Вы здесь: Главная > Дошкольное образование, Полилингвальная среда, Художественная деятельность > Персонализированный подход в художественной деятельности к развитию ребенка в условиях полилингвальной среды

Персонализированный подход в художественной деятельности к развитию ребенка в условиях полилингвальной среды


Ветошкина Ольга Александровна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Радуга»

ЧМР РТ


Одним из основных критериев успешности художественного образования детей дошкольного возраста выступает взаимосвязь индивидуальных и групповых стратегий образования.

Под индивидуальной образовательной стратегией понимается система дидактических  мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей. Использование персонализированного подхода способствует развитию природного потенциала каждого ребенка, что является педагогической поддержкой конкретного ребенка. Прежде чем представить свой опыт адресного подхода к развитию художественной деятельности конкретного ребенка, скажу несколько теоритических слов, которые позволят ярко представить модель индивидуального маршрута.

Индивидуальная траектория развития каждого ребенка проектируется по принципу эпигенетического ландшафта (термин Ж. Пиаже), когда все дети находятся в одном образовательном и социокультурном пространстве, но «движутся» разными маршрутами к «горизонтам» своего развития через «зоны ближайшего развития».

Согласно модели эпигенетического ландшафта, ребенок может следовать возможными путями своего развития, подобно некому шару, помещенному в реальное пространство. Ландшафт накладывает  ограничения на скорость и характер движения катящегося шара. Какая-то ситуация в окружающей среде может подтолкнуть шар к изменению курса, он, к примеру, натолкнется на препятствие или попадет в глубокую впадину, откуда должен будет каким-то образом выбраться. В психологии эти препятствия называются критическими точками или кризисами. Промежутки между впадинами эпигенетического ландшафта могут быть представлены как критические точки личностного роста, в которых процесс развития будет обретать некоторые конкретные формы, обусловленные факторами времени и специфики окружающей среды. Переходы между соединяющимися впадинами могут отражать процесс развития между основными изменениями. Угол склона определяет скорость процесса развития: неглубокие впадины отражают относительно устойчивые состояния, а глубокие впадины с крутыми склонами символизируют периоды быстрых изменений и переходов со ступени на ступень развития.

Модель эпигенетического ландшафта иллюстрирует принцип индивидуализации развития: один и тот же результат, может быть достигнут разными путями; развитие может быть более медленным или более быстрым у разных индивидов, так как оно идет разными путями и по-разному зависит от влияний окружающей среды.

Я хочу представить свой небольшой опыт осуществления индивидуального образовательного маршрута на примере Исмаила Г., воспитанника с особыми образовательными потребностями средней группы, в которой я являюсь воспитателем. Речь идет об образовательном маршруте в рамках реализации кружковой деятельности художественно-эстетической направленности «Забавные ручки» («Funny hands» — «Кызыклы куллар»): направление — детское конструктивное творчество – техника оригами. Особенностью данного ребенка является то, что он растет в полилингвальной среде: мама – татарка, папа – азербайджанец, окружающая среда – русскоязычная. Основной язык общения дома — два языка: татарский и азербайджанский, а в детском саду — русский. При поступлении в группу ребенок вообще не говорил на русском языке: почти не понимал русскую речь и обращения к нему на русском языке. Постепенно, маленькими шажками, благодаря индивидуальному продуманному подходу, ребенок втягивается в данный вид художественной деятельности. Развивается пассивный и активный словарь, появляются элементарные навыки в технике оригами. Систематичность работы и динамика отражается мною с помощью Дневника, который я и представляю вашему вниманию (демонстрация Дневника в бумажном и электронном варианте на слайдах, описание работы с ним).

«Дневник…» в развернутом виде напоминает обычный школьный дневник, только назначения у них разные. Одна развернутая сторона отражает работу за месяц (4 занятия в рамках кружковой деятельности).

Рассмотрим поближе: указывается месяц, дата, тема занимательной деятельности.

В других двух столбиках отражаются успехи ребенка и затруднения, которые ребенок испытывал во время конструктивной деятельности.

Справа условно обозначается результат с помощью улыбки смайлика, каждая из которых имеет своё значение (зачитать). По итогам планируется индивидуальная работа.

Таким образом оформляется работа по итогам каждой занимательной деятельности в рамках кружка.

А по итогам учебного года будет заполнена последняя страница «Дневника…» — «Мои достижения за год», на которой уже прописаны те умения, которыми ребенок должен овладеть согласно рабочей программе кружка, выбираются те, которыми ребенок овладел и делаются пометки.

Я убеждена в том, что вся эта кропотливая, глубоко продуманная работа с ребенком в конечном итоге приведет к тому, что ребенку во время занимательной художественной деятельности не захочется бездумно бегать, кричать, мешая всем, потому что у него будут получаться поделки своими руками.

Все это доставит ребенку удовольствие, и даст чувство самоутверждения: «Я это умею!».

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв