детей о книгах и сказочных героях.

2. Совершенствовать коммуникативные функции речи.

3. Развивать навыки выразительного чтения поэтических произведений.

4. Воспитывать любовь к произведениям детской художественной литературы.

Дети под музыку входят в зал и садятся на стулья.

Клоун:День рожденья – особая дата

Этот праздник ни с чем не сравнить

Кто-то мудрый придумал когда-то

Имениннику радость дарить.

Я – Клоун веселый и озорной,

Невредный, не злой, вот такой!

(показывает большой палец поднятый вверх)

Ой, я совсем забыл с вами познакомиться.

ИГРА: «Познакомимся».

Дети становятся парами и двигаются противоходом по кругу, с концом в музыке дети останавливаются и кричат свое имя.

— Вот теперь я вас всех знаю по имени. Всех мальчишек сегодня зовут «Бу – бу – бу». А всех девчонок «Сю –сю – сю! ». Только я не понял, кого у нас на празднике больше – девочек или мальчиков? Давайте сделаем так! Поиграем в игру, которая называется «Девочки и мальчики» и проверим кого из них больше. Смотрите на меня, ребята, и повторяйте за мной. (выполняют стоя)

ИГРА «ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ»

Два притопа (топают)

Два прихлопа (хлопки)

Ёжички, ёжички (сжимают и разжимают ладони)

Бег на месте / 2 раза (бегут на месте, руки согнуты в локтях)

Ножнички / 2 раза (скрещивание прямых вытянутых рук)

Погремушки / 2раза (имитация погремушек)

Зайчики / 2раза (ладони над головой)

Ну – ка, дружно! Ну – ка, вместе!

(Девочки, мальчики)

Посчитал! Мальчиков 100 и девочек 100! Вот сколько! Вообщем, много – много!

Ведущий:Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами замечательный день, мы собрались здесь все вместе для того, чтобы отпраздновать День рождения. А чей день рождения, отгадайте загадку:

«Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита,

не человек, а рассказывает… » (книга).

Правильно, ребята, это-книга. Ежегодно 2 апреля все празднуют Международный день детской книги.

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие – в прекрасную книжную страну. В дорогу мы возьмем ценный багаж: шутки, песни да пляски, смекалку да внимание, иначе нас просто не пропустят в сказочное королевство. У меня есть карта сказочного королевства. А попасть туда можно, если скажем волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте: «Раз, два, три, дверцу, Книга, отвори! »

Дети повторяют слова, звучит музыка.

Откройте глаза! Кажется мы на месте. На полянке Загадок.

Ведущая загадывает загадки, дети отгадывают.

Загадки

1) Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … (Айболит)

2) Что за странный человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос суёт свой длинный. Кто же это?. (Буратино)

3) Возле леса, на опушке, Трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя)

4) Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё. А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка)

5) Он гулял по лесу смело, Но лиса героя съела, На прощанье спел, бедняжка, Его звали … (колобок)

6) В Простоквашино он жил, И с Матроскиным дружил, Простоват он был немножко, Звали пёсика … (Шарик)

7) Бедных кукол бьёт и мучит, Ищет он волшебный ключик, У него ужасный вид, Это доктор … (Карабас)

8) Он большой шалун и комик, У него на крыше домик, Хвастунишка и зазнайка, А зовут его … (Карлсон)

Под музыку идут по залу змейкой, меняя направление и т.д.

Ведущий:А следующая остановка – Сказочная. А вы книги читаете? Знаете стихи или сказки?

На Сказочной полянке произошла путаница. Нам просто необходимо правильно вспомнить сказки, иначе мы не сможем продолжить наше путешествие.

Называет сказки, дети исправляют ошибки в названиях сказок

«Царевна-индюшка»

«Петушок – золотой пастушок»

«По-собачьему велению»

«Сивка-будка»

«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»

«Лапша из топора»

Крошечка-Горошечка,

Музыкальная игра «Если весело тебе»

Ведущий:Следующая остановка ….. Посмотрите мешок, а в нем вещи какие-то? Кто интересно их потерял…

Достает предметы из мешка, дети называют сказочного героя.

Туфелька — Золушка

Ключик – Буратино

Перо – Жар-птица

Зеркало – Мачеха

Красная шапочка – Красная шапочка

Градусник – Доктор Айболит

Бочонок меда – Винни-Пух

Яйцо – Курочка Ряба

Я всех ребят приглашаю станцевать веселый танец.

