Вы здесь: Главная > Общее образование, Роль семьи, Этнокультурное образование > Роль семьи в этнокультурном образовании

Роль семьи в этнокультурном образовании


Насыбуллина Алсу Ильдаровна

учитель родного языка и литературы

МБОУ «Многопрофильная школа №181» г. Казань


В данной статье рассматриваются особенности и значимость семьи в процессе этнокультурного воспитания детей. Демонстрируется ведущая роль семьи в процессе становления личности в этнокультурной среде. Дана характеристика наиболее значимым средствам овладения культурой родного народа.

В современном мире на протяжении последнего десятилетия ярко наметилась тенденция народов к сохранению своей самобытности, культуры, признания своей национальной идентичности. Вместе с тем встают вопросы о сохранении и развитии этнокультуры.

Потребности человека в образовании могут быть подразделены на потребности в научном знании и знании повседневном.[1] Если первый вид реализуется посредством формального образования, то повседневное образование человек получает в непрерывном режиме на протяжении всей жизни.

В контексте повседневного образования, наряду с первичными, жизненно важными навыками, значимую роль приобретает этнокультурное образование человека. В России семья всегда была и остается источником развития общенациональных форм развития. Семья выступает своеобразным проводником в мир этнокультуры, где присутствует богатая история народа, имеются устои и нормы общества, склад быта, формы и стиль общения между участниками этноса. В семье, на основе таких этнокультурных столпов как традиции, язык, фольклор, человек начинает формироваться как личность, происходит закладка общечеловеческих ценностей; зарождается и укрепляется духовность; формируются стереотипы поведения и мировоззрения.

Одним из основополагающих средств овладения культурой родного народа для ребенка является родной язык. Человек с младенчества попадает под влияние и власть языка родителей. В процессе развития сознания ребенка происходит усвоение культуры того речевого коллектива, членом которого он оказался, и формируется этнический менталитет. При идентификации личности по принадлежности к той или иной этнокультурной составляющей, родной язык также выступает основным показателем. А так как язык – главное средство общения, то значимость применения родного языка в условиях семьи становится очевидной. О благополучной этнокультурной атмосфере в семье можно заявлять лишь в том случае, если родители между собой и со своими детьми разговаривают на родном языке. Бережно относятся к прошлому своего народа, развивают настоящее, заботясь о будущем.

Вторым, не менее важным средством овладения этнокультурой является преемственность поколений. От старшего к младшему поколению передается колоссальный опыт, устои и мировоззрение предков, являющихся фундаментальными при построении этнокультурного образования сегодня. И позволю себе не согласиться с мнением, что преемственность синоним консерватизма. Отнюдь. Преемственность это не абсолютное перенятие и использование опыта прошлых поколений, это тонкий синтез современных реалий и социального опыта старших поколений, безболезненная трансформация прошлых открытий, достижений и социокультурных устоев согласно требованиям современного мира.

Преподавательский стаж учителя родного языка и литературы позволяет мне сделать выводы о том, что дети из семей, ориентированных на сохранение этнокультуры, эмоционально гораздо легче адаптируются к новой этнокультурной среде. Такая же тенденция присуща изучению языков. Если дома ребенок разговаривает с родителями на родном языке, в дошкольном образовательном учреждении разговаривает на русском, то в школе изучение неродных языков у таких детей складывается в разы легче, чем у детей с одним языком общения в арсенале.

Чтобы каждый ребенок мог приобщиться к культурному наследию своего народа, познать его жизненную философию, необходимо в условиях семьи обеспечить получение полноценной информации о себе, как члене определенной этнической общности, помочь каждой семье привить детям любовь к национальной культуре, искусству и мастерству своих предков, последовательно воспитывать в детях чувство личной ответственности за сохранение и развитие родного языка, обычаев и традиций народа и продолжить данную работу в образовательных учреждениях.

Лишь пройдя путь этнокультурной социализации человек может говорить о приобщении к культурам ближайшего окружения в частности, и к мировым культурам в целом.

Библиография

1. Прокопенко Ю.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ – ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;

2. Тюкавкина Н. В. Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 84-87.

3. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — Москва: Академия, 2002. — 160 с.

  1. Прокопенко Ю.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ – ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв