Использование ИКТ при обучении детей татарскому языку в детском саду
Газизова Лейсан Салаватовна
Воспитатель по обучению детей татарскому языку первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей №75» г. Нижнекамск
В условиях динамично меняющегося мира наиболее актуальной задачей образования на сегодняшний день является формирование информационной культуры дошкольников. Об этом твердят и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). На решение этой задачи в свою очередь настроены ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Информационно-коммуникационные технологии становятся наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного детского сада.
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы и способы, алгоритмы обработки информации.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникационных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно- воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С.Пейперт, Б. Хантер, Е.Н.Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведётся в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ. Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды. Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребёнка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучении, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.
Использование ИКТ в образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н.Моторина, С.П.Первина, М.А.Холодной, С.А.Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно — логическому мышлению.
Первые опыты применения медиатехнологий в детском саду позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
— предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
— компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
— движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка;
Мультимедиа-занятия позволяют интегрировать аудиоинформацию, представленную в различных формах (видеофильм, анимация, слайды, музыка и т.д.), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря демонстрации явлений и объектов в динамике.
Однако хочется отметить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его, т.е. использование компьютерных технологий не заменяет привычный ход работы, а является дополнительным источником информации.
В последнее время всё чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Одной из инноваций в ДОУ является использование ИКТ при реализации УМК (учебно-методические комплекты) по обучению дошкольников государственным языкам РТ, которые были разработаны творческими группами в целях внедрения закона РТ «О государственных языках в РТ и других языках в РТ». У педагогов появилась возможность вести работу по реализации УМК не только ходе образовательной деятельности, но и в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми, пользуясь разными видами выданных им материалов. К таким материалам относятся аудио- и видео-приложение к УМК для детей 4-7 лет, мультипликационные фильмы студии «Союзмультфильм» (на татарском языке), «Татармультфильм», цикл телепередач для детей дошкольного возраста “Әкият илендә», сказки на татарском языке (видео), музыкальные сказки на татарском языке (аудио), электронные версии рабочих тетрадей детей и многое другое.
Использование анимационных сюжетов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Лексический и грамматический материал вводится в занимательной форме. Вводится не только лексика, но и наглядно показывается действие, которое можно произвести с каким-то предметом. Это способствует быстрому развитию лексического словаря и развитию элементарных разговорных навыков на татарском языке. Фонетический материал (звуки, ударение, ритм, интонация) отрабатывается на основе имитации. Работа над фонетикой с помощью таких сюжетов формирует такие навыки, как вывод, сравнение, логика, развивает фонематический слух, слухоразличительный навык, помогает оценивать себя адекватно.
Информационные и различные коммуникативные технологии неоценимы не только в ОД воспитателя по обучению детей татарскому языку, но и в совместной деятельности воспитателей групп с детьми, так как использование именно таких технологий помогает приблизить естественную языковую среду.
УМК предусматривает совместную работу с детьми не только педагогов ДОУ, но и родителей в семье. Родители уведомлены о том, что все материалы учебно- методических комплектов (для закрепления знаний детей дома) можно найти на официальном сайте Министерства образования и науки http://mon.tatar.ru в разделе «Дошкольное образование».
В заключении хочется отметить, что использование ИКТ дает положительный отклик со стороны детей, активизирует познавательную деятельность, повышает эффективность процесса обучения, интеллектуальный уровень развития детей.