Танец «Потанцуй со мной, дружок»

Игра «Собери иллюстрацию к сказке»

2 команды, плоскостные фигуры сказочных героев. Все герои перемешаны на столе. Дети отгадывают произведение и бегут по одному, чтобы выбрать нужного героя и прикрепить на фланелеграф.

Ребята, как незаметно с шутками, играми мы добрались до книжного Государства.

Я вам буду задавать стихотворные вопросы, а вы все вместе, громко отвечайте: Я! Понятно? Давайте прорепетируем: Дети кричат «Я»!

Кто пришёл сюда играть? – «Я»

Книжки умные читать? – «Я»

Кто из вас не любит скуки? – «Я»

Кто здесь мастер на все руки? – «Я»

А кто книжки бережёт? – «Я»

Я знаю, что вы любите книги, знаете правила обращения с ней. И наверное у каждого есть любимая книга.

Дети называют любимые книги.

И в подарок для вас у меня есть интересная книга.

Книга в трудный час поможет

И всегда нам даст совет.

Наши знания умножит,

На вопросы даст ответ.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней.

А нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте: «Раз, два, три, четыре, пять, возвращаемся в детский сад»

Дети повторяют слова, звучит музыка.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по книгам»

 

Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения по средствам художественной литературы.

Задачи:

Образовательная:

 — Обобщить представления детей о детских писателях, о жанрах литературных произведений.

Развивающая:

 — Развивать умение излагать мысли, познавательный интерес; способствовать развитию положительных эмоций через чтение художественной литературы.

Воспитательная:

 — Воспитывать бережное отношение к книге.

Предварительная работа: рассматривание портретов писателей, поэтов; чтение рассказов, сказок, стихотворений, поэм, басен; отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций к сказкам, произведениям, стихотворениям, басням; прослушивание аудиозаписей.

Словарная работа: обогащение и активизация словаря — библиотека, книга, произведение, стихотворение, басня.

Индивидуальная работа: совершенствовать умение правильно строить ответ на поставленный вопрос, отвечать полным предложением.

Материал и оборудование: демонстрационный: книги с произведениями, сказками, стихотворениями, баснями; иллюстрации героев сказок, рассказов; материал для аппликации.

Ход занятия

Воспитатель:

Сегодня день у нас особый! Я познакомлю вас друзья,

С предметом, без которого прожить на свете нельзя!

  Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно.

 Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней.

— Что это? (книга)

— Ребята, а что такое книга? (в книгу записывают произведения, сказки, стихи, басни, былины…)

— Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашим книгам, а вернее, вспомним, что мы из них узнали.

— Ребята, как называется место, где хранятся книги? (Библиотека)

— Вот однажды к нам в библиотеку заглянул необычный читатель.И стал нашим верным другом и помощником!

(Входит Кот)

Воспитатель:Позвольте вам его представить. Это кот Учёный – известный сказочник из Лукоморья.

Кот Ученый: Здравствуйте, друзья.

Воспитатель: Ребята, назовите произведение, в котором Кот Ученый ходит по цепи кругом? («Руслан и Людмила») А кто написал это произведение? (А. С. Пушкин.)

— Расскажите нам, Кот Учёный, что интересного у вас под дубом.

Кот Учёный:Мур–рр, новостей много. Например, стали издавать специальную газету для кошек.

Вот какие объявления в ней есть:

«Ищу уютный теплый дом со старым креслом, очагом,

Без сквозняков и без ребят, что за хвосты не теребят».

«Нужна синьора средних лет для чтенья книжек и газет.

Условье знанье языков в соседних лавках мясников».

«Могу подвал или чердак от крыс очистить срочно».

«Знакомство ищет холостяк с владелицей молочной».

Так целый день до темноты в любое воскресенье

Читают кошки и коты кошачьи объявления.

Воспитатель: Какие интересные объявления!

Кот Учёный: Вы знаете, в библиотеке можно обогатить свой разум, удовлетворить любознательность и научиться пользоваться знаниями, почерпнутыми из книг.

Воспитатель:Вы так мудры!

Кот Учёный: Я же Кот Учёный.

Воспитатель: Напомните, пожалуйста, что такое – библиотека?

Кот Учёный: Библиотека – это храм книги, где хранится мудрость, накопленная человечеством за много веков. Библиотеки бывают взрослые и детские.

Воспитатель:Мы тоже с детьми были в центральной библиотеке. Она очень большая и красивая. Там очень много книг. В нашей группе тоже сеть своя небольшая библиотека.

Кот Учёный:Это хорошо. Значит, вы много читаете. И, наверно, каждый из вас слушая сказку, представлял себя героем. Ребята, а давайте проверим, как хорошо вы знаете сказки.

Кот Учёный задаёт вопросы.

 — Милая, работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу. (Золушка)

 — Маленькая девочка весело бежит

 По тропинке к домику, что в лесу стоит.

 Нужно этой девочке к бабушке скорей,

 Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная шапочка)

 — Какое домашнее животное помогало девочке выполнять задания мачехи? (Корова)

— Как называется сказка? («Крошечка – Хаврошечка»)

— Что выросло из костей коровы? (Яблоня)

— Из какой сказки эти слова? Кто ее автор? «Вечно опаздываете, негодный мальчишка! Кто вас воспитывал? » («Приключение Буратино», А. Толстой)

 — Позовите Сивку – Бурку словами из сказки. («Сивка – Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!)

— Как звали хозяина этой лошади? (Иванушка – Дурачок)

Кот Учёный: Ребята, у нас в библиотеке многие книги порваны, не хватает страниц. Что делать, не знаю?

Воспитатель:А ты знаешь, Кот, мы знаем правила обращения с книгой. И соблюдаем их.

 Дети называют правила обращения с книгами:

 — Книгу надо брать чистыми руками;

 — книги нельзя рвать;

 — книги нельзя мять;

 — нельзя рисовать на книгах;

 — нельзя загибать углы книг;

 — книги надо убирать на место;

 — нельзя вырывать листы из книг;

 — нельзя кушать, держа рядом книгу.

 Кот Учёный: Какие вы молодцы! Я все правила расскажу лесным жителям.

 Ведущий: Кот Ученый, побудьу нас ещё. Поиграем.

 1 задание. «Злые» и «Добрые» герои.

 (На магнитной доске вперемешку выставлены картинки «злых» и «добрых» героев из сказок и рассказов.Дети выбирают героя и объясняют, из каких произведений эти герои)

 2 задание «Угадай друга»

 Ведущий: Кто был другом Винни Пуха? (пятачок, ослик Иа, кролик)

(Сказка А. Милн «Винни Пух и все, все, все»)

— У Герды? (Кай, олень) (Г. Х. Андерсен «Снежная Королева»)

— У крокодила Гены? (Чебурашка) (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

-У Незнайки? (Знайка, Гунька, Винтик, Шпуньтик)

-У Буратино? (Мальвина, Пьеро, Артемон) (А. Толстой «Золотой ключик»)

— У Карлсона? (Малыш) (А. Линдгрен «Повесть о малыше и Карлсоне»)

3 задание «Угадай книгу»

На полке выставлены книги, дети берут по одной знакомой книге и называют её название и автора.

Ведущий:Молодцы, ребята!

Кот Ученый: Пусть с каждым годом становится все больше и больше ребят, у которых есть надежный друг и советчик – книга.

Ведущий:А сейчас мы с вами сделаем закладки для книг.

(На столах приготовлены цветные полоски, различные узоры, клей, салфетки)

(Дети приклеивают детали на полоски)

Ведущий:А сейчас в заключении нашего путешествия ребята исполнят песню «Песню про книги» на мотив «Песенка Мамонтёнка»

Кот Ученый со всеми прощается и уходит.

Ведущий: До свидания, до новых встреч»

Выступление на родительском собрании в старшей группе на тему: «Роль книги в игре»

«Я не знаю, во что мне играть, « — часто жалуются дети. Детское воображение и фантазия постоянно нуждаются в пище. И её щедро питают книги. Только для этого надо с детьми играть.

Педагоги считают, что до 2 лет ребёнок нуждается в каждодневных играх со взрослыми, но ведь в этом возрасте за детьми и так следят постоянно, значит, повторяем, речь идёт не о времени, а о том, как общаться с малюткой.

Что же касается ребят 4-5 лет, то с ними можно играть уже 1-2 раза в неделю по 15-20 минут. Остальное время они играют сами.

Некоторые родители регламинтируют игру с самого начала до конца. Тем самым докучают ему, а главное, мешают развитию самодеятельности, инициативы, выдумки, фантазии… Игры по книгам будут эффективнее, если играете с ребёнком и в другие игры. Играете как партнёр, а не учитель, играете не снисходительно, а всерьёз, заинтересованно, азартно. Не даёте фору: ведь в игре со сверстниками он не получит спуска, а претензии на особые права вызовут отпор.

Учите взаимодействовать в игре, но и прощайте, когда ребёнок увлечённо и сосредоточенно играет один. Драгоценная привычка оставаться с самим собой – залог развития. Детская игра – благоприятный момент для наблюдения за характером сына или дочери и для корректировки их поведения. Вот случай.

Девочка с любимой куклой дразнила другую, нелюбимую. Ей это казалось очень остроумным, пока она не услышала укоряющий голос отца: »За что вы обижаете бедную девочку?!» В одну секунду всё стало ясно и стыдно этой девочке.

Вникая в игры по книгам, вы получаете дополнительные возможности для воспитания своих детей. Так, ребята любят изображать проказы Буратино и Карлсона. Пусть веселятся, только предложите разыграть и те эпизоды, из которых видно, что герои и не только шалуны, но и хорошие товарищи, и верные друзья.

Мальчики могут очаровываться и злодеями, восхищаясь грубой силой: »Я-Карабас, у меня есть плётка! Все меня боятся!» В это случае напомните сыну, чем кончил этот злодей (его победили Буратино и его друзья).

В наше время значение игр по книгам стало больше, потому что дети, растущие на телепередачах и «видео», читают нетерпеливо, поверхностно, а игры по книгам останавливают их внимание на тексте, побуждая запоминать его и воспроизводить в своем воображении, наслаждаясь художественным словом.

Игры по книгам трудно переоценить: это и творческие повторение прочитанного, и тренировка памяти, и развитие воображения, и прекрасная школа родной речи, и развитие чувства юмора. Благодаря игре ребёнок еще не овладевший активной речью, улавливает смысл песенки, стихотворения:

Маша варежку надела,

(называем имя своей дочки)

Ой. Куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла.

Посмотрите-ка, нашла.

Ищешь, ищешь и найдёшь!

Здравствуй, пальчик, как живёшь?

(«Варежка» Н.Саксонская)

Затем ребёнок сам начнёт «беседовать» со своим пальчиком.

Очень полезны мини-спектакли в младенческие годы – «Ладушки», «Гуленьки», «Сорока-белобока». Можно играть в сказки «Репка», «Теремок». Сначала играет мама, малыш слушает. Потом играет сам. Разыгрывая сказку, научите ребёнка выразительно читать вставные песенки, воспроизводить интонацию.

Книга также даёт толчок для ролевой игры, для свободного полёта воображения и фантазии, для импровизации. Все, кто наблюдают детские игры, знают, что они как бы сотканы из мгновений. Вот ребёнок и берёт из книги отдельные мотивы, приспосабливая их для своей игры. Только для этого в его голове должна быть полная картина – события, обстоятельства из книги. Дети могут отвечать отрывками, строками из стихотворений, произведений. Детей привлекают герои, у которых есть характер и судьба. Вот почему подросшие ребята импровизируют свои игры по повестям – сказкам: «Золотой ключик» А.Толстого, «Приключения Незнайки» Н.Носова, «Карлссон, к5отрый живёт на крыше» Астрид Линдгрен и др. Однако в ролевой игре по книгам далеко не разыгрываются конкретные произведения, напротив, чаще в играх проявляется общая начитанность ребёнка, и он играет то в солдата, то в казака-разбойника, то в пирата, сам придумывая сюжеты, навеянные книгами. Войти в роль мамы маленькой девочке поможет поэзия. Так, крошке захочется подражать Тане из стихотворения В.Орлова «У меня полно хлопот», которая целый день нянчит свою дочку. Дети в своих играх могут повторить и сюжеты рассказов. Чтобы поддержать игру, спрашивайте дочку: «Что ты сегодня читала кукле Кате? Что ей понравилось?

Сравнивая книги о Барби с нашей литературой о девочке, играющей в куклы, замечаешь существенное различие: Барби только развлекается со своими «детьми», а у нас – поэтизируются материнский труд, материнская забота, что соответствует самым глубинным потребностям женской натуры и воспитывает доброту, мягкость, чуткость, нежность, т.е. женственность. Вот они, духовные связи между родителями и детьми, когда отец и мать могут навязчиво прививать детям свою мораль и взгляды на жизнь. Игры о профессиях не только любимы, но и полезны для развития детей, потому что ребёнок, входя в роль, проникается желанием стать работником. Так возникает жизненная ориентированность на труд, глубоко заложенная в наших национальных традициях.

«Мужичок с ноготок» , «Крестьянские дети» Н.Некрасова

Стихи о профессиях легко притворить в игре именно потому, что они показывают, как люди работают.

Стихотворение «Дядя Стёпа» С.Михалкова поможет вашему сынишке поиграть в милиционера – сильного и доброго стража порядка, защитника хороших людей и грозе хулиганов. С мамой и папой интересно разгадывать загадки и литературные викторины. Дети проявляют большую активность.

Поэтому больше играйте с детьми и вовлекайте их в чудесный мир книг!

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